Проект новой редакции Налогового кодекса может быть согласован бизнес-союзами, только в случае включения в него следующих изменений:

1. Статью 210, пункт 1, дополнить подпунктом 1.3 следующего содержания:

«1.3. в сумме, не превышающей 10 000 белорусских рублей в течение налогового периода и уплаченной плательщиком медицинским организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в качестве оплаты за оказанную ему медицинскую помощь.

Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком, за лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), – за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста).

При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам личного добровольного страхования медицинских расходов, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов с лицами, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), – за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста).

Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного подпунктами 1.2. и 1.3. принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом расходов по подпункту 1.2., не должна превышать 10 000 белорусских рублей.»;

Статью 210, после пункта 4, дополнить подпунктом 4.1. следующего содержания:

«4.1. Социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3. пункта 1 настоящей статьи, предоставляется на основании следующих документов:

Справки, подтверждающей фактическую оплату медицинской помощи, по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

Копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства при осуществлении расходов на медицинскую помощь соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;

Справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, иных документов, подтверждающих получение дохода, – при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.».

2. В подпункте 1.6, статьи 239 исключить слова «и получающих субсидии из бюджета».

Обоснование в статью 210 (Проекта НК РБ).

Действующее законодательство, направленно на искусственное стимулирование развития добровольного медицинского страхования (через налоговые льготы), не приводит, в полной мере, к декларируемым результатам (улучшению качества и доступности медицинской помощи), а только улучшает финансовое состояние страховых компаний. Об этом свидетельствует динамика количества заключаемых договоров добровольного страхования, и количество застрахованных лиц по ним. Кроме того, анализ страховых выплат свидетельствует, что почти 50 % средств собранных страховыми компаниями по договорам добровольного страхования медицинских расходов, остается в страховых компаниях (а в 2011 г. в страховых компаниях вообще осталось 61 % средств от страховых взносов. Т.е. непосредственно на медицинскую помощь было направлено всего 39 %.). Т.е. для застрахованных стоимость оказанных медицинских услуг увеличивается в два раза, по сравнению с тем, если бы они заплатили за оказанный объем выполненных услуг непосредственно медицинской организации.

1. Пациенты, которых предполагается охватить в будущем через систему внебюджетного здравоохранения, если приобретут за свой счет полисы страхования медицинских расходов, то им, как плательщикам подоходного налога может быть предоставлен «налоговый вычет», с 2018 г. в размере до 3 164 белорусских рубля. То есть в бюджете уже должна быть заложена эта норма и никакой новой нагрузки на бюджет не предполагается (обоснование данной нормы было представлено при её введении (Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 330-З

«Изменения в Налоговый Кодекс РБ»)). Мы же предлагаем дать право физическому лицу осознанно выбрать путь финансирования своего лечения (в рамках установленных (заложенных в бюджете) объемов «налогового вычета») приобрести полис страхования медицинских расходов или же оплатить непосредственно лечение в организации здравоохранения. Здоровая конкуренция только повысит качество страховых и медицинских услуг.

2. Расширение сферы применения социальной льготы будет способствовать легализации так называемого «серого» рынка медицинских услуг, так как пациенты будут заинтересованы в получении кассовых чеков, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет.

Если применение «налогового вычета» позволит легализовать хотя бы половину этих не учтенных средств «серого рынка» (что соответствует 20 % от стоимости всего оборота существующих платных медицинских услуг), то только это полностью компенсирует потери бюджета по возврату подоходного налога. Суммы налоговых отчислений на выручку организаций здравоохранения от медицинских услуг (включая обязательные отчисления в ФСЗН и подоходный налог с физических лиц) составляют в настоящее время примерно от 15 до 30%. Хотя, как мы уже отмечали в п.1, в бюджете уже заложены расходы на социальный налоговый вычет.

3. «Налоговый вычет» будет способствовать легализации зарплаты сотрудников предприятий, которые будут пользоваться данной льготой (по аналогии с легализацией зарплат при переходе на плоскую шкалу подоходного налога), что приведет к дополнительному увеличению бюджета.

4. «Налоговый вычет» при оплате за лечение приведет к снижению расходов населения на медицинские услуги, что равносильно снижению цен на них. Даже по самым осторожным оценкам проведенной НИР «Минским НИИ социально-экономических проблем», в случае освобождения от подоходного налога средств, направленных населением на оплату медицинских услуг, объем платных медицинских услуг может возрасти на 25-30 %. Весь последующий прирост пациентов в коммерческом здравоохранении, будет приводить к дополнительному наполнению бюджета налогами. Результаты НИР переданы в МНС.

5. Увеличение привлекательности платных медицинских услуг (за счет снижения цены для физических лиц), будет способствовать к дополнительному добровольному переходу граждан из бюджетной системы здравоохранения во внебюджетную, что приведет к значительному уменьшению нагрузки на бюджетное здравоохранение и, как следствие, к увеличению его качества и доступности.

6. Предлагаем ввести предельную норму социального налогового вычета в размере 10 тыс. белорусских рублей, что всего лишь 3,5 раза больше, чем заложен норматив на социальный налоговый вычет при страховании медицинских расходов (3 398 белорусских рубля, в соответствии с пунктом 24, ст. 208 Проекта НК РБ). За счет перераспределения средств между физическими лицами, воспользовавшимися платной медицинской помощью, среднестатистический социальный налоговый вычет не будет превышать норматив, заложенный в бюджете (3 398 белорусских рубля).

7. Социальный налоговый вычет, по нашему мнению, вообще нельзя считать налоговой льготой, так как вовлечение физических лиц в оплату медицинской помощи будет приводить не только к непосредственному наполнению налогами и отчислениями бюджета, но и сохранению бюджета здравоохранения, так как данные пациенты повторно уже не будут пользоваться бесплатной бюджетной медпомощью.

8. Для получения практических аргументов предлагаем Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам проанализировать опыт России по использованию аналогичного «налогового вычета», который там осуществляется с 2002 г. Кроме того, в России «налоговый вычет» используется и при приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

Обоснование в статью 239 (Проекта НК РБ).

Предлагается из подпункта 1.6. «земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета», исключить слова «и получающих субсидии из бюджета». Это будет способствовать формированию цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения, создания равных условия для организаций здравоохранения оказывающих платные услуги, повышение инвестиционной привлекательности и как следствие, открытию новых организаций здравоохранения, что позволит разгрузить бюджетный сектор и увеличить налоговую базу.

Аналогичная норма существует в подпункте 1.9, для земельных участков организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.