Тезисы к выступлению по мерам стимулирования внебюджетного здравоохранения

Предложенную Национальную платформу бизнеса поддерживаем.

Общественное объединение «Белорусский союз предпринимателей» совместно с другими бизнес-союзами и ассоциациями системно занимаются вопросами развития внебюджетного здравоохранения начиная с 1999 года. Разработана подробная Программа, которая сегодня реализована на две трети.

Реализация этой Программы в полном объеме, по нашей оценке. позволит сформировать полноценный внебюджетный сектор здравоохранения, который охватит около 20% населения страны, с годовым оборотом более 2,5 млрд. руб., увеличится ежегодная собираемость налогов и сборов в бюджет с внебюджетных организаций здравоохранения до 600 млн. руб., а также освободятся бюджетные средства государственных учреждений здравоохранения в размере от 1,5 до 2,0 млрд. руб. Ожидается, что за счет добровольного перехода части пациентов во внебюджетный сектор здравоохранения (государственный и частный), а также перераспределения высвободившихся бюджетных средств (именно перераспределения, а не изъятия из бюджета здравоохранения), значительно улучшатся качество и доступность бюджетного здравоохранения.

Программа базируется на 2-х основных принципах:

  1. Равные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности;
  2. Прозрачный бизнес: отрицание серых схем, работа только через «кассу» и без зарплат в «конвертах».

На сегодняшний день, с точки зрения экспертов нашего объединения, необходимо и вполне возможно в обозримом будущем сосредоточиться на решении следующих вопросов:

  1. Ввести лицензирование на платные медицинские услуги, оказываемые государственными организациями.

Это является основным краеугольным камнем создания равных условий хозяйствования для организаций всех форм собственности. Если государственная организация здравоохранения решила оказывать платные услуги, то она должна соответствовать тем же лицензионным требованиям. Пациенты должны знать, что все платные услуги соответствуют одним лицензионным требованиям.

Сегодня лицензирование, как способ регулирования и контроля за соблюдением требований и ведения медицинской деятельности существует только для частных организаций, что противоречит пункту 1 Директивы Президента Республики Беларусь №4 от 31 декабря 2010 года.

  1. Конкретизировать порядок приостановления и прекращения действия лицензии (в случае нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений): если нарушения выявлены в определенной части лицензии, то меры ответственности принимаются только в этой части, с сохранением действия лицензии в оставшейся части. Соответствующие предложения направлялись парламентариям при обсуждении Закона «О лицензировании», но в окончательную редакцию не вошли.

Данное педложение основано на практике применения законодательства о лицензировании и направлено на снижение коррупционных рисков, создает условия для стабильного развития бизнеса и инвестиционной привлекательности.

  1. Отменить государственное регулирование тарифов на все стоматологические (ортопедические и зуботехнические) и диагностические медицинские услуги. Это обусловлено наличием высокой конкуренции и развитостью рынка этих услуг. Законодательно установить, что необходимое государственное регулирование тарифов на другие медицинские услуги осуществляется путем установления предельных уровней рентабельности. Вопрос об изменении подходов по регулированию тарифов на медицинские услуги рассматривался на заседании Общественно-консультационного совета по развитию предпринимательства при Министерстве здравоохранения в марте 2022 года. Было принято решение продолжить работу совместно с МАРТ. Работа прекратилась.
  1. Освободить физических лиц от уплаты подоходного налога с сумм, направленных на медицинскую помощь для себя и близких родственников (ввести налоговый вычет). Речь идет о стимулировании населения заниматься своим здоровьем путем уменьшения налогооблагаемой базы для исчисления подоходного налога на сумму, направленную на медицинскую помощь для себя и близких родственников. Это позволит уйти от «серых схем» и заставит работать всех «только через кассу», увеличит собираемость налогов. Данный вопрос в очередной раз рассматривался в прошлом году на заседании Совета по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме. Был направлен соответствующий запрос в Министерство финансов. Получен ответ «О неактуальности данного вопроса». С нашей точки зрения, стимулировать население заниматься своим здоровьем сегодня как никогда актуально, особенно с учетом средней продолжительностью жизни в стране (особенно мужчин).

Для сведения: в РФ данная норма введена в 2002 году, работает и распространяется не только на медицинские услуги, но и лекарственные препараты.

  1. Отнести часть расходов на оплату медицинских услуг нанимателем на затраты, по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (5% фонда заработной платы). Сегодня эти затраты относятся на себестоимость только если договор на медицинское обслуживание своих работников наниматель заключает со страховой организацией.
  2. Решить вопрос о взаимном признании государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники, в рамках Евразийского экономического союза. Особенно это стало актуальным в условиях санкций и сокращении иностранных представительств на нашем рынке.
  3. Разработать перечень медицинской техники, относящейся к средствам измерения, которые должны проходить обязательную поверку.
  4. Выровнять размеры земельного налога организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, независимо от форм собственности.
  5. Выровнять тарифы на энергоносители для организаций здравоохранения, независимо от формы собственности, используемые для оказания платных медицинских услуг. Сегодня государственные учреждения здравоохранения и частные медицинские организации относятся к разным группам энергопотребителей и оплачивают электроэнергию по разным тарифам. Разница существенная. Например, магнитно-резонансный томограф потребляет до 20 тыс. квт часов в месяц. В структуре себестоимости услуги эти затраты составляют более 10%. Есть возможность удешевить эти услуги для населения при общей избыточности электроэнергии в стране.
  6. Наделить частные организации здравоохранения правом выдачи направлений на плановую госпитализацию, наравне с государственными организациями здравоохранения.

В настоящее время частная организация здравоохранения, являясь составной частью системы здравоохранения, проведя обследование пациента, и установив по показаниям необходимость его госпитализации, должна рекомендовать пациенту обратиться в государственную поликлинику, чтобы там провели повторное обследование и направили на госпитализацию.

  1. Разработать порядок оказания медицинской помощи вне организаций здравоохранения. Законом «О здравоохранении» определено, что порядок оказания медицинской помощи вне организации здравоохранения устанавливается Министерством здравоохранения. До настоящего времени соответствующего нормативно-правового акта не принималось.
  2. Снять ограничения на работу врачей-специалистов негосударственных организаций здравоохранения по новой специальности, полученной после переподготовки.

В настоящее время создалась ситуация, когда практикующий врач-специалист негосударственной организации здравоохранения (например, врач-терапевт), имеющий стаж работы по своей специальности 6-10 лет, квалификационную категорию, пройдя необходимое переобучение по второй специальности того же терапевтического профиля (например, — кардиологии, ревматологии, пульмонологии и др.), не может приступить к оказанию платной медицинской помощи по вновь приобретенной специальности, не наработав по ней стаж в три года.

Для сравнения — в государственных организациях здравоохранения врач-специалист может приступить к оказанию медицинской помощи, в том числе оказанию платных медицинских услуг, без каких-либо дополнительных условий по стажу.

  1. Разработать исчерпывающий перечень медицинской техники и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания услуг, составляющих лицензируемые виды деятельности.

Отсутствие чёткой, конкретной и ясной нормы, в которой перечислены необходимая для осуществления медицинской деятельности медицинская техника и изделия медицинского назначения, создает высокие риски для запрета (ограничений) деятельности и привлечения к ответственности субъекта хозяйствования, а также создает высокие коррупционные риски.

  1. Принять нормативно — правовой акт стимулирующий экспорт медицинских услуг на основе кластерного развития медицинского туризма. Вопрос о наращивании экспорта медицинских услуг и выработке программы развития экспорта год назад рассматривался на заседании ОКС при Министерстве здравоохранения. Направили предложения, дальше вопрос «завис».
  2. Принять меры по сокращению сроков между предварительными консультациями по подготовке комплекта документации для получения (внесения изменений) лицензии на медицинскую деятельность. Разработать методические рекомендации по предотвращению распространённых ошибок в оформлении пакета документов. Увеличить численность специалистов управления лицензирования Министерства здравоохранения .
  3. Выделить все платные медицинские услуги из системы бюджетного здравоохранения в коммерческие организации. Принятие этой меры автоматически бы решило вопросы по равному лицензированию, стоимости энергоресурсов, налогам, сняло бы многие вопросы о равных условиях хозяйствования добросовестной конкуренции при оказании платных медицинских услуг населению.
Руководитель Ассоциации негосударственных организаций здравоохранения при Республиканской ассоциации бизнеса «БСП-пром» Александр Калиновский