Общественное объединение «Белорусский союз предпринимателей» | Союз юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» | Общественное объединение «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» |
ИСХ. № 134 от 1.08.2016 | ИСХ. № 390 от 1.08.2016 | ИСХ. № 231 от 1.08.2016 |
Мингорисполком О проекте Закона Республики Беларусь
В соответствии с письмом Министерства финансов Республики Беларусь № 5-1-33/110 от 27.07.2016 г., бизнес-союзы рассмотрели проект Закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее –Проект) и подготовили свои замечания и предложения, которые направлены в адрес Министерства финансов Республики Беларусь.
В обосновании к Проекту дано толкование действующей нормы подпункта 1.21 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), которое полностью противоречит результатам выполнения мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 251/6 (далее — План мероприятий). Инициатором внесения пункта 31 в План мероприятий являлся Мингорисполком.
Пунктом 31, четырем министерствам (МНС, Минздрав, Минфин и Минэкономики) поручалось «Принятие мер по увеличению внебюджетного финансирования здравоохранения с обеспечением возможности не приравнивать к доходам граждан суммы, направленные юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников или приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов» (2-ой квартал 2011 г.). Согласно «Информации о ходе выполнения Плана мероприятий», представленной Минэкономики Республики Беларусь № 16-03-03/3914 от 20.05.2016 г., подпункт 31 выполнен в полном объеме, путем принятия Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»:
«В целях освобождения от подоходного налога с физических лиц сумм, направляемых юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 163 Налогового Кодекса предусмотрено освобождение от подоходного налога плательщиков, нуждающихся в получении медицинской помощи, в том числе проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения».
Однако, авторы обоснования к Проекту свели действие нормы подпункта 1.21 пункта 1 статьи 163 Кодекса только к порядку, предусмотренному Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», действие которого не распространяется на работников самой организации. Но при этом упустили из виду, что в соответствии с частью 3 статьи 7 Трудового кодекса Республики Беларусь, в отношении работников организации, может применяться локальный нормативный правовой акт для предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.
В связи с вышеизложенным, для исключения возникшей коллизии, а также учитывая, что Мингорисполком является одним из основных государственных органов управления, поддерживающих предпринимательские инициативы, в частности по развитию внебюджетного сектора здравоохранения, просим Вас направить от Мингорисполкома предложения в Министерство финансов:
- Исключить из обоснования к Проекту «противоречивое толкование» нормы подпункта 1.21 пункта 1 статьи 163 Кодекса, а также внести изменения, предлагаемые бизнес-союзами, в подпункт 1.21 пункта 1 статьи 163 Кодекса;
- Внести в Проект норму, предусматривающую социальный налоговый вычет на суммы средств направленных на оплату медицинской плательщиком, непосредственно организации здравоохранения.
Приложение:
- Внесение изменений «ОБОСНОВАНИЕ…на 4 листах.
- Предложения в проект Закона на 2 страницах.
- Письмо Минэкономики от 02.05.2016 г. № 16-03-03/3914 на 1 листе.
- Информация о ходе выполнения мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь №4 от 31.12.2010 г. на 1 листе.
Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей» | А. Ф. Калинин |
Председатель Президиума СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства», Председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» | В. Н. Карягин |
Сопредседатель СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства», Первый вице-председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» | В. Е. Маргелов |
Внесение изменений «обоснование необходимости принятия проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»
1. Необходимо исключить четвертый и пятый абзацы, относящиеся к подпункту 1.21 пункта 1 статьи 163 Кодекса, следующего содержания:
«Безвозмездная (спонсорская) помощь оказывается организациями в порядке, предусмотренном Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». Действие этого Указа не распространяется на работников самой организации (членов их семей), в том числе, бывших и ушедших на пенсию.
Таким образом, помощь, оказываемая организацией на лечение своему работнику, не может быть оформлена в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, и, соответственно, подлежит налогообложению подоходным налогом с учетом льготы, предусмотренной подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 Кодекса (сумма льготы не более 1 494 белорусских рублей в год).»
Данная трактовка применения подпункта 1.21 пункта 1 статьи 163 Кодекса полностью противоречит результатам выполнения мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 28 февраля 2011 г. № 251/6 (далее — План мероприятий). Пунктом 31, четырем министерствам (МНС, Минздрав, Минфин и Минэкономики) поручалось «Принятие мер по увеличению внебюджетного финансирования здравоохранения с обеспечением возможности не приравнивать к доходам граждан суммы, направленные юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников или приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов» (2-ой квартал 2011 г.). Согласно «Информации о ходе выполнения Плана мероприятий», представленной Минэкономики Республики Беларусь № 16-03-03/3914 от 20.05.2016 г., подпункт 31 выполнен в полном объеме, путем приятия Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»:
«В целях освобождения от подоходного налога с физических лиц сумм, направляемых юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 163 Налогового Кодекса предусмотрено освобождение от подоходного налога плательщиков, нуждающихся в получении медицинской помощи, в том числе проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения».
Вместо исключенных четвертого и пятого абзацев, относящиеся к подпункту 1.21 пункта 1 статьи 163 Кодекса, добавить абзацы следующего содержания:
«В соответствии с частью 3 статьи 7 Трудового кодекса Республики Беларусь, в отношении работников организации (членов их семей), в том числе, бывших и ушедших на пенсию, может применяться локальный нормативный правовой акт для предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. А в отношении не работников организаций порядок предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи предусмотрен Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».
С целью устранения различий в толкованиях, какие категории граждан могут воспользоваться безвозмездной (спонсорской) помощью, предлагается дополнение, что получение медицинской помощи для своих сотрудников и их близких родственников предусмотрено подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 163 Кодекса.».
2. В целях обеспечения единого подхода налогообложения в отношении средств направленных физическим лицом на приобретение полиса страхования медицинских расходов или на оплату медицинской помощи непосредственно организации здравоохранения, а также рационального использования действующих налоговых льгот, предлагается статью 165 дополнить нормой социального налогового вычета на суммы средств, направленных на оплату медицинской помощи плательщиком, непосредственно организации здравоохранения.
Такая норма дает право физическому лицу осознанно выбрать путь финансирования своего лечения (в рамках установленных (заложенных в бюджете) объемов социального налогового вычета) приобрести полис страхования медицинских расходов или же оплатить непосредственно лечение в организации здравоохранения. Здоровая конкуренция повысит качество страховых и медицинских услуг.
Расширение сферы применения социальной льготы будет способствовать легализации так называемого «серого» рынка медицинских услуг, так как пациенты будут заинтересованы в получении кассовых чеков, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет.
Справочно. По оценкам экспертов — доля «серого» рынка коммерческого здравоохранения составляет 30-40%, от объема оказанных платных услуг, а бюджетного — 15-20%, от объема бюджетного финансирования системы здравоохранения. Эффективный критерий оценки «серого» рынка – различие в уровне зарплаты врачей в медицинских организациях, включая государственные бюджетные организации здравоохранения, а для коммерческих организаций, еще и уровень выручки на ставку врача.
Если применение социального налогового вычета позволит легализовать хотя бы половину этих не учтенных средств «серого рынка» (что соответствует 20 % от стоимости всего оборота существующих платных медицинских услуг), то только это полностью компенсирует потери бюджета по возврату подоходного налога.
Справочно. Суммы налоговых отчислений на выручку организаций здравоохранения от медицинских услуг (включая обязательные отчисления в ФСЗН и подоходный налог с физических лиц) составляют в настоящее время примерно от 15 до 30%.
Социальный налоговый вычет будет способствовать легализации зарплаты сотрудников предприятий, которые будут пользоваться данной льготой (по аналогии с легализацией зарплат при переходе на плоскую шкалу подоходного налога), что приведет к дополнительному увеличению бюджета.
Социальный налоговый вычет при оплате за лечение приведет к снижению расходов населения на медицинские услуги, что равносильно снижению цен на них. Даже по самым осторожным оценкам это может привести к возрастанию объема платных медицинских услуг на 25-30 %. Весь последующий прирост пациентов в коммерческом здравоохранении, будет приводить к дополнительному наполнению бюджета налогами.
Увеличение привлекательности платных медицинских услуг (за счет снижения цены для физических лиц) будет способствовать к дополнительному добровольному переходу граждан из бюджетной системы здравоохранения во внебюджетную, что приведет к значительному уменьшению нагрузки на бюджетное здравоохранение и, как следствие, к увеличению его качества и доступности.
Предлагается ввести предельную норму социального налогового вычета в размере 10 000 белорусских рублей, что всего лишь 4 раза больше, чем заложен норматив на социальный налоговый вычет при страховании медицинских расходов (12-кратный размера среднемесячной минимальной заработной платы, в соответствии с подпунктом 1.2, ст. 165 НК РБ). За счет перераспределения средств между физическими лицами, воспользовавшимися платной медицинской помощью, среднестатистический социальный налоговый вычет не будет превышать норматив, заложенный в бюджете.
Справочно. В России аналогичный социальный налоговый вычет осуществляется с 2002 г. Кроме того, в России социальный налоговый вычет используется и при приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Предложения от бизнес-союзов в проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»
В статье 48:
Абзац двадцать первый изложить в следующей редакции:
«1.21. безвозмездная (спонсорская) помощь в денежной и (или) натуральной формах, включая предоставленную своими организациями, в порядке определённом локальными нормативными правовыми актами, работникам (членам их семей), в том числе бывшим и ушедшим на пенсию, членам их семей в случае смерти этих работников, а также поступившие на благотворительный счет банка Республики Беларусь пожертвования, получаемые:»;
В статье 50:
После абзаца шестого добавить абзацы седьмой — одиннадцатый следующего содержания:
Добавить подпункт 1.3 следующего содержания:
«1.3. в сумме, не превышающей 10 000 белорусских рублей в течение налогового периода и уплаченной плательщиком медицинским организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в качестве оплаты за оказанную ему медицинскую помощь.
Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком, за лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), — за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста).
При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам личного добровольного страхования медицинских расходов, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов с лицами, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), — за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста).
Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного подпунктами 1.2. и 1.3. принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом ограничения, установленного подпунктом 1.2., не должна превышать 10 000 белорусских рублей.»;
Абзацы седьмой — четырнадцатый считать соответственно абзацами двенадцатый — девятнадцатый;
После абзаца четырнадцатого добавить абзацы двадцатый — двадцать четвертый следующего содержания:
Добавить подпункт 4.1. следующего содержания:
«4.1. Социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.3. пункта 1 настоящей статьи, предоставляется при подаче плательщиком налоговому агенту (налоговому органу) следующих документов:
Справка, подтверждающая фактическую оплату медицинской помощи, по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
Копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства при осуществлении расходов на медицинскую помощь соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;
Справки о доходах, исчисленных и удержанных суммах подоходного налога с физических лиц по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, иных документов, подтверждающих получение дохода, — при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.».
Абзацы пятнадцатый — восемнадцатый считать соответственно абзацами двадцать пятым — двадцать восьмым.
Информация о ходе выполнения мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» по состоянию на 1 апреля 2016 г.
Пункт и наименование мероприятия, ответственные исполнители и срок исполнения | Форма реализации мероприятия, ход выполнения | Информация о выполнении | Оценка бизнес-сообществ |
---|---|---|---|
Раздел 2 Директивы: Принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности. Создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, в том числе: | |||
31. Принятие мер по увеличению внебюджетного финансирования здравоохранения с обеспечением возможности не приравнивать к доходам граждан суммы, направленные юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников или приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов МНС, Минздрав, Минфин, Минэкономики (II квартал 2011 г.) | Принят Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года ”О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь“ | В целях освобождения от подоходного налога с физических лиц сумм, направляемых юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 163 Налогового Кодекса предусмотрено освобождение от подоходного налога плательщиков, нуждающихся в получении медицинской помощи, в том числе проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения. В целях освобождения от подоходного налога с физических лиц сумм, направляемых на оплату юридическими лицами из прибыли, приобретенных физическими лицами страховых полисов по возмещению медицинских расходов, подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса определены суммы дохода необлагаемые подоходным налогом | Очень медленно, с нарушением сроков, реализовывалось данное мероприятие. В исполнители не было включено Министерство труда и социальной защиты. Данное мероприятие затрагивает не только налоговое законодательство (освобождает от подоходного налога физических лиц), но и, что очень важно, сферу отчислений и сборов в Фонд социальной защиты населения. Было приято Постановление Министерства здравоохранения от 7.03.2012 г. № 14. В связи с тем, что оно было практически не реализуемым, в него были внесены изменения Постановлением Министерства здравоохранения от 27.12.2012 г. № 208. Но только после утверждения Постановлением СМ РБ от 14.12.2013 г. № 1083 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы в ФСЗН и разъяснений Министерства труда и соцзащиты (исх. 2 19/2420п от 16.08.2014 г.), стало возможным пользоваться данной нормой в полном объеме. |