Грамадскае аб’яднанне «Беларускi саюз прадпрымальнiкаў» 220004, г.Мiнск, вул.Нямiга, д.38, оф.8 тэл. (017) 209 05 43, факс 209 04 16 P/p 3015211370013 y AAT «Белiнвестбанк» г. Мiнск, код 739 УНН 100184043, АКПА 00040028 Е-mail: belsp1991@mail.ru | Общественное объединение «Белорусский союз предпринимателей» 220004, г.Минск, ул.Немига, д.38, оф.8 тел. (017) 209 05 43, факс 209 04 16 Р/с3015211370013 в ОАО “Белинвестбанк” г. Минск, код 739 УНН 100184043, АКПА 00040028 Е-mail: belsp1991@mail.ru |
№ 01-03/54 от 17.06.2014 | Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь |
О мерах по созданию условий,
способствующих выведению денежных
средств из теневого оборота (в области
здравоохранения)
В течение 15 лет, начиная с 1999 г., ОО «БСП», совместно с советом по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме, последовательно предлагают конкретные мероприятия по реформированию системы здравоохранения, путем создания цивилизованного сектора внебюджетного здравоохранения (государственного и частного).
По оценкам экспертов ОО «БСП» — доля «серого» рынка коммерческого здравоохранения составляет 30 — 40 %, от объема оказанных платных услуг, а бюджетного — 15-20 %, от объема бюджетного финансирования системы здравоохранения. Аналогичные данные получены и по результатам научно-исследовательской работы Минского НИИ социально-экономических проблем «Исследование и разработка стратегии развития медицинских услуг в государственном и предпринимательском секторе г. Минска». Эффективный критерий оценки «серого» рынка — различие в уровне зарплаты врачей в медицинских организациях, включая государственные бюджетные организации здравоохранения, а для коммерческих организаций, еще и уровень выручки на ставку врача. При существующей потребности во врачах в коммерческих медицинских организациях, выплачивающих высокие зарплаты (работающие без «серых» схем и «зарплат в конвертах»), к ним не стоит очередь из врачей других организаций, включая бюджетных врачей, где они получают официальную зарплату, значительно меньше. Это свидетельствует о том, что они имеют «дополнительный заработок», причем довольно существенный. Если в коммерческих организациях работая по «серому» воруют налоги, то в бюджетных организациях — налоги, материалы и оборудование (через амортизацию). И совсем не обязательно, что многие врачи берут взятки (деньгами). Речь идет о, так называемой, бытовой коррупции, когда расплачиваются за оказанную медицинскую услугу, лечение вне очереди, обследование на высокотехнологичном оборудовании, госпитализацию в комфортных условиях и т.д., подарками, ответными услугами и т.д.
Проблема разрушения «серого» рынка здравоохранения может быть эффективно решена, путем реализации мероприятий, которые изложены в «Национальной платформе развития бизнеса Баларуси-2014»:
Создание цивилизованного сектора внебюджетного здравоохранения (государственного и частного), в который добровольно перейдет до 20 % населения страны. Это не значит, что данные граждане полностью откажутся от бюджетного здравоохранения. Это значит, что 20 % медицинских услуг будут платными (вместо существующих сегодня 5 %). И в плане совершенствования нормативно-правовой базы, этом направлении уже много сделано. В особенности, через развитие добровольного медицинского страхования (ДМС). Но действующее законодательство, направленно на искусственное стимулирование развития добровольного медицинского страхования (через налоговые льготы), не приводит к декларируемым результатам (улучшению качества и доступности медицинской помощи), а только улучшает финансовое состояние страховых компаний. Об этом свидетельствует динамика количества заключаемых договоров добровольного страхования, и количество застрахованных лиц по ним. Кроме того, анализ страховых выплат свидетельствует, что 50 % средств собранных страховыми компаниями по договорам добровольного страхования медицинских расходов, остается в страховых компаниях. Т.е. для застрахованных стоимость оказанных медицинских услуг увеличивается в два раза, по сравнению с тем, если бы они заплатили за оказанный объем выполненных услуг непосредственно медицинской организации. В связи с этим, необходимо:
- Ввести социальный налоговый вычет по подоходному налогу, для физических лиц, оплачивающих свое лечение или лечение близких родственников;
- Отнесение части расходов на оплату медицинских услуг нанимателем на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (3% от фонда заработной платы).
- Полная отмена государственного регулирования цен (тарифов) на медицинские услуги для организаций, не финансируемых за счет бюджетных средств.
- Разрешение выдачи листков нетрудоспособности организациями, оказывающими платные медицинские услуги, независимо от формы собственности.
- Отменить в Налоговом Кодексе Республики Беларусь и в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социальной защиты населения, необходимость получения подтверждения нуждаемости в получении медицинской помощи.
- Выделение платных медицинских услуг из системы бюджетного здравоохранения в самостоятельные хозрасчетные учреждения.
Экономический и социальный эффекты предлагаемых мероприятий:
Реализация данных мероприятий позволит создать цивилизованный сектор внебюджетного здравоохранения (государственного и частного). Изменения налогового законодательства не приведут к уменьшению налоговой базы. Будет создан реальный механизм вовлечения юридических и физических лиц в дополнительное финансирование здравоохранения, где основные платежи будут производить юридические и физические лица, а государство создаст условия этого финансирования. Льготы будут действенны только в том случае, когда средства за лечение поступят на счета медицинских учреждений. Тем самым, мы легализуем основные доходы медучреждений, которые должны будут заплатить с них налоги (а это от 20 до 30 % от общего объема выручки). За счет средств юридических лиц будет предположительно охвачено платными медицинскими услугами до 1,0 млн. человек, с объемом финансирования 5,0 трлн. руб. и такой же объем за счет средств физических лиц. Только при этих условиях, ДМС займет свое достойное место, во внебюджетном здравоохранении, при этом объемы ДМС будут увеличены в 5-10 раз.
Ожидаемое увеличение внебюджетного финансирования здравоохранения за счет платных медицинских услуг до 10,0 трлн. руб., увеличит собираемость налогов с внебюджетных медучреждений более чем на 1,5 трлн. руб., а также высвободит бюджетные средства государственных учреждений здравоохранения в значительном размере, которые будут перераспределены между пациентами, пользующимися бюджетным здравоохранением.
Экономический эффект от реализации данных предложений будет виден уже на следующий месяц после вступления их в силу. Медицинские центры вынуждены будут показывать реальные доходы от собственной деятельности, а это соответственно увеличит налогооблагаемую базу.
Социальный эффект будет виден позже, по мере открытия новых коммерческих медицинских учреждений (государственных и частных), когда пациенты из бюджетного здравоохранения будут переходить в платное, освобождая места для социально-незащищенных граждан.
Данные мероприятия являются самыми «мягкими» антикоррупционными мерами, когда, чисто экономическими методами, будет в значительной степени разрушен «серый» сектор здравоохранения (бюджетного и коммерческого).
Председатель ОО «Белорусский Союз Предпринимателей» | Калинин А.Ф. |