Конституционный Суд
Республики Беларусь
Заявитель: Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.
Кунявского по поручению участников конференции
«25 год па шляху развiцця. Успамiны дзеля будучынi»
Об исключении коллизий в нормативном правовом акте
26 ноября 2015 г. издан Указ Президента Республики Беларусь №475 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь» (далее — Указ №475). Указом №475 внесены, в частности, изменения и дополнения в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности (далее – Положение), утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. №450 « О лицензировании отдельных видов деятельности».
В Главе 32 «Медицинская деятельность» Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (часть 3 пункта 320), внесены изменения и дополнения согласно которым, отменена обязанность получения лицензии на осуществление медицинской деятельности государственными медицинскими учреждениями и Белорусским Обществом Красного Креста и сохранена указанная обязанность для субъектов частной формы собственности.
Кроме того, установлено (подпункт 322.2.2.), что медицинские работники организаций частной формы собственности, имеющие высшее или среднее медицинское образование, обязаны иметь первую или высшую квалификационную категорию. Тем самым, частные медицинские организации лишаются права найма на работу специалистов низших квалифицированных категорий и выпускников учебных заведений.
Оставляя в стороне нарушение конституционного равенства форм собственности (ст. 13 и 44 Конституции Республики Беларусь), что должно являться предметом особого рассмотрения в Конституционном Суде, мы полагаем, что таким образом изменениями и дополнениями Указа 475 в нормах Положения о лицензировании отдельных видов деятельности заложены коллизии.
Так, согласно пункту 1.1 «Положения о порядке присвоения квалификационных категорий медицинским и фармацевтическим работникам органов, учреждений и предприятий здравоохранения», утвержденном Приказом Минздрава от 19.08.1998 г. № 232, присвоение квалификационных категорий работникам, проводится в целях оценки их профессионального уровня и является формой материального и морального стимулирования труда работников, обеспечивающей связь уровня квалификации и оплаты труда. Повышение квалификации осуществляется по инициативе работника и руководителя учреждения здравоохранения (пункт 1.3.).
Добровольность проведения аттестации по квалифицированным категориям, подтверждается «Инструкцией о порядке присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским, фармацевтическим) работникам», утвержденной Постановлением Минздрава РБ от 22.12.2008г. № 232. В инструкции указано (пункт 6): «Присвоение квалификационных категорий проводится по инициативе работника или нанимателя».
Исходя из названных нормативных актов, следует, что наличие той или иной квалификационной категории работника не может служить достаточным основанием для найма на работу, или увольнения работника. Эти вопросы регулируются законодательством о труде и коллективными (трудовыми) договорами.
Техническим нормативным правовым актом, определяющим условия распределения трудовых функций в зависимости от сложности и напряженности труда, уровня квалификации служащих и предъявляемых к ним квалификационных требований является «Единый квалификационный справочник должностей служащих» (далее – ЕКСД), утвержденный Постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 02.01.2012г. №1. Согласно ЕКСД (пункт 1) он обязателен к применению в организациях независимо от их организационно-правовых форм, в которых трудовые отношения основаны на трудовом договоре (контракте), и применяется в целях:
- Определения наименований должностей;
- Определения трудовых функций;
- Установления дифференциации оплаты труда;
- Разработки должностных инструкций, регламентирующих правовое положение служащих;
- Организации обучения, повышения квалификации, подбора и расстановки кадров;
- Аттестации специалистов на присвоение им квалификационных категорий.
Причем, присвоение специалистам квалификационных категорий производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных ЕКСД (пункт 14). Таким образом, законодательство о труде определяет общий порядок, цели и требования для присвоения квалификационных категорий в соответствии с квалификационными характеристиками, а также приоритетность локальных нормативных актов.
По нашему мнению, принятые изменения и дополнения в Положении о лицензировании не только не корректны по отношению к законодательству о труде, но и не логичны. Сложно представить, например, целесообразность, в том числе и экономическую, установления в квалификационной характеристике помощника врача требований, как для специалиста первой или высшей категории. Ведь, если исходить из новых требований Положения о лицензировании, что все работники частных медицинских организаций должны иметь первую или высшую квалификационную категорию, то затраты на медицинские услуги в них повысятся примерно на 30-50 %.
Возникает и ряд других коллизий. Так, к примеру, индивидуальный предприниматель может заниматься медицинской деятельностью при наличии любой квалификационной категории. Если же он захочет создать юридическое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность, сразу же появляются требования о получении им высшей либо первой квалификационной категории.
Еще одна коллизия возникает для граждан, получивших медицинское образование за счет собственных средств (в том числе за рубежом, например, в России, с которой имеется Договор о взаимном признании документов об образовании), и которые лишаются права трудоустройства в частную медицинскую организацию. Тем самым не только нарушается право специалиста на выбор места работы, но и девальвируется значимость получения медицинского образования.
При этом необходимо учесть, что для получения первой категории требуется стаж работы по специальности 5 лет и время работы по 2-й квалификационной категории в одной должности (перед присвоением) не менее 3-х лет; высшей категории – стаж работы по специальности – не менее 8 лет и время работы по 1-й квалификационной категории в одной должности (перед присвоением) не менее 3-х лет.
В связи с этим возникает и такой вопрос: а где указанные лица должны будут работать, чтобы получить указанные категории?
Еще одна коллизия появится после вступления в силу (1 марта 2016г.) норм Указа 475, касающихся положения о лицензировании. Предварительный анализ анкет полученных в ходе опроса представителей частного медицинского бизнеса о практической возможности применения норм Указа 475 показал, что организации частной формы собственности вынуждены будут уволить 25% врачей, 38% зубных техников, 52% медицинских сестер. Примерное общее сокращение медперсонала в масштабах республики составит 3-3.5 тыс. человек. Такое сокращение не только не соответствует политике социального государства, но может иметь негативные социально-политические последствия (особенно в условиях экономического кризиса в мире и стране). По данным Минтруда в республике имеются вакансии только 825 ставок врачей и чуть более 600 ставок медсестер, вакансий же зубных техников не имеется вообще.
Одновременно необходимо учесть, что возникает серьезная проблема с формулировкой причин увольнения указанных работников, т. к. в Трудовом кодексе отсутствует подобное основание увольнения.
Согласно ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», «коллизия нормативных правовых актов — противоречие (несоответствие) норм действующих нормативных правовых актов, регулирующих одни и те же общественные отношения».
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что в изменениях и дополнениях внесенных Указом 475 в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, имеются коллизии, которые должны быть исключены.
Эти коллизии выражаются, прежде всего в том, что введенные Указом 475 нормы Положения в части лицензирования медицинской деятельности не согласуются с нормами, регулирующими не только трудовую деятельность, но и медицинскую деятельность, в целом.
Так, согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» непосредственное оказание медицинской помощи осуществляют организации здравоохранения, включающие:
- Государственные организации здравоохранения, в том числе государственные учреждения здравоохранения и государственные унитарные предприятия, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность;
- Негосударственные организации здравоохранения, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность.
В соответствии со ст. 12 указанного Закона:
«Лицензирование медицинской, фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании.
Отдельные работы и услуги, составляющие медицинскую, фармацевтическую деятельность, в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, осуществляются только государственными организациями здравоохранения».
Таким образом, Закон предусматривает только возможность осуществления отдельных работ и услуг исключительно государственными организациями здравоохранения, но не особый порядок их допуска к медицинской деятельности, в том числе и лицензирования.
Согласно части первой ст. 56 указанного Закона «Право на занятие должностей медицинских, фармацевтических работников имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое образование и соответствующие требованиям, установленным настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь». То есть, Закон не содержит в качестве условия занятия должности медицинского работника наличие квалификационной категории.
В связи с изложенным, на основании ст. 3, 54, 77 и 158 – 160 Закона Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве» просим Конституционный Суд рассмотреть настоящее обращение, об исключении коллизий из нормативного правового акта, и принять соответствующее решение.
С уважением,
Сопредседатель Правления, Директор БСПН им. М.С. Кунявского | Ж. К. Тарасевич |