Приложение 1.
Изменения в проект Закона Республики Беларусь «О лицензировании»
В статье 38:
Абзац второй пункта 2 дополнить словами «, если иное не установлено абзацами третьим-пятым настоящего пункта»;
Дополнить пунктом 3 следующего содержания: «3. При принятии лицензирующим органом решения, предусмотренного абзацами третьим-пятым пункта 2 настоящей статьи, действие лицензии сохраняется в неприостановленной части.».
В статье 207:
В пункте 3 после слов «лицензируемого вида деятельности» дополнить словами «(за исключением оказания платных медицинских услуг)».
В статье 208:
По тексту статьи слова «медсестер по массажу (техников-массажистов)» заменить словами «медицинских сестер-массажистов, медицинских братьев-массажистов, техников-массажистов»
Абзац пятый подпункта 2.3 пункта 2 дополнить словами «или наличия документов установленных Министерством здравоохранения подтверждающих право на занятие должности врача-специалиста и стажа работы по иной специальности врача не менее трех лет».
В статье 212:
Абзац седьмой дополнить словами «, наличие которых предусмотрено нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения».
Приложение 2.
Обоснование внесения изменений в Проект Закона Республики Беларусь «О лицензировании»
Статья 38.
Внесение изменений в пункт 2 статьи 38 лишает лицензирующий орган права по своему усмотрению приостанавливать всю лицензию либо ее часть. Предлагается, чтобы в случае, если есть возможность приостанавливать действие лицензии только в ее части, где было нарушение, то приостановить действие всей лицензии лицензирующий орган не мог.
Данное изменение основано на практике применения Указа Президента Республики Беларусь № 450 от 1 сентября 2010 г. (далее — Указ 450) и направлено на снижение коррупционных рисков, создает условия для стабильного развития бизнеса и инвестиционной привлекательности.
При подготовке Указа Президента Республики Беларусь № 326 от 2 сентября 2019 г. «О совершенствовании лицензирования» ставилась задача разрешить данный вопрос, но так как сформулирован пункт 2 остается неоднозначность в его толковании.
Дополнение пунктом 3 статьи 38 сохраняет норму, имеющуюся в Указе 450, которая устанавливает определённость в отношении неприостановленной части лицензии.
Пункт 3. Внесение изменений в пункт 3 статьи 207 позволит создать равные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности, повысит ответственность перед пациентами, которые добровольно согласились воспользоваться платными медицинскими услугами, сохраняя бюджетные средства здравоохранения. Если государственная организация здравоохранения или Белорусское Общество Красного Креста оказывают платные медицинские услуги населению, то на эти платные виды работ и услуг медицинской деятельности необходимо получать лицензию, и осуществление данной деятельности должно соответствовать единым лицензионным требованиям и условиям для организаций всех форм собственности. В настоящее время коммерческая медицина в государственных организациях, как составная часть системы здравоохранения, попала в «особые тепличные условия».
Кроме того, отмена лицензирования медицинской деятельности в государственных организациях здравоохранения (включая оказание платных медицинских услуг) создало прецедент и может привести к отмене лицензирования для всех видов деятельности, осуществляемых государственными организациями. В этом случае, лицензирование, как способ регулирования и контроля за соблюдением требований и условий ведения особых видов деятельности, останется только для частных организаций, что противоречит пункту 1 Директивы Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 г.
Внесение соответствующих изменений в настоящий проект Закона Республики Беларусь согласуется с положениями Программы социально-экономического развития на 2021-2025 гг. и Указом Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 г. №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», в которых предусмотрены создание и обеспечение равных условий конкуренции на внутреннем рынке и раскрепощение деловой инициативы.
Статья 208.
Изменённые наименование должностей в статье приведены в соответствие с номенклатурой должностей служащих медицинских работников, установленной Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.05.2021 № 61.
Изменением в абзац пятый подпункта 2.3 пункта 2 определяется возможность оказания медицинской помощи врачом-специалистом при условии его соответствия установленным Министерством здравоохранения Республики Беларусь требованиям к занятию должностей (постановление Министерства здравоохранения от 31.05.2021 № 72 «О требованиях к занятию должностей служащих медицинских, фармацевтических работников»). Так, предусматривается возможность оказания медицинской помощи врачом-специалистом без обязательного трехлетнего стажа по вновь полученной специальности, но при наличии у данного врача-специалиста стажа работы по предыдущей специальности не менее трёх лет.
В настоящее время создалась ситуация, когда практикующий врач-специалист негосударственной организации здравоохранения (например, врач-терапевт), имеющий стаж работы по своей специальности 6-10 лет, пройдя необходимое переобучение по второй специальности того же терапевтического профиля (например, — кардиологии, ревматологии, пульмонологии и др.), не может приступить к оказанию медицинской помощи по вновь приобретенной специальности (кардиология, ревматология, пульмонология и др.), не наработав по ней стаж в три года. Но наработать данный стаж (по кардиологии, ревматологии, пульмонологии и др.) в организации здравоохранения частной формы собственности непосредственно после переподготовки (подготовки в клинической ординатуре, магистратуре) указанный врач фактически не может ввиду действующего требования о необходимости наличия у него трехлетнего стажа по вновь приобретенной специальности.
Кроме того, лицензионными требованиями определена необходимость наличия у врача любой специальности организации здравоохранения частной формы собственности квалификационной категории, что уже предполагает наличие у данного врача стажа работы не менее трех лет, а в случае первой или высшей квалификационной категории — не менее 6-10 лет.
При этом необходимо указать, что в штате организации здравоохранения частной формы собственности данный специалист (врач-кардиолог, ревматолог, пульмонолог и др.) является дополнительным по заявленной работе и (или) услуге (по кардиологии, ревматологии, пульмонологии и др.) к тому специалисту, который соответствует требованиям, указанным в абзаце пятом подпункта 2.2 пункта 2 статьи 208 настоящего закона.
Для сравнения — в государственных организациях здравоохранения врач-специалист может приступить к оказанию медицинской помощи, в том числе оказанию платных медицинских услуг, по имеющейся или вновь приобретенной специальности непосредственно после прохождения интернатуры или переподготовки (подготовки в клинической ординатуре, магистратуре) без каких-либо дополнительных условий по стажу. Также для государственных организаций здравоохранения отсутствуют требования по обязательному наличию у врачей-специалистов квалификационной категории.
Таким образом, внесение данной нормы позволит повысить доступность медицинской помощи для граждан и частично сгладит неравенство условий с государственными организациями здравоохранения по переподготовке врачей из-за отсутствия у них лицензирования медицинской деятельности. Кроме того, даст возможность врачам-специалистам частных организаций здравоохранения проходить дополнительное обучение и повышать свой профессиональный уровень.
Статья 212.
В абзаце седьмом статьи 212 предлагается уточнить неконкретные требования (отнесенные к грубым нарушениям законодательства о лицензировании), которые не регламентируются конкретными нормативно-правовыми актами, что позволит сузить поле для проявления злоупотреблений со стороны контролирующих органов. Отсутствие чёткой, конкретной и ясной нормы, в которой перечислены необходимая для осуществления медицинской деятельности медицинская техника и изделия медицинского назначения, создает высокие риски для запрета (ограничений) деятельности и привлечения к ответственности субъекта хозяйствования в зависимости от цели (установок) контролирующего органа, а также создает высокие коррупционные риски.
Так как невыполнение указанного требования относится к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, которые теоретически могут привести к серьезным последствиям для жизни и здоровья граждан при оказании им медицинской помощи, то целесообразно данные требования систематизировать, указать их в нормативных правовых актах Министерства здравоохранения или создать соответствующие конкретные перечни.
Данное дополнение сформулировано по аналогии с абзацем шестым статьи 212.
Приложение 3.
Проект
Внесен Советом Министров
Республики Беларусь
Закон Республики Беларусь о лицензировании
Принят Палатой представителей
Одобрен Советом Республики
Статья 38. Приостановление лицензии
1. Лицензия считается приостановленной со дня, указанного в решении лицензирующего органа, до дня принятия лицензирующим органом решения о ее возобновлении или до дня, указанного в решении лицензирующего органа о прекращении лицензии.
2. Лицензирующий орган может при наличии соответствующих оснований принять решение о приостановлении лицензии в отношении:
- Лицензии в целом, если иное не установлено абзацами третьим-пятым настоящего пункта;
- Одного или нескольких обособленных подразделений, торговых и иных объектов, помещений, транспортных средств, территорий, сведения о которых внесены в ЕРЛ, — в случае, если нарушения выявлены в отношении этих обособленных подразделений, торговых и иных объектов, помещений, транспортных средств, территорий;
- Одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, видов (групп) продукции — в случае, если нарушения выявлены в отношении этих работ и (или) услуг, видов (групп) продукции;
- Определенной территории — в случае, если лицензией предусмотрено, что она действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь.
3. При принятии лицензирующим органом решения, предусмотренного абзацами третьим-пятым пункта 2 настоящей статьи, действие лицензии сохраняется в неприостановленной части.
Статья 207. Лицензиаты, лицензируемый вид деятельности, работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности
3. Не требуется получения лицензии, предусмотренной настоящей главой, для осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением оказания платных медицинских услуг) государственными организациями здравоохранения, государственными организациями физической культуры и спорта, учреждениями образования и социального обслуживания, Белорусским Обществом Красного Креста, санаторно-курортными и оздоровительными организациями. При этом осуществление такой деятельности допускается при условии соответствия указанных организаций иным специальным требованиям, установленным законодательством о здравоохранении.
Статья 208. Долицензионные требования
2. Долицензионными требованиями для юридического лица, иностранной организации помимо требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, являются:
2.2. Наличие не менее чем у одного работника на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющим лицензируемый вид деятельности, во всех местах осуществления этой деятельности:
- Высшего и (или) среднего специального медицинского образования;
у медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, — первой или высшей квалификационной категории; - У медицинских работников, имеющих среднее специальное медицинское образование, — квалификационной категории, за исключением медицинских сестер-массажистов, медицинских братьев-массажистов, техников-массажистов и зубных техников, для которых наличие квалификационной категории не требуется;
- У медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, — стажа работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемый вид деятельности, не менее трех лет;
- Документа о повышении квалификации или переподготовке по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемый вид деятельности.
2.3. Наличие у иных медицинских работников:
- Высшего и (или) среднего специального медицинского образования;
- Документа о повышении квалификации или переподготовке по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемый вид деятельности;
- Квалификационной категории, за исключением медицинских сестер-массажистов, медицинских братьев-массажистов, техников-массажистов и зубных техников, для которых наличие квалификационной категории не требуется;
- У медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, — стажа работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемый вид деятельности, не менее трех лет или наличия документов, установленных Министерством здравоохранения, подтверждающих право на занятие должности врача-специалиста и стажа работы по иной специальности врача не менее трех лет.
2.4. Назначение работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности в организации, не являющейся организацией здравоохранения.
3. Долицензионными требованиями для индивидуального предпринимателя помимо требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, являются:
3.1. Наличие у него:
- Высшего и (или) среднего специального медицинского образования;
- Первой или высшей квалификационной категории — для имеющего высшее медицинское образование;
- Стажа работы по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемый вид деятельности, не менее трех лет — для имеющего высшее медицинское образование;
- Квалификационной категории, за исключением медицинских сестер-массажистов, медицинских братьев-массажистов, техников-массажистов и зубных техников, для которых наличие квалификационной категории не требуется, — для имеющего среднее специальное медицинское образование;
- Документа о повышении квалификации или переподготовке по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемый вид деятельности.
3.2. Наличие у медицинских работников индивидуального предпринимателя, привлеченных им в порядке, установленном законодательством, к осуществлению лицензируемого вида деятельности:
- Высшего и (или) среднего специального медицинского образования;
- Квалификационной категории, за исключением медицинских сестер-массажистов, медицинских братьев-массажистов, техников-массажистов и зубных техников, для которых наличие квалификационной категории не требуется.
Статья 212. Грубые нарушения законодательства о лицензировании
Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании являются:
- Выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, повлекших у гражданина стойкое расстройство здоровья, что подтверждается решением лечебно-контрольного совета Министерства здравоохранения;
- Использование медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, методов оказания медицинской помощи, не зарегистрированных и (или) не разрешенных для медицинского применения (использования) в Республике Беларусь, если иное не установлено законодательством;
- Несоблюдение лицензионных требований, указанных в абзаце втором статьи 209 настоящего Закона;
- Осуществление лицензируемого вида деятельности в местах, не указанных в ЕРЛ (за исключением случаев, когда оказание услуг вне организации здравоохранения предусмотрено законодательством);
- Отсутствие медицинской документации, требуемой для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, наличие и ведение которой предусмотрено нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения;
- Отсутствие медицинской техники и изделий медицинского назначения, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, наличие которых предусмотрено нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения;
- Отсутствие в штате работника, осуществляющего обслуживание и ремонт медицинской техники и изделий медицинского назначения, или договора на их обслуживание и ремонт, а также исправной медицинской техники, в том числе средств измерений, прошедших метрологическую оценку в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений.