ОО «Белорусский союз предпринимателей»Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского
Исх. 01-03/13 от 26.01.2015 г.Исх. 01-04/2-21 от 26.01.2015 г.

Первому заместителю Премьер-министра
МАТЮШЕВСКОМУ В.С.

О ценообразовании на платные медицинские услуги

Уважаемый Василий Станиславович!

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.12.2014 г. № 1207 «О некоторых вопросах потребительского рынка» введен запрет на рост цен на потребительские товары.

Министерство торговли (№3-20/55) и Министерство экономики (№05/390) 15 января т.г. дали совместное разъяснение «О порядке применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2014 года №1207», где речь идет о потребительских товарах, сырье и материалах. Ни в одном, ни в другом документах не упоминаются работы и услуги.

Вместе с тем, Министерство здравоохранения Республики Беларусь письмом № 03-3-11/841/1127 от 23.12.2014 г., во исполнение Постановления СМ РБ № 1207, поручило всем субъектам хозяйствования независимо от формы собственности «не допускать рост цен на платные медицинские услуги для граждан Республики Беларусь (в том числе и на используемые расходные материалы)».

Доводим до вашего сведения, что в рамках выполнения мероприятий по реализации положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», на законодательном уровне сокращено государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги. Согласно постановлению Совета Министров от 14.04.2011 № 495, Министерством здравоохранения РБ был разработан Перечень услуг, на которые сохранилось государственное регулирование тарифов. Этот Перечень состоит примерно из 1600 услуг, т.е. регулирование затрагивает 60 % медицинских услуг, причем одновременно двумя способами: установлением предельных тарифов и ограничением уровня рентабельности, не более 30%. Такого двойного регулирования тарифов нет больше ни в одной отрасли.

В Перечень регулируемых тарифов вошли самые высокотехнологичные услуги, которые требуют больших капитальных вложений: диагностические услуги (лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностики); лабораторные исследования; стоматологические услуги (ортопедические, ортодонтические и зуботехнические).

В связи с этим, медицинские услуги, тарифы на которые остались регулируемыми, реализовывались с отрицательной рентабельностью, которая покрывалась за счет услуг, реализуемых по свободным ценам (регулируемым рынком). Ежегодно проходила частичная индексация предельных тарифов. Запланированная индексация тарифов в конце 2014 года не произошла, что совсем усугубило экономическую ситуацию медицинских организаций.

В настоящее время для части организаций, которые запланировали модернизацию и привлекли валютные кредитные ресурсы, ситуация усугубляется вдвое. Во-первых, у организации возникает дефицит оборотных средств на погашение кредитов, а во-вторых — сложившаяся ситуация отрицательно влияет на кредитную историю кредитополучателей, что в дальнейшем явится ощутимым барьером на привлечение кредитных ресурсов.

Учитывая вышеизложенное и тот факт, что медицинскую помощь пациенты могут получить как на платной, так и на бесплатной основе, считаем действия Минздрава неправомерными по отношению запрета повышения цен на медицинские услуги.

В связи с этим, бизнес-союзы предлагают:

1. Дать конкретные разъяснения, какими актами законодательства должны руководствоваться субъекты хозяйствования при ценообразовании на оказание медицинских услуг, а также разобраться в ситуации с действиями Министерства здравоохранения по регулированию цен на медицинские услуги.

2. Поручить министерствам: экономики, здравоохранения и торговли пересмотреть алгоритм регулирования цен на стоматологические и диагностические услуги, ограничив их только предельным уровнем рентабельности, а в последующем вообще отказаться от регулировании, так как данные платные медицинские услуги не являются социально-значимыми, а являются дополнительными, к социально-значимым бесплатным услугам.

Вместе с тем, считаем целесообразным оставить государственное регулирование тарифов на такие медицинские услуги, как профилактические и обязательные медицинские осмотры граждан и медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением, так как они затрагивают всех граждан, независимо от материального достатка и их необходимо относить к социально-значимым платным медицинским услугам.

Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»Сопредседатель Правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского
А.Ф. КалининЖ.К. Тарасевич