№ 1/2-08/539 от 30.03.2012 г.
Заместителю Премьер-министра
Республики Беларусь
Румасу С.Н.
О внебюджетном финансировании
здравоохранения
Уважаемый Сергей Николаевич!
В течение 2011 года на заседаниях общественно-консультативного совета при Мингорисполкоме (далее-Совет) проводилась работа по подготовке предложений для внесения изменений и дополнений в законодательные акты с целью выполнения отдельных пунктов Плана мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 28.02.2011 № 251/6 (далее-План).
Учитывая необходимость формирования новых подходов к оказанию медицинской помощи, отвечающей текущим экономическим условиям, неоднократно обсуждался пункт 31 Плана «принятие мер по увеличению внебюджетного финансирования здравоохранения с обеспечением возможности не приравнивать к доходам граждан суммы, направленные юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников или приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов». Были подготовлены и направлены в вышестоящие организации конкретные предложения для внесения изменений в проекты нормативных правовых актов. Однако в полном объеме данные предложения не приняты. Коммерческие организации по-прежнему в недостаточной степени направляют средства из прибыли на лечение своих сотрудников и их близких родственников, тем самым сдерживает развитие внебюджетного здравоохранения.
В настоящее время Совет повторно обсудил сложившуюся ситуацию и предлагает свое видение решения данной проблемы (прилагается).
Учитывая вышеизложенное, предлагаем поручить Министерству экономики Республики Беларусь провести обсуждение пункт 31 Плана с дополнительным привлечением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Минского горисполкома и представителей бизнес-сообществ, так как его выполнение имеет значительный социальный и экономический эффекты.
Приложение:
- Обоснование внесения дополнений и изменений в законодательство Республики Беларусь на 3 л. в 1 экз.
- Проект Закона на 1 л. в 1 экз.
- Обоснование необходимости внесения дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь на 2 л. в 1 экз.
- Проект постановления на 1 л. в 1 экз.
- Обоснование необходимости внесения дополнений и изменений в постановление на 1 л. в 1 экз.
Председатель | Н.А.Ладутько |
Приложение 1
Обоснование
Внесения дополнений и изменений в законодательство Республики Беларусь, с целью стимулирования развития внебюджетного здравоохранения за счет юридических лиц.
Одной из приоритетных задач реформирования здравоохранения является создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения (государственного и частного). Для этого необходимо максимально использовать возможности предприятий вкладывать деньги (прибыль) в оздоровление своих сотрудников и их близких родственников, путем оплаты лечения в государственных и негосударственных медицинских организациях, а также приобретения страхового полиса по возмещению медицинских расходов. При системном подходе к решению данной задачи, будут сэкономлены значительные бюджетные средства, увеличится собираемость налогов, значительно повысится качество и доступность здравоохранения.
В настоящее время, при некоторых крупных предприятиях Республики Беларусь существуют медсанчасти, где могут лечиться их сотрудники (кроме лечения по месту жительства, за бюджетные средства). Причем финансирование этого лечения частично ложится на затраты, а частично оплачивается из прибыли предприятия. Но не все предприятия могут иметь в своей структуре поликлиники, но при этом тоже хотели бы принимать финансовое участие в оздоровлении своих сотрудников. По действующему законодательству, направляя на платное лечение своих сотрудников, они должны выплачивать все «зарплатные налоги и платежи», так как данные выплаты приравниваются к доходу сотрудника. А это, с учетом компенсации сумм подоходного налога, будет составлять до 50% от стоимости медицинского лечения.
В результате предприятия практически полностью отказываются оплачивать медицинское обслуживание своих сотрудников в платных государственных и частных организациях здравоохранения (за 2011 г. объем платных медицинских услуг за счет средств нанимателей составил не более 5 %, от всех платных медицинских услуг).
В рамках действующего законодательства:
- При оплате юридическим лицом страхового полиса по возмещению медицинских расходов или за непосредственное лечение, сотрудник предприятия не платит подоходный налог с суммы, не превышающей 8,0 млн. рублей в год, а его близкие родственники, только с суммы, не превышающей 530,0 тыс. рублей в год (п. 1.19 ст. 163. Налогового Кодекса Республики Беларусь).
- Юридическое лицо может оказать безвозмездную (спонсорскую) помощь нуждающимся в получении медицинской помощи, в том числе проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь, без ограничения суммы. Но, в связи с тем, что порядок выдачи соответствующего подтверждения находится в стадии разработки, то воспользоваться данной нормой не представляется возможным. При этом, нигде нет четкого разъяснения, безвозмездная (спонсорская) помощь может оказываться в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 1.07.2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», со всеми сложностями ее использования или просто, как целевая материальная помощь нуждающимся в получении медицинской помощи (п. 1.21, ст. 163 Налогового Кодекса Республики Беларусь).
- На суммы средств, направленных организацией на приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов для сотрудников, необходимо будет произвести начисление страховых взносов в фонд социальной защиты населения и «Белгосстрах», кроме случаев, предусмотренных пунктом 23 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонд социальной защиты населения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 г. № 115 (далее – Перечень).
- Существующая редакция пункта 25 Перечня, не позволяет провести однозначную связь между оздоровлением и оказанием медицинских услуг, на законодательном уровне. Об этом свидетельствуют комментарии Салодовченко А. (начальника отдела организации сбора платежей ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ, «Главный бухгалтер», 2011, № 20, стр. 34-35), где он относит к расходам по оздоровлению суммы, затраченные на вакцинацию работников, диспансеризацию, медицинские осмотры, оказание помощи в приобретении лекарственных средств, протезирование и другие аналогичные цели. Минское городское управление фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «полагает», что все суммы за лечение следует относить к пункту 25 Перечня и не начислять страховые взносы в Фонд, т.е., при оплате организацией за лечение своего сотрудника в Перечне нет прямой нормы, освобождающей от начисления страховых взносов в фонд социальной защиты населения.
Таким образом, проведенный анализ действующего законодательства подтверждает, что существующая нормативная база не позволяет субъектам хозяйствования воспользоваться в полном объеме льготами по подоходному налогу и взносам в фонд соцзащиты из-за своей неоднозначности и неопределенности.
Если же юридическим лицам создать понятные условия по использованию льгот при оплате за лечение своих сотрудников и их близких родственников, то те предприятия и фирмы, которые не могут открыть при себе медсанчасть или поликлинику, будут пользоваться услугами платных медицинских организаций на таких же условиях, как и сотрудники предприятий у которых есть свои ведомственные медицинские учреждения и, тем самым, будут стимулировать, и финансировать их развитие, а главное, разгружать бюджетное здравоохранение.
Реализация вышеизложенных предложений позволит в полной мере воспользоваться, уже заложенными в действующее законодательство, льготами по финансированию медицинской помощи сотрудникам юридических лиц и, тем самым, значительно улучшит состояние системы здравоохранения. Через финансирование лечения сотрудников предприятий и членов их семей, может быть охвачено до 1 млн. человек.
Приложение 2
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О внесении дополнений и изменений
в Налоговый кодекс Республики Беларусь
Статья 1. Внести в Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 4, 2/920) следующие дополнения и изменения:
Пункт 1 статьи 163 дополнить подпунктами 1.51 и 1.52 следующего содержания:
«1.51. суммы, не превышающие 50 000 000 белорусских рублей, уплаченные организациями в течение одного календарного года, по договорам возмездного оказания медицинских услуг (за исключением косметологических услуг нелечебного характера), заключенным с организациями здравоохранения Республики Беларусь, в пользу физических лиц, работающих в организациях по трудовым договорам, их супругов, их родителей и их детей (в возрасте до 18 лет), а также других лиц, находящихся на их иждивении.
1.52. суммы страховых взносов, не превышающие 8 000 000 белорусских рублей, уплаченных организациями в течение одного календарного года, по договорам добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены на срок не менее одного года и медицинская помощь оказывается в организациях здравоохранения Республики Беларусь), заключенным организациями со страховыми организациями Республики Беларусь в пользу физических лиц, работающих в организациях-страхователях (индивидуальных предпринимателей-страхователей) по трудовым договорам, их супругов, их родителей и их детей (в возрасте до 18 лет), а также других лиц, находящихся на их иждивении».
Исключить из первого абзаца пункта 1.19 слова «в том числе по приобретению страховых полисов по возмещению медицинских расходов».
Статья 2. Совету Министров Республики Беларусь в ___месячный срок со дня официального опубликования настоящего Закона обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом и принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу с _________ 201__ года, за исключением настоящей статьи и статьи 2, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь
Приложение 3
Обоснование
Необходимости внесения дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь
В соответствии с п.п. 1.19 п.1 ст.163 Налогового Кодекса Республики Беларусь, сотрудник не платит подоходный налог с суммы, оплаченной юридическим лицом за страховой полис по возмещению медицинских расходов или за непосредственное лечение, если она не превышает 8,0 млн. рублей в год, а его близкие родственники, только с суммы, не превышающей 530,0 тыс. рублей в год. Но, в случае страхования медицинских расходов, норматив страховой премии составляет от 5 до 15 % к сумме страхового обеспечения, т.е., если сотруднику будет приобретен за счет средств юридического лица страховой полис на все сумму льготы (8,0 млн. руб.), то при необходимости ему может быть оказана медицинская помощь в объеме от 50,0 до 160 млн. рублей. Это не значит, что все застрахованные получат медицинскую помощь на данные суммы, т.к. здесь действует принцип перераспределения финансового бремени, когда здоровый (на которого не расходуются средства) оплачивает лечение больного. Причем, часть средств, собранных в виде страховых премий, страховые компании используют на свои нужды. Результаты анализа показали, что до 50% сумм страховых премий страховые компании оставляют у себя.
Таким образом, чтобы создать аналогичные налоговые условия для оплаты за непосредственное лечение (напрямую медорганизации), необходимо увеличить льготу по подоходному налогу (мы предлагаем до 50,0 млн. рублей). При этом оплата будет производиться только за непосредственное лечение и только нуждающимся, а не как предоплата за лечение будущих болезней, что происходит при страховании медицинских расходов. С одной стороны, это позволит организациям плательщикам не оплачивать дополнительные затраты на страховые компании, с другой стороны, создаст равные конкурентные условия для выбора механизма оплаты за лечение сотрудников (непосредственно медучреждению или через страховую компанию). Такая конкуренция приведет к снижению страховых издержек и повышению качества страховых услуг. А в целом, сумма льгот, по подоходному налогу, выпадающая из бюджета будет прежняя (а может и меньше), как если бы все только страховались. В любом случае, выпадающие из бюджета налоги покроют медицинские организации, которые выплачивают налоги в консолидированный бюджет от суммы поступивших средств (с оборота), от 15 до 30 %.
В соответствии с п.п. 1.21 п.1 ст.163 Налогового Кодекса Республики Беларусь юридическое лицо может оказать безвозмездную (спонсорскую) помощь нуждающимся в получении медицинской помощи, в том числе проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь, без ограничения суммы. Но, в связи с тем, что порядок выдачи соответствующего подтверждения еще находится в стадии разработки, то воспользоваться данной нормой не представляется возможным. Мы предлагаем, оставить за Министерством здравоохранения Республики Беларусь оценивать необходимость в получении медицинской помощи и выдавать соответствующее подтверждение, только в случае отправки на лечении за границу (перевод льготных сумм за границу поставить под контроль Министерства здравоохранения Республики Беларусь) или при общей стоимости годового лечения превосходящей 50,0 млн. рублей и стоимости страхового полиса по возмещению медицинских расходов более 8,0 млн. рублей. В остальных случаях, льготирование лечения в медицинских организациях Республики Беларусь, производить в рамках предлагаемых новых п.п. 1.51 и 1.52 п.1 ст.163 Налогового Кодекса Республики Беларусь. Необходимо отметить, что за медицинскими организациями здравоохранения Республики Беларусь, осуществляется очень жесткий контроль – их деятельность лицензируется, медицинские работники проходят регулярную аттестацию в государственных учебных заведениях, весь объем лечения отражается в амбулаторных картах и т.д.
В связи с важностью данных норм, мы вынесли их в отдельные п.п. 1.51 и 1.52 п.1 ст.163 Налогового Кодекса Республики Беларусь. Четко записанная норма о льготе на лечение, позволяет устранить неясности в действующем законодательстве и воспользоваться в полном объеме данной льготой, что скажется на увеличении собираемости налогов, как за счет расширения внебюджетное сектора здравоохранение, так и за счет разрушения «серой» составляющей рынка медицинских услуг (при наличном расчете), разгрузит бюджетное здравоохранение и тем самым улучшит качество и доступность медицинской помощи в стране.
Приложение 4
СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О внесении изменений в постановление
Совета Министров Республики Беларусь
от 25 января 1999 г. № 115
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 4, ст.99;Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 9, 5/134), следующие изменения и дополнения:
1.1. Исключить из пункта 23 слова «и договорам добровольного страхования медицинских расходов».
1.2. Пункт 25 изложить в следующей редакции:
«Суммы средств, затраченные нанимателем в связи с участием работников в спортивных, оздоровительных (включая все виды медицинских услуг, оказанных организациями здравоохранения Республики Беларусь, за исключением косметологических нелеченого характера, и приобретение полиса страхования медицинских расходов, если такой договор заключён на срок не менее одного года, со страховыми организациями Республики Беларусь) и культурно-массовых мероприятиях».
2. Настоящее постановление вступает в силу с 2012 года.
Премьер-министр Республики Беларусь
Приложение 5
Обоснование
необходимости внесения изменений Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 г. № 115 «Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляют взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское Республиканское унитарное предприятие «Белгосстрах».
Существующая редакция пункта 25 не позволяет провести однозначную связь между оздоровлением и оказанием медицинских услуг, на законодательном уровне. Об этом свидетельствуют комментарии Салодовченко А. (начальника отдела организации сбора платежей ФСЗН Минтруда и соцзащиты РБ, «Главный бухгалтер», 2011, № 20, стр. 34-35), где он относит к расходам по оздоровлению суммы, затраченные на вакцинацию работников, диспансеризацию, медицинские осмотры, оказание помощи в приобретении лекарственных средств, протезирование и другие аналогичные цели.
Мы считаем, что в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 г. № 115 необходимо четко сформулировать, что медицинские услуги, это часть оздоровительных мероприятий, без отсылки на различные комментарии. Причем, мы считаем, что необходимо ограничить распространение данной статьи только на оказание медицинских услуг в организациях здравоохранения Республики Беларусь.
В рассматриваемых изменениях вносится предложение исключить из доходов граждан суммы, направленные организациями на приобретение полиса страхования медицинских расходов, не только в пределах сумм относимых на затраты (две базовые величины в месяц), в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12.05.2005 г. № 119 «О страховых взносах, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), и порядке создания государственными страховыми организациями фондов предупредительных (превентивных) мероприятий за счет отчислений от страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов», но и сверх их (не превышающих 8 000 000 рублей в год, п. 1.19, ст. 163 Налогового Кодекса Республики Беларусь). Кроме того, разработчики данных изменений считают, что суммы направленные организациями на приобретение полиса страхования медицинских расходов, является предоплатой за оздоровительные мероприятия (в виде гарантии получения в дальнейшем медицинских услуг). Поэтому предлагается исключить из пункта 23 «страхование медицинских расходов» и включить их в пункт 25.