Доклад на круглом столе «Система здравоохранения Беларуси и Германии: опыт функционирования и перспективы развития»

Существуют ряд отраслей народного хозяйства, куда государство обязано максимально допустить частный бизнес, с целью значительной экономии бюджетных средств, которые сегодня расходуются государством.

Одно из направлений, где «бюджетозамещение» даст огромный экономический и социальный эффекты, это здравоохранение.

В 1999 году, 17 лет назад, нами был разработан подробный План мероприятий, который на сегодняшний день реализован на 2/3.

Предлагаемая нами  Реформа направлена на создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения.

Ожидается, что за счет добровольного перехода части пациентов во внебюджетный сектор здравоохранения (государственный и частный), значительно улучшатся качество и доступность бюджетного здравоохранения, а также увеличится наполняемость бюджета.

Реформа базируется на двух основных принципах:

  1. Равные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности.
  2. Прозрачный бизнес — отрицание «серых» схем, работа только «через кассу» и без «зарплат в конвертах».

Какие основные вопросы осталось реализовать. Выделим 4:

  1. В области лицензирования — ввести лицензирование на платные медицинские услуги оказываемые государственными организациями;
    установить норму, согласно которой, прекращение действия лицензии происходит только по решению суда;
  2. В области ценообразования — отменить государственное регулирование тарифов на Все платные стоматологические и диагностические услуги;
  3. В области налогообложения — в пределах существующих объемом налоговых льгот, выделенных на страхование медицинских расходов,  необходимо ввести социальный налоговый вычет для физических лиц, оплачивающих свое лечение, непосредственно организации здравоохранения. А для юридических лиц, разрешить относить на затраты суммы направленные на лечение сотрудников.

Сегодня государство, через налоговые льготы искусственно стимулирует развитие страхования. Мы же считаем, что  Необходимо дать право  потребителям услуг самостоятельно осознанно выбирать механизм финансирования получения медицинской помощи, приобретать полис страхования или оплачивать лечение непосредственно организации здравоохранения. Здоровая конкуренция повысит качество страховых и медицинских услуг.

Кроме того, введение социального налогового вычета, позволит в значительной степени легализовать «серый рынок» медицинских услуг, т.к. физические лица будут требовать кассовый чек у организаций здравоохранения.
Кстати, в России налоговый вычет действуют с 2002 г. А новый Министр здравоохранения США предложенный Трампом, в своей программе Реформы здравоохранения, также делает упор на введения налогового вычета. А мы предложили данную норму — в 1999 г.

  1. Необходимо выделить Все платные медицинские услуги из государственных организаций здравоохранения в самостоятельные хозрасчетные организации.

Подробный план мероприятий, изложен в «Национальной платформе Бизнеса Беларуси».

Реализация этого Плана позволит создать Внебюджетный сектор здравоохранения, который  охватит 20 % населения нашей страны (при сегодняшних 5 %), с объемом финансирования более 1,5 млрд. руб., увеличится собираемость налогов и сборов в бюджет с внебюджетных медучреждений до 400 млн. руб., а также освободятся бюджетные средства государственных учреждений здравоохранения в размере от 1,0 до 1,5 млрд. руб. Высвободившиеся бюджетные средства, за счет перераспределения (именно перераспределения, а не изъятия из бюджета здравоохранения), значительно улучшат качество и доступность бюджетного здравоохранения.

Зам. Председателя ОО «БСП»В. Т. Коява