ОО «Белорусский союз предпринимателей» | СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» | Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского |
Исх. № 01-03/44 22.05.2014 г. | Исх. № 286 22.05.2014 г. | Исх. № 01-04/2-205 22.05.2014 г. |
Министерство
труда и социальной защиты
Республики Беларусь
Фонд социальной защиты
населения Республики Беларусь
О необходимости внесения изменений в
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115
Доводим до Вашего сведения, что в настоящее время в адрес наших организаций поступают многочисленные обращения от членов союзов по вопросам начисления и уплаты обязательных взносов в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Анализ таких обращений указывает на необходимость оперативного реагирования и целесообразность инициирования внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты. Суть наших предложений заключается в следующем.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь (далее — Совмин) от 25.01.1999 № 115 был утверждён Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН) и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — Перечень). Новая редакция Перечня, действующего с 01.01.2014 г., утверждена Постановлением Совмина от 14.12.2013 № 1083 (далее — Новый Перечень), применение которого вызвало у нанимателей ряд вопросов и разногласий по отдельным его пунктам. Так, например, в настоящее время на сайте ФСЗН и в средствах массовой информации имеется достаточно много комментариев и разъяснений, порой противоречащих друг другу, по «расшифровке» Нового Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию. Это касается, прежде всего, сумм средств работодателя, направленных на повышение квалификации или переподготовку работников; сумм страховых взносов по договорам добровольного страхования медицинских расходов; сумм средств направленных на оздоровительные мероприятия; сумм средств направленных на получение медицинской помощи и т.д.
В целях исключения различного толкования норм Нового Перечня предлагаем внести в него следующие изменения и дополнения.
- Согласно Перечня (п.23) на «суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, договорам добровольного страхования дополнительной пенсии и договорам добровольного страхования медицинских расходов» взносы не начислялись. В редакции Нового Перечня, действующего с 01.01.2014 г., в пункте 5 есть уточнение «при условии, что договоры заключены на срок не менее одного года и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения».
Каким образом будет осуществляться декларируемая цель разработки Нового Перечня «что принятый документ направлен на сокращение времени на определение объекта для начисления взносов», когда организации должны будут ежемесячно получать от страховых компаний акты, с информацией о том, в каких организациях здравоохранения проходило лечение их сотрудников и все это надо будет использовать при начислении зарплаты? До 01.01.2014 было просто — организация приобрела полис страхования для своих сотрудников, выполнила перед ними свои социальные обязательства, а все остальное делала страховая компания. Это было одно из основных преимуществ для нанимателя, при страховании медицинских расходов, перед прямой оплатой медорганизации за лечение работников.
Кроме того, данное ограничение свидетельствует о непоследовательности ФСЗН, когда оплата непосредственно медорганизации за лечение работников не облагается платежами в ФСЗН (абзац 5 пункта 4 Нового Перечня), а оплата за лечение через страховую компанию, при условии, что медицинская помощь застрахованным оказывается в негосударственных организациях здравоохранения, облагается платежами в ФСЗН.
Просим исключить это уточнение, так как оно не согласуется и с Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности», которым упомянутое уточнение исключено из п. 11 Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 219. В целях развития добровольного медицинского страхования Указ предоставляет право организациям-страхователям включать в затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой организации, с которой заключён договор страхования, и организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь застрахованным лицам.
- Абзацем 5 Пункта 4 Нового Перечня установлено, что взносы не начисляются на суммы средств, направленных нанимателем на «медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь, в том числе на проведение операций, при наличии соответствующего подтверждения выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь».
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» (ст.1) «Медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками». Однако комментарии и ответы на вопросы, которые публикуются в СМИ от имени ФСЗН, не учитывают эту норму Закона и не распространяют ее на весь комплекс услуг, входящий в понятие медицинская помощь. Например, начальник управления методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования ФСЗН (ж-л «Главный бухгалтер») на вопрос «начисляются ли взносы на оплату медицинских консультаций узких специалистов ответила утвердительно, хотя данная услуга относится к медицинской помощи и соответствующий подтверждающий документ организация здравоохранения обязана выдать, а, следовательно, взносы не должны начисляться.
Кроме того, слова «проведение операций» необходимо исключить из абзаца 5 пункта 4 Нового Перечня, так как «операции» входят в понятие «медицинская помощь».
Как мы полагаем, данная норма (содержание абзаца 5 пункта 4) была взята из п.1.21. статьи 163 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее — НК). Но в связи с тем, что согласно НК на медицинскую помощь может быть направлена необлагаемая подоходным налогом материальная помощь (в этом случае соответствующее подтверждение, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь, предоставлять не надо), то целесообразно это учесть в Новом Перечне, а также необходимо в Постановлении уточнить, что термин «медицинская помощь» применяется в определении его, изложенном в упомянутом выше Законе. Это даст возможность единообразного применения и исключит необходимость в комментариях и толкованиях отдельных специалистов.
В связи с важностью данного пункта, который направлен на реализацию пункта 31 Плана мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4, утвержденного Постановлением Совмина и национального банка от 28.02.2011 г. № 251/6, которым предусмотрено «Принятие мер по увеличению внебюджетного финансирования здравоохранения с обеспечением возможности не приравнивать к доходам граждан суммы, направленные юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников или приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов», предлагаем, с учетом разъяснений ФСЗН от 26.10.2012 №11-09/3445, абзац 5 пункта 4 Нового Перечня изложить в следующей редакции: медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь, включая приобретение лекарственных средств, необходимых для осуществления данной медицинской помощи. В случае, если медицинская помощь оказывается за счет безвозмездной (спонсорской) помощи либо материальной помощи (в сумме превышающей установленный освобождаемый от подоходного налога размер, в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь) — при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
- Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 г. №1489 в Перечень был внесен п.25, согласно которому на суммы средств, затраченных нанимателем в связи с участием работников в спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятиях, взносы не начислялись.
В редакцию Нового Перечня данные выплаты не вошли. При этом, тут же, 23.12.2013, вышел комментарий к Постановлению от 14.12.2013 № 1083, в котором указано, что из Перечня исключены выплаты, не являющиеся объектом для начисления взносов по государственному социальному страхованию и к ним относятся суммы выплат направленные «на проведение оздоровительных мероприятий (пункт 25)» (комментарий был размещен на сайте ФСЗН). Является ли такой комментарий официальным толкованием нормативного правового акта, трудно сказать.
Существовавшая до 01.01.2014 редакция пункта 25 Перечня была понятной. Что относить к оздоровительным мероприятиям хорошо разъяснял комментарий Салодовченко А. (начальник отдела организации сбора платежей ФСЗН), «Главный бухгалтер», 2011, № 20, стр. 34-35), где он относит к расходам по оздоровлению суммы, затраченные на приобретение санаторно-оздоровительных путевок, абонементов в оздоровительные группы (либо занятия по индивидуальному плану) в плавательные бассейны, тренажерные залы, фитнес-центры и иные оздоровительные организации, предоставляющие платные услуги по оздоровлению населения.
Как отнестись к комментариям от 19.03.2014, в виде ответов на вопросы, размещенные тут же на сайте ФСЗН (неизвестно кем и на сколько, это является официальным толкованием нормативного правового акта)?
Вопрос. Начисляются ли взносы на расходы организации, связанные с приобретением путевок в оздоровительные учреждения, путем частичной компенсации стоимости путевки, оказания материальной помощи, выплаты единовременной денежной помощи на оздоровление (лечение) работнику?
Ответ. Да.
Указанные виды выплат Перечнем не предусмотрены, соответственно, на их суммы взносы начисляются.
Исключение составляют суммы средств работодателя, направленные на приобретение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Республики Беларусь детям работников (абзац четвертый пункта 4 Нового Перечня).
Вопрос. Начисляются ли взносы на единовременную выплату к отпуску на оздоровление согласно коллективному договору?
Ответ. Да.
В соответствии с пунктом 7 Перечня на материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами, взносы не начисляются.
Что касается единовременной выплаты на оздоровление работнику при уходе в трудовой отпуск, то Перечнем такой вид выплаты не предусмотрен.
Вопрос. В рамках проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий организация заключила договор на оказание физкультурно-оздоровительных услуг. Следует ли начислять взносы на сумму оплаты по такому договору?
Ответ. Нет.
Из Перечня исключены выплаты, в частности, суммы средств работодателя, направленные на проведение спортивных, оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, так как они не являются объектом для начисления взносов. Основанием являются подтверждающие документы об организации проведения указанных мероприятий (программа, план, списки участников, смета расходов и др.), а также о суммах расходов, связанных с их проведением (гражданско-правовые договоры аренды, купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ и др.).
Как отнестись к разъяснениям Хлус Е.Н., начальника управления методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования ФСЗН, которые она дала в журнале «Главный бухгалтер»:
Вопрос. Относится ли к выплатам, на которые начисляются страховые взносы, материальная помощь, оказанная сотруднику на оплату занятий фитнесом, теннисом, посещения бассейна, оплату медицинских консультаций отдельного узкого специалиста?
Ответ. Да.
Материальная помощь работнику, связанная с возмещением перечисленных расходов, не предусмотрена Перечнем. Соответственно на всю сумму материальной помощи страховые взносы следует начислять.
Предлагаем включить в Новый Перечень редакцию пункта 25 Перечня, действовавшего до 01.01.2014 г.
- Согласно абзаца 4 пункта 4 Нового Перечня, взносы не начисляются на «суммы средств работодателя, направленные на приобретение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Республики Беларусь детям работников»
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2006 г. №1450 «О государственной аттестации санаторно-курортных и оздоровительных организаций», аттестовываются именно организации, а не учреждения, так как указанные организации могут учреждаться в различных организационно-правовых формах (унитарные предприятия, акционерные общества и др.).
В целях приведения пункта 4 Нового Перечня в соответствие с указанным Постановлением, предлагаем заменить слово «учреждения» на «организации».
- В Новый Перечень включена также норма (абзац третий пункта 4), согласно которой суммы средств работодателя, направленные на повышение квалификации или переподготовку работников в учреждениях образования Республики Беларусь, являются выплатами, на которые не начисляются взносы. По данной редакции ФСЗН дал разъяснения, что суммы средств работодателя, направленные на все иные виды дополнительного образования работников являются суммами, на которые взносы начисляются.
Считаем, что указанные разъяснения противоречат законодательству Республики Беларусь и здравому смыслу. Во-первых, Кодексом об образовании предусмотрено обучение взрослых не только в учреждениях образования, но и других организациях, которые имеют на это право в соответствии с законодательством. Во-вторых, как можно применить принцип социальной справедливости и объяснить работнику тот факт, что если он повышает квалификацию и обучается в государственном учреждении образования, то на суммы средств обязательные отчисления в ФСЗН не начисляются, а значит, они не будут учитываться при исчислении пенсии, и, наоборот, при обучении в других организациях, обязательные взносы будут уплачиваться нанимателем и учитываться при начислении пенсии работнику.
Положения настоящего пункта также не совсем согласуются с нормой ст.153 пункта 2 Налогового кодекса, согласно которой объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц не признаются доходы, полученные плательщиком в размере стоимости обучения плательщиков, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их переподготовке, профессиональной подготовке, повышении квалификации, стажировке, обучении на обучающих курсах, связанных с осуществляемой нанимателем деятельностью и оплаченных за счет средств бюджета организации или индивидуального предпринимателя, являющихся местом их основной работы.
Предлагаем абзац третий пункта 4 Нового Перечня изменить, учитывая положения Налогового кодекса, а также слово «учреждениях» заменить словом «организациях», так как имеются различные организационно-правовые формы субъектов, которые могут заниматься деятельностью в сфере образования.
- Пунктом 15 Перечня действующего до 01.01.2014. не начислялись взносы на «стоимость бесплатно выдаваемых работникам билетов на детские представления и (или) кондитерских наборов их детям в связи с праздником Нового года». Исключение данного пункта влечет за собой полный или частичный отказ работодателя от покупки и дарения подарков детям своих работников. Даже при сохранении имеющейся традиции и выполнении положений Коллективного договора наниматели будут ориентироваться на запланированные затраты по данной статье, что означает, что стоимость подарков снизиться примерно на треть, которую нужно будет перечислить в ФСЗН, что в конечном итоге отразиться на качестве и количестве (весе) подарков.
Не совсем понятно, будут ли облагаться ФСЗН подарки, которые предоставляются за счет средств профсоюзных организаций?
Считаем необходимым включить данную норму в Новый Перечень действующий с 01.01.2014.
Кроме того, сравнивая Перечни, действующие по 31.12.2013 г и с 01.01.2014 г, читая комментарии на сайте ФСЗН и в СМИ, возникает резонный вопрос: Как определить выплаты, которые исключены из Нового Перечня, так как они не являются объектом для начисления взносов (выплаты на оздоровление, выплаты за выполнение общественных обязанностей в избирательных комиссиях, дивиденды) и которые не предусмотрены Новым Перечнем (не включены в Новый Перечень), и на которые надо начислять взносы по социальному страхованию (приобретение путёвок в оздоровительные учреждения, оплата занятий фитнесом и т.д.)? Складывается мнение, что просто часть выплат забыли включить в Новый Перечень, действующий с 01.01.2014 г., а потом вдогонку, после вопросов в СМИ, написали комментарии, что они не являются объектом для начисления взносов. Почему субъекты хозяйствования должны работать по комментариям, разъяснениям, а не по нормативному правовому акту?
В связи с вышеизложенным, просим СРОЧНО рассмотреть наши предложения и внести соответствующие изменения и дополнения в Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115. Полагаем, что нормативный правовой акт должен быть понятным и содержать нормы, не требующие дополнительных комментариев и разъяснений.
Для более детального обсуждения возникших проблем и подготовки новой редакции Перечня предлагаем провести рабочие встречи (совещания) с участием специалистов и уполномоченных представителей наших объединений.
Приложение: письмо ФСЗН от 26.10.2012 г. № 01-09/3445
Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей» | Председатель Президиума СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства» | Сопредседатель Правления Директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского |
А.Ф. Калинин | В.Н. Карягин | Г.П. Бадей |