Общественное объединение «Белорусский союз предпринимателей»Союз юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства»
ИСХ. № 01-03/203 от 18 .10.2016ИСХ. № 718 от 18 .10.2016
Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.КунявскогоОбщественное объединение «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»
ИСХ. № 01-04/2 -327 от 18.10.2016ИСХ. № 319 от 18.10.2016

Заместителю Министра экономики
Республики Беларусь
КОСТЕВИЧ И.А.

О внесении изменений в Указ № 450,
по итогам обсуждения на общественно-
консультативном совете Минэкономики

16 сентября 2016 года в Министерстве экономики Республики Беларусь было проведено очередное заседание общественно-консультативного совета по рассмотрению вопросов, содержащихся в Национальной платформе бизнеса Беларуси – 2016., в соответствии с графиком проведения заседаний, утвержденного Министерством экономики Республики Беларусь 2 августа 2016 г.

По результатам конструктивной дискуссии было принято решение, чтобы бизнес-объединения сформировали и представили в Министерство экономики уточнения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Указ 450).

Четыре бизнес-союза сформулировали свое консолидированное мнение по необходимым изменениям в Указ 450 и направляют их в Минэкономики. Особое внимание было уделено введению лицензирования платных медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения. То, что отменили лицензирование медицинской деятельности для государственных организаций здравоохранения, в какой-то мере, является положительным моментом. Так как, существующая практика применения мер ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, для государственных организаций здравоохранения, показала, что не было случая, когда даже за самое грубое нарушение, прекращалось действие лицензии. Тем самым, коммерческая медицина в государственных организациях, как составная часть системы здравоохранения, попала в «особые тепличные условия».

Бизнес-союзы убеждены, что введение лицензирования платных медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения, это принципиальнейшая норма, без которой не могут быть созданы равноправные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности (что определено статьей 13 Конституции Республики Беларусь). Это позволит повысить реальную ответственность за соблюдение лицензионных требований (условий) и, соответственно, за качество оказываемых платных медицинских услуг государственными организациями здравоохранения. Кроме того, отмена лицензирования медицинской деятельности в государственных организациях здравоохранения (включая коммерческую медицинскую деятельность – оказание платных медицинских услуг) создает прецедент и может привести к отмене лицензирования для Всех видов деятельности, осуществляемых государственными организациями. В этом случае, лицензирование, как способ регулирования и контроля, за соблюдением требований и условий ведения особых видов деятельности, может остаться только для частных организаций, что противоречит пункту 1 Директивы Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 г.

Внесение соответствующих изменений в настоящий Указ согласуется с положениями Программы социально-экономического развития на 2016-2020 гг. и Указом Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 г. №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», в которых предусмотрены создание и обеспечение равных условий конкуренции на внутреннем рынке и раскрепощение деловой инициативы.

Приложение: Предложения по внесению дополнений и изменений в проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь».

Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»А. Ф. Калинин
Сопредседатель Правления
Директор БСПН им Кунявского
Ж. К. Тарасевич
Председатель Президиума СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства»,
Председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»
В. Н. Карягин
Сопредседатель СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства»,
Первый вице-председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей»
В. Е. Маргелов

Приложение.

Предложения по внесению дополнений и изменений в проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь».

  1. В пункте 76:

В части первой:

Слова «либо лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом выявлено нарушение лицензиатом (его работником, обособленным подразделением) особых лицензионных требований и условий,» исключить;
после слов «до 6 месяцев» дополнить словами «, в порядке определенном в части второй настоящего пункта»;

Часть вторую изложить в новой редакции:

«Лицензирующий орган по основаниям, предусмотренным в части первой настоящего пункта, принимает решение о приостановлении действия лицензии только в той части, в которой выявлены нарушения (по указанным в лицензии одному или нескольким обособленным подразделениям в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории, если настоящим Положением предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь). При этом действие лицензии сохраняется в не приостановленной части.»

  1. Первое предложение в части третьей пункта 320 изложить в следующей редакции:
    «Не требуется получения лицензии для работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, оказываемых на безвозмездной основе государственными организациями здравоохранения и Белорусским Обществом Красного Креста.»;
  1. В подпункте 322.2.1. В первом абзаце после слов «у руководителя» дополнить словами «(или заместителя руководителя)»;
  2. В подпункте 322.2.2. Первый абзац изложить в следующей редакции:
    «Оказывающих платные медицинские услуги, наличие не менее чем у 75% от штатной численности медицинских работников, на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую деятельность, во всех местах осуществления этой деятельности:»
  1. В пункте 323. В четвертом и пятом абзацах после слов «на должности руководителя» дополнить словами «(или заместителя руководителя)»;
  2. В подпункте 326.1.1. В третьем абзаце после слов «в отношении руководителя» дополнить словами «(или заместителя руководителя)»;
  3. В пункте 329:
    • В третьем абзаце слова «в Республике Беларусь» заменить на слова «на территории ЕАЭС»;
    • Абзац шесть исключить либо указать закрытый перечень медицинской документации;
    • Абзац 7 исключить;
    • В девятом абзаце после слов «на должности руководителя» дополнить словами «(или заместителя руководителя)».

Обоснование предложений по внесению дополнений и изменений в проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь».

Предлагается исключить «нарушение особых требований», чтобы уменьшить субъективизм в оценке лицензионной деятельности, когда одни и те же особые требования (условия) могут одновременно попадать под нарушения особых требований (условий) или грубых нарушений (раздел «Ветеринарная деятельность» (пункт 115 и абзац 2 пункта 117), раздел «Деятельности в сфере игорного бизнеса» (пункт 161 и абзац 2 пункта 165), раздел «Медицинская деятельность» (пункт 325 и абзац 5 пункта 329)).

Предлагается внести изменения в пункт 76 по уточнению действий лицензирующего орган в отношении права приостанавливать, по своему усмотрению, либо всю лицензию, либо её часть в случае выявления нарушений в части лицензии (по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории). Предлагается определить, чтобы в данном случае лицензирующий орган мог приостановить действие не всей лицензии, а только её части, в отношении которой было выявлено нарушение, и в отношении только того обособленного подразделения, где данное нарушение было выявлено. Такая поправка снижает коррупционную составляющую принятия решения лицензирующего органа в отношении лицензиата.

Внесение изменений в пункт 320 позволит создать равные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности (что определено статьей 13 Конституции Республики Беларусь), повысит реальную ответственность за соблюдение лицензионных требований (условий) и, соответственно, за качество оказываемых платных медицинских услуг государственными организациями здравоохранения. Если государственная организация здравоохранения или Белорусское Общество Красного Креста оказывают платные медицинские услуги населению, то на эти платные виды работ и услуг медицинской деятельности необходимо получать лицензию и осуществление данной деятельности должно соответствовать единым лицензионным требованиям и условиям для организаций всех форм собственности. Отмена лицензирования медицинской деятельности в государственных организациях здравоохранения (включая коммерческую медицинскую деятельность – оказание платных медицинских услуг) нарушает равные условия хозяйствования и создает прецедент, что может привести к отмене лицензирования для всех видов деятельности, осуществляемых государственными организациями. В этом случае, лицензирование, как способ регулирования и контроля, за соблюдением требований и условий ведения особых видов деятельности, может остаться только для частных организаций, что противоречит пункту 1 Директивы № 4 Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г.

Так, например, за получение лицензии и соблюдение лицензионных требований субъект частной формы собственности должен нести дополнительные финансовые затраты. Это, прежде всего связано, с оплатой за лицензию, постоянными затратами на повышение квалификации сотрудников, для получения (подтверждения) первой и высшей категории, что для организаций здравоохранения государственной формы собственности, оказывающих платные медицинские услуги, не требуется. Кроме того, при жестком государственном регулировании цен на отдельные виды медуслуг (например, стоматология), через предельный уровень рентабельности и максимальные тарифы на виды работ, создаются условия для недобросовестной конкуренции.

Не коррелирует настоящее требование и с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 г №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», в котором предусмотрено:

1. Повышение эффективности функционирования экономики:

1.1. Совету Министров Республики Беларусь:

Принять дополнительные меры для обеспечения:

  • Развития добросовестной конкуренции на внутреннем рынке;
  • Роста и диверсификации экспорта;
  • Рационального импортозамещения;
  • Ускоренного развития малого и среднего бизнеса и вовлечения его в экспортную деятельность и импортозамещение;
  • Привлечения иностранного капитала в развитие и создание производств;
  • Экономии ресурсов организациями всех форм собственности и повышения качества производимой продукции (работ, услуг);

1.4. руководителям государственных органов:

  • Обеспечить оперативное и всестороннее рассмотрение предложений предпринимателей по развитию производств и созданию рабочих мест, оказывать им всемерное содействие;
  • Организовать разъяснительную работу с населением для популяризации предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы граждан;».

Пункты 322, 323, 326 и 329 дополнены нормой, что отвечать лицензионным требованиям для организаций здравоохранения может или руководитель (менеджер организации), или его заместитель, что очень важно для коммерческих организаций здравоохранения.

Отличие коммерческой организации от учреждения как раз и состоит в том, что учреждение создаётся, согласно статье 120 Гражданского кодекса Республики Беларусь, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. А у коммерческой организации (статья 46 Гражданского кодекса) основная цель – извлечение прибыли. И совершенно логично, что учреждения здравоохранения или государственные организации здравоохранения возглавляет руководитель-врач, который должен соответствовать лицензионным требованиям и условиям, указанным в Указе № 450. Перед руководителем государственной организации (учреждения) не стоит задача обеспечить организацию (учреждение) финансированием, пациентами, найти коммерчески выгодные направления деятельности, разбираться в маркетинге и бизнес-планах, привлекать кредиты на развитие и своевременно их погашать и т.д. А негосударственную (частную) коммерческую организацию должен возглавлять управленец (менеджер), который знает рынок, экономику и отвечает за коммерческий успех от деятельности организации. Но при занятии медицинской деятельностью, руководитель негосударственной (частной, коммерческой) организации, при отсутствии у него соответствующей медицинской квалификации, должен иметь заместителя, который будет соответствовать всем предъявляемым требованиям и отвечать, именно за медицинскую, а не коммерческую, составляющую деятельности этой организации.

В подпункте 322.2.2. внесена норма, которая уточняет, что для организаций оказывающих платные медицинские услуги не менее 75 % медицинских работников должны соответствовать лицензионным требованиям, на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую деятельность, во всех местах осуществления этой деятельности. Данные изменения позволят привлекать в организации частной формы собственности молодых специалистов, а также лиц, у которых был длительный перерыв в работе (более 3 лет) по специальности, в связи с болезнью, нахождением в социальном отпуске, призывом на военную службу и иными причинами. Кроме того, это восстановит привлекательность платного медицинского образования, так как снимет проблему 5-летней отработки в государственных организациях здравоохранения, до получения первой квалификационной категории. При этом, наличие в штате одной ставки для работника со второй или без квалификационной категории возможно только при наличии не менее трёх ставок работников имеющих первую или высшую квалификационную категорию на каждую работу и (или) услугу. Что обеспечивает должный контроль за качеством услуг.

В пункте 329 предлагается уточнить или исключить неконкретные требования (отнесенных к грубым нарушениям), которые не регламентируются конкретными нормативно-правовыми актами, что сужает поле для проявления злоупотреблений со стороны контролирующих органов.

Кроме того, необходимо:

  1. Установить норму, согласно которой, прекращение действия и аннулирование лицензии, будет происходить только по решению суда, как и лишение имущественных прав, согласно пункта 2.1 Директивы № 4 Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г.

Это позволит ограничить роль субъективных решений в прекращении деятельности субъектов хозяйствования, что создаст более стабильные условия для ведения бизнеса и в значительной мере улучшит инвестиционный климат.

Во всех случаях, когда сразу приостанавливается или прекращается действие лицензии, происходит остановка деятельности субъекта хозяйствования, что ставит его на грань банкротства, создается большая социальная напряженность в коллективе и, по своей сути, такой подход может являться коррупционным.

  1. Четко прописать, что лицензиату должно быть первично предоставлено право на устранение нарушений в пределах установленного срока, без приостановления действия лицензии.

В этом случае, последовательность действий предлагается следующая:

При «нарушении» — все остается в рамках действующих норм, как сейчас — предписание на устранение, если не устранили в установленный срок, то приостановка действия лицензии, если не устранили или повторное нарушение в течение года — то прекращение действия лицензии (направляются документы в суд, для принятия решения о прекращении действия лицензии).

При «грубом нарушении» — предписание на устранение, если не устранили в установленный срок или повторное нарушение в течение года — то прекращение действия лицензии (направляются документы в суд, для принятия решения о прекращении действия лицензии).