Государственно-частное партнерство в области здравоохранения. Или «Бюджетозамещение» — через расширение внебюджетных источников финансирования.
Существуют ряд отраслей народного хозяйства, куда государство обязано максимально допустить частный бизнес, с целью значительной экономии бюджетных средств, которые сегодня расходуются государством.
В этом случае, кроме всего традиционного набора: насыщения рынка качественными услугами и товарами, увеличения налоговой базы, увеличения занятости населения и т.д., будут сэкономлены значительные бюджетные средства, которые государство сможет направить на повышение качества и доступности товаров и услуг «бюджетозамещенных» производств.
Для этого государство должно ограничить вмешательство в экономическую деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе не допускать избыточное государственное регулирование их деятельности.
Одно из направлений, где «бюджетозамещение» даст огромный экономический и социальный эффекты, это здравоохранение. Цена вопроса — 8,5 трлн. рублей (за счет экономии бюджетных средств здравоохранения — 6,0 трлн. рублей и увеличения собираемости налогов с медицинских коммерческих учреждений — 2,5 трлн. рублей) и все это будет сопровождаться значительным улучшением качества и доступности медицинской помощи всему населению страны.
Для этого необходимо перевести добровольно часть пациентов (примерно 20%) во внебюджетное платное здравоохранение и тем самым, имеющиеся бюджетные средства будут распределены на меньшее число пациентов (именно перераспределены, а не изъяты из бюджета здравоохранения).
Какие основные проблемы, тормозящие развитию внебюджетного сектора здравоохранения, можно выделить:
1. Низкая инвестиционная привлекательность коммерческого здравоохранения. Новые предприятия не открываются, существующие не обновляют свою материальную базу. Это вызвано очень жестким регулированием цен на платные высокотехнологичные медицинские услуги (все диагностические и часть стоматологических услуг). Причем не просто регулированием, как во многих отраслях народного хозяйства, а двойным регулированием — введением предельных цен и ограничением рентабельности.
2. Сегодня, государство, в основном, развивает платные услуги не путем создания унитарных государственных предприятий, а за счет открытия платных кабинетов и палат в уже имеющихся государственных поликлиниках и больницах. То есть за бюджетные средства. Это приводит как напрямую к сокращению бесплатных услуг, так и косвенно, за счет сокращения их финансирования. А что еще хуже, это когда «платники» и «бесплатники» обслуживаются в одном и том же кабинете, только первые идут без очереди.
И вряд ли кто-то анализировал, какую прибыль приносят и сколько платят налогов существующие сегодня платные услуги в бюджетных учреждениях здравоохранения, с учетом вложенных в них средств.
3. Еще одна очень серьезная проблема, это «серый» рынок медицинских услуг, что в первую очередь связано с бюджетным здравоохранением.
Медицинские работники часто используют имеющиеся у них возможности для получения нелегальных доходов (за внеочередную консультацию или госпитализацию, за дефицитные лекарства, за проведение исследований на высокотехнологичном оборудовании и т.д.). При этом цены на такие «услуги» значительно ниже их себестоимости, оплаченной из бюджета, а платежи «в карман» персоналу уходят из системы налогообложения и в настоящее время не поддаются учёту. Тем самым, формируя «серый» рынок медицинских услуг.
Анализ работы частных коммерческих медицинских центров показывает, что значительная часть доходов проходит «мимо кассы» и не учитывается при налогообложении. Работая «мимо кассы» в этих центрах, за счет экономии на налогах, закупки более дешевых, и в основном, контрафактных расходных материалов (они закупаются без накладных и сертификатов), имеется возможность значительно доплачивать врачам и другим сотрудникам («зарплата в конвертах»). Это порождает недобросовестную конкуренцию на рынке услуг.
Поэтому, одной из приоритетных задач реформирования здравоохранения является создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения (государственного и частного). Достичь этого можно следующими способами:
исключить из Перечня платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством — стоматологические и диагностические услуги. Мы считаем, что данные платные медицинские услуги не являются социально-значимыми, а являются дополнительными, к социально-значимым бесплатным услугам.
стимулировать спрос на платные медицинские услуги путем выравнивания условий налогообложения для юридических и физических лиц, оплачивающих эти услуги, через приобретение полиса страхования медицинских расходов или напрямую медицинской организации.
разрешить выдачу листков нетрудоспособности организациям, оказывающим платные медицинские услуги, независимо от формы собственности, на основании соответствующей аттестации Министерства здравоохранения.
увеличить число государственных унитарных предприятий, полностью финансово и организационно независимых от бюджетных учреждений здравоохранения, исключив возможность сокращения объемов бесплатных услуг;
Предлагаемые подходы мы последовательно продвигаем в течении 15 лет. Работая совместно с ведущими Союзами предпринимателей, нам удается поэтапно реализовывать мероприятия по Реформе здравоохранения. Подробный план мероприятий изложен в «Национальной платформе Бизнеса Беларуси — 2014».