Предложение бизнес-союзов расширить льготу в части подоходного налога по медицинским услугам пока не нашло поддержки у представителей Минфина и МНС на заседании специальной межведомственной группы по подготовке новой редакции Налогового кодекса (НК). Однако Белорусский союз предпринимателей (БСП) считает, что это предложение надо обязательно принять, и приводит дополнительные аргументы в пользу такого решения.
О том, почему бизнес-союзы настаивают на реализации своей инициативы, «ЭГ» рассказал председатель правления БСП, член Национального совета по трудовым и социальным вопросам Александр КАЛИНИН.
— Александр Федотович, почему бизнес-союзы предлагают ввести социальный налоговый вычет по подоходному налогу именно по медицинским услугам?
— Инициатива бизнес-союзов направлена на создание равных условий в сфере оказания медуслуг независимо от того, кем они оказываются: государственными или частными медучреждениями.
Существует ряд отраслей экономики, куда государство обязано максимально допустить частный бизнес с целью значительной экономии расходов госбюджета. В этом случае, кроме всего традиционного «набора», т.е. насыщения рынка качественными услугами и товарами, увеличения занятости населения и т.д., будут сэкономлены значительные бюджетные деньги, которые государство сможет направить на повышение качества и доступности товаров и услуг «бюджетозамещенных» производств. Одно из важных направлений, где такое замещение даст значительный экономический и социальный эффекты, — медуслуги.
Ведущие бизнес-союзы страны еще в 1999 г. разработали план мероприятий по созданию цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения, который последовательно воплощается путем внесения изменений в нормативные правовые акты. Пока он реализован на 2/3, но если его выполнить полностью, то будет создан внебюджетный сектор здравоохранения, который охватит своими услугами не менее 20% населения (при сегодняшних 5-7%), с объемом финансирования более 1,5 млрд. BYN.
Важно отметить, что при этом собираемость налогов и сборов в бюджет с внебюджетных медучреждений увеличится до 400 млн. BYN. Кроме того, высвободятся бюджетные средства госучреждений здравоохранения в сумме от 1 до 1,5 млрд. BYN. Ожидается, что за счет добровольного перехода части пациентов во внебюджетный сектор здравоохранения, т.е. в государственный с платными услугами и частный, а также перераспределения высвободившихся бюджетных средств (именно перераспределения, а не изъятия из бюджета здравоохранения), значительно улуч-шатся качество и доступность бюджетного здравоохранения.
Как привлечь больше пациентов к платному обслуживанию? Один из самых эффективных способов — ввести социальный налоговый вычет по подоходному налогу при оплате за медицинскую помощь.
— В ст. 165 НК с 2012 г. предусмотрен вычет по подоходному налогу по договорам добровольного страхования медицинских расходов. Почему его надо «модернизировать»?
— Да, социальный налоговый вычет по медуслугам действует при приобретении полиса страхования медицинских расходов. Но такая льгота доказала свою неэффективность, поскольку страховым компаниям это невыгодно и они не заинтересованы страховать и практически не страхуют физических лиц (страхуются или очень больные, или «очень хитрые», которые по полной программе выбирают страховое возмещение). Сегодня страховые компании в основном работают с корпоративными клиентами, когда страхуют сразу 100-200 сотрудников.
В результате действующее законодательство направлено на искусственное стимулирование развития добровольного медстрахования через налоговую льготу и в целом не обеспечивает качество и доступность медпомощи, а только улучшает финансовое состояние страховых компаний.
Об этом свидетельствуют динамика количества заключаемых договоров добровольного страхования и количество застрахованных лиц по ним. Анализ страховых выплат свидетельствует, что почти 50% средств, собранных страховыми компаниями по договорам добровольного страхования медрасходов, остается в страховых компаниях.
Еще в 2011 г. обосновывалась необходимость расширения налоговой льготы по расходам на медуслуги, а не ограничение ее добровольным медстрахованием, и приводились данные, что в том же году в страховых компаниях остался 61% средств от страховых взносов, т.е. непосредственно на медпомощь было направлено всего 39%. В результате для застрахованных стоимость оказанных медуслуг увеличивается практически в два раза, по сравнению с тем, если бы они заплатили за эти услуги непосредственно медучреждению.
— Некоторые считают, что, выступая с таким предложением, бизнес-союзы лоббируют интересы частных медцентров…
— Мы предлагаем дать право физическому лицу осознанно выбрать путь финансирования своего лечения: приобрести полис страхования медрасходов или оплатить непосредственно лечение в организации здравоохранения. Здоровая конкуренция только повысит качество страховых и медицинских услуг.
Введение социального налогового вычета при оплате физическим лицом медуслуг непосредственно организации здравоохранения позволит возвратить ему подоходный налог в размере 13% от стоимости услуги. Это фактически означает снижение цены, что приведет к повышению спроса на платные медуслуги. Но, чтобы получить такой вычет, необходим кассовый чек, и, следовательно, медучреждение уплатит налоги, а это не менее 20-25% с суммы чека, если учитывать взносы в ФСЗН.
Следовательно, при применении социального налогового вычета по плат-ным медуслугам государство возвратит физическому лицу 13% средств на платную медпомощь, медучреждение уплатит 20-25% налоговых платежей, а в бюджетном здравоохранении экономится 100% средств, которые должны были пойти на медпомощь пациенту. Итог — 13% затрат, 125% дохода. Это составляет экономическую эффективность использования социального налогового вычета с рентабельностью 1000%.
Есть ли еще такие эффективные вложения бюджетных средств? Ответ — нет.
Бизнес-союзы считают, что от введения такого вычета выиграет практически все население страны, поскольку те, кому окажут платные медуслуги, получат их по более низкой цене, а для тех, кто пользуется бесплатным здравоохранением, оно станет доступнее и лучшего качества, ведь бюджетные расходы будут распределяться на меньшее количество пациентов. И при этом собираемость налогов увеличится.
— Чем еще такая льгота может быть выгодна бизнесу в сфере медуслуг и населению?
— Расширение сферы ее применения будет способствовать легализации «серого» рынка медуслуг, поскольку пациенты будут заинтересованы в получении кассовых чеков, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет.
Если применение такого вычета позволит легализовать хотя бы половину неучтенных средств «серого» рынка, что соответствует 20% всего оборота платных медуслуг, одно это полностью компенсирует потери бюджета по возврату подоходного налога!
Налоговые платежи из выручки организаций здравоохранения от медуслуг, включая обязательные отчисления в ФСЗН и подоходный налог, составляют сегодня от 15 до 30%. Кроме того, такой налоговый вычет будет способствовать легализации зарплат тех, кто будет пользоваться такой льготой (по аналогии с легализацией зарплат при переходе на плоскую шкалу подоходного налога), что приведет к дополнительным поступлениям в бюджет.
Даже по самым осторожным оценкам НИИ социально-экономических проблем, при введении налоговой льготы объем платных медуслуг может увеличиться на 25-30%. И весь последующий прирост пациентов в коммерческом здравоохранении будет стимулировать дополнительные поступления в бюджет.
— Социальный налоговый вычет в том виде, в котором его предлагают бизнес-союзы, будет иметь какие-то ограничения по сумме?
— Да, мы предлагаем ввести предельную норму такого вычета в размере 10 тыс. BYN, что всего лишь в 3,5 раза больше, чем заложен норматив на социальный налоговый вычет при страховании медрасходов (3398 BYN) (п. 24 ст. 208 проекта Особенной части НК). За счет перераспределения средств между физическими лицами, воспользовавшимися платной медпомощью, социальный налоговый вычет в среднем не будет превышать указанный норматив.
Кстати, по нашему мнению, такой вычет вообще нельзя считать налоговой льготой, поскольку вовлечение физических лиц в оплату медпомощи будет способствовать не только росту налоговых поступлений, но и сохранению бюджета здравоохранения, ведь данные пациенты повторно уже не будут пользоваться бесплатной медпомощью.
— Вы обосновываете свое предложение в т.ч. российским опытом, где вычет на медуслуги из налога на доходы физических лиц (НДФЛ) действует еще с 2002 г.?
— А почему не использовать то хорошее, что есть в российском налоговом законодательстве? Граждане РФ, и это установлено в ст. 219 НК РФ, при оплате медуслуг имеют право на возмещение НДФЛ (а это аналог нашего подоходного налога) по расходам на целый ряд медуслуг.
Среди них — услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании амбулаторно-поликлинической, стационарной медпомощи, включая проведение медэкспертизы, услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании медпомощи в санаторно-курортных учреждениях и некоторые другие.
При этом российское законодательство предоставляет право на налоговый вычет независимо от того, в частных или государственных клиниках предоставлялись эти услуги. Главное, чтобы у таких медучреждений была лицензия. Медуслуги включают все, что связано со здоровьем, поэтому налоговый вычет там можно получить как за услуги по реабилитации больного, так и за лечение у стоматолога.
Кроме того, в России налоговый вычет используется и при приобретении лекарств в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным правительством, назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Кстати, совсем недавно российские власти поручили изучить вопрос Мин-фину и по возможности введения такого вычета еще по услугам на занятие спортом в бассейнах, фитнес-центрах и т.п. То есть речь идет не только о медпомощи, но и здоровом образе жизни.
Поэтому еще раз повторю: почему бы действительно не заимствовать хорошее и ссылаться на Союзное государство и необходимость введения единых норм там, где это действительно может принести пользу людям.
Автор публикации: Валерия Герасимова