С дополнениями ОО «БСП» и ЗАО «Юнитер» — зеленое
Медицинские услуги
Развитие системы здравоохранения будет нацелено на повышение доступности и качества медицинской помощи с ориентацией на пациента, усиление профилактической направленности.
Пристальное внимание будет уделено мерам по охране материнства и детства, сокращению уровня предотвратимой детской заболеваемости и инвалидности, развитию паллиативной медицинской помощи детям.
Задача по повышению ожидаемой продолжительности здоровой жизни трудоспособных граждан будет решаться посредством реализации комплекса мер по предотвращению распространения инфекционных заболеваний, снижению преждевременной смертности по основным группам неинфекционных заболеваний, от внешних причин на основе усиления охраны труда и мер профилактики дорожно-транспортного и бытового травматизма.
С целью предотвращения развития заболеваний на ранних стадиях будет обеспечен всеобщий охват населения услугами первичной медицинской помощи, внедрены профилактические технологии на уровне диагностики и лечения пациентов. Важным является поэтапное внедрение новых методов персонифицированной медицины для повышения результативности лечения, роботизированных методов, а также передового зарубежного и отечественного опыта.
Новый вектор — обеспечение здоровой и безопасной жизни пожилых людей на основе реализации комплекса мер, способствующих их активному долголетию и социально-экономической интеграции в общество.
Особое внимание будет уделено развитию системы реабилитации и адаптации к полноценной жизни людей с ограниченными возможностями.
Предусматривается внедрение новых высокотехнологичных и сложных вмешательств, в том числе экстренных, на областном, районном и межрайонном уровнях оказания медицинской помощи.
Планируется развитие и применение интеллектуальных систем и информационных технологий для улучшения качества диагностики, дистанционного мониторинга состояния здоровья и оказания медицинской помощи пациентам (телемедицина), для чего будет обеспечено развитие регуляторной среды. Реализация этого направления будет осуществлена, в том числе, за счет привлечения профильных инвесторов в сектор с соответствующим опытом и технологиями.
Продолжится дальнейшее оснащение организаций здравоохранения современным диагностическим оборудованием (МРТ, КТ, ангиографами) с учетом логистики оказания медицинской помощи пациентам. Важным средством совершенствования инфраструктуры здравоохранения станет цифровизация.
Предполагается расширение объемов финансирования системы здравоохранения прежде всего за счет стимулирования привлечения средств юридических лиц и граждан к финансированию внебюджетного сектора здравоохранения, как путем оплаты медицинских услуг непосредственно организациям здравоохранения, так и путем приобретения полисов добровольного страхования медицинских расходов.
Это будет возможно при условии дальнейшего развития цивилизованного сектора внебюджетного здравоохранения (государственного и частного) через реализацию основополагающих принципов равенства условий хозяйствования для организаций здравоохранения всех форм собственности и добросовестной конкуренции между ними.
Для достижения этой цели будут реализованы следующие механизмы:
1. В области лицензирования:
- Введено лицензирования на платные медицинские услуги, оказываемые государственными организациями здравоохранения — наравне с лицензированием медицинской деятельности для негосударственных организаций здравоохранения;
- Установлена норма, согласно которой, прекращение действия лицензии будет происходить только по решению суда.
2. В области ценообразования:
- Отменено оставшееся государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги.
3. В области налогообложения:
- Созданы равные условия налогообложения для физических и юридических лиц оплачивающих медицинскую помощь непосредственно организации здравоохранения или приобретающих полис добровольного страхования медицинских расходов, в пределах существующих объемом налоговых льгот, выделенных на добровольное страхование медицинских расходов.
4. Структурные преобразования:
- Разделены бюджетная и коммерческая медицинская помощь в государственном секторе здравоохранения, при полном возмещении бюджетных затрат, затрачиваемых на поддержание коммерческой медицины;
5. В области инвестиций:
- Отработаны механизмы государственно-частного партнерства, посредством государственного заказа на медицинскую помощь пациентам во внебюджетном секторе здравоохранения, за счет бюджетных средств;
- Созданы условий для развития иных источников внебюджетного финансирования сектора здравоохранения:
- Привлечены крупные специализированные иностранные инвесторы в сектор, для чего будут подготовлены и представлены инвестиционные проекты, предполагающие строительство крупных больниц, клиник, диагностических центров, реабилитационных центров, оказывающих как платные, так и бесплатные услуги для населения на основании соответствующих соглашений между государством и инвесторами в рамках государственно-частного партнерства;
- Привлечены инвестиции крупных международных страховых компаний с условием развития ими, в том числе, направления медицинского страхования.
Акцент будет сделан на расширение экспорта медицинских услуг как государственными, так и частными организациями здравоохранения, с обеспечением прироста не менее, чем в 2 раза за 5 лет, путем создания благоприятного регуляторного режима (по аналогии с режимом Парка высоких технологий).
Медицинская инфраструктура
Развитие социальной инфраструктуры будет нацелено на внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность учреждений социальной сферы, повышение доступности и безопасности услуг для населения вне зависимости от места проживания.
Приоритетом в здравоохранении станет его цифровизация, что предусматривает:
- Развитие системы электронного здравоохранения, создание единой телекоммуникационной инфраструктуры здравоохранения;
- Разработка и внедрение технических средств и организационных мер по защите информации, циркулирующей в едином информационном пространстве здравоохранения и составляющей предмет персональных данных и врачебную тайну;
- Формирование автоматизированной системы управления качеством медицинской помощи;
- Построение многоуровневой централизованной системы скорой медицинской помощи с целью повышения оперативности, качества, доступности и эффективности скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания;
- Оптимизацию размещения межрегиональных медицинских центров, внедрение новых технологий работы, в том числе передвижных медицинских комплексов.
Член рабочей группы:
Коява Владимир Тарасович | Заместитель Председателя ОО «Белорусский союз предпринимателей», председатель совета учредителей СООО «Экомедсервис-Медицинский центр» |
Осипов Роман Дмитриевич | Директор ЗАО «Инвестиционная компания ЮНИТЕР» |
Пояснительная записка к проекту Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы.
Раздел «Здравоохранение»
Цель:
- Повышение качества жизни населения.
Задачи:
- Повышение качества и доступности медицинской помощи;
- Повышение ответственности граждан за свое здоровье;
- Рациональное использование бюджетного финансирования системы здравоохранения;
- Вовлечение физических и юридических лиц в финансирование медицинской помощи;
- Рациональное использование действующих налоговых льгот предоставляемых при оплате за медицинскую помощь или приобретении полиса страхования медицинских расходов;
- Создание условий для привлечения инвестиций в систему здравоохранения;
- Вовлечение специализированных иностранных инвесторов со своими современными медицинскими технологиями в открытие новых организаций здравоохранения или участие в действующих на территории страны.
Приоритетные направления развития:
Дальнейшее развитие цивилизованного сектора внебюджетного здравоохранения на основе принципов:
- Равные условия хозяйствования для организаций здравоохранения всех форм собственности;
- Добросовестная конкуренция между всеми участниками внебюджетного сектора здравоохранения (сокращение теневого сектора — работа только «через кассу», без «серых» схем и «зарплат в конвертах»).
Обоснование:
В «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.» была предусмотрена одна из задач — создание цивилизованного рынка медицинских услуг. Именно цивилизованного, когда все участники будут находиться в равных условиях, он будет прозрачный, легальный и без «зарплат в конвертах».
Кроме того, пунктом 34 Генерального Соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2019-2021 годы предусмотрено «содействие развитию внебюджетного сектора здравоохранения».
Прежде всего, хотим обратить внимание на особый характер внебюджетного сектора здравоохранения и почему к нему должно быть особое отношение:
Во-первых — это традиционный бизнес и все, что ему сопутствует — новые рабочие места, инвестиции, налоги, экспорт услуг и т.д.
Во-вторых — это бюджетозамещение, когда каждый пациент, который воспользовался внебюджетным здравоохранением, сохраняет запланированные на него бюджетные средства, которые будут направлены на других пациентов и тем самым улучшат финансирование, качество и доступность бюджетного здравоохранения. Можно констатировать, что внебюджетный сектор здравоохранения напрямую финансирует бюджетный сектор!
В-третьих — он затрагивает одну из важнейших потребностей человека и то, что больше всего волнует население — быть самому здоровым, и чтобы были здоровыми члены его семьи — здоровый человек будет хорошо работать и отдыхать.
Такого тройного эффекта нет ни от одного другого вида деятельности!
С учетом вышесказанного, государство обязано поддерживать и создавать особые стимулирующие условия для развития цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения, т.к. экономический и социальный эффекты будут значительными.
Существует два основных внутренних источника финансирования оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь во внебюджетном секторе здравоохранения — средства физических и юридических лиц. Кроме того, услугами внебюджетного сектора могут пользоваться и иностранные граждане, так называемый экспорт медицинских услуг.
Полноценный внебюджетный сектор здравоохранения, может охватить до 20 % населения страны (в настоящее время 5-6 %), с объемом 1,5 млрд. рублей год, в течение 3-5 лет. При этом, развитие внебюджетного сектора здравоохранения не должно сопровождаться сокращением объемов бесплатных услуг, сокращением бюджетного финансирования. Структура финансирования внебюджетного сектора здравоохранения может составить — 8 % за счет физических лиц и 12 % за счет юридических лиц (из них — 8 % через страхование и 4 % — оплата напрямую организации здравоохранения).
Реализация мероприятий по развитию внебюджетного сектора здравоохранения, создание благоприятных и цивилизованных условий для ведения медицинского бизнеса, позволит в значительной мере привлечь иностранные инвестиции в отрасль. Иностранные инвесторы придут со своими новыми современными как медицинскими, так и управленческими технологиями, что также позволит увеличить экспорт медицинских услуг.
Развитие внебюджетного сектора в здравоохранении, при правильном подходе, может предоставить более широкий выбор пациентам, стимулировать инновации в отрасли, улучшить качество оказываемых услуг, усилить эффективность и контролировать затраты. В результате конкуренции, провайдеры медицинских услуг будут более активно работать над привлечением пациентов, предлагая доступные цены и высокое качество услуг и обслуживания. Кроме того, создание благоприятных условий для развития внебюджетного сектора может стимулировать развитие технологий в отрасли, в том числе в результате прихода иностранных инвесторов. Еще один положительный результат для экономики может быть достигнут в результате за счет роста экспорта услуг. Развитие платного медицинского сектора приведет также соответственно к увеличению налоговых платежей в бюджет.
Предполагается, что через создание равных и прозрачных условий работы на рынке платных медицинских услуг для игроков всех форм собственности, может быть обеспечено повышение доступности и одновременно качества услуг здравоохранения за счет повышения доли услуг здравоохранения, оплачиваемых населением самостоятельно либо через механизмы добровольного страхования (речь идет в основном об услугах сегмента диагностики, лабораторных исследованиях, поликлинических и стоматологических услугах). Кроме того, в результате активного развития частного сектора, снижение нагрузки на бюджетный сектор может способствовать высвобождению денежных средств бюджета, которые могут быть направлены на повышение заработной платы медицинских работников и обслуживающего персонала в бюджетной сфере (7,5% в общей структуре занятости, и одна из самых низких заработных плат по республике), а также на другие расходы, связанные с улучшением технологического оснащения, материального обеспечения государственных учреждений здравоохранения, что будет способствовать росту качества услуг, оказываемых в бюджетном секторе.
Таким образом, считаем, что в проекте Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы обязательно должно быть уделено особое внимание развитию цивилизованного сектора внебюджетного здравоохранения, а также расписаны механизмы реализации.
В проекте Программы предлагается:
1. В области лицензирования:
- Введение лицензирования на платные медицинские услуги, оказываемые государственными организациями здравоохранения — наравне с лицензированием медицинской деятельности для негосударственных организаций здравоохранения.
Обоснование:
С целью создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, что является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики, создания равных условий хозяйствования для организаций всех форм собственности, устанавливается единый порядок осуществления деятельности при оказании лицензионных видов услуг на возмездной основе.
Указом Президента РБ № 475 от 26 ноября 2015 г. 475 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь» отменено лицензирование медицинской деятельности в государственных организациях здравоохранения (включая коммерческую медицинскую деятельность — оказание платных медицинских услуг), что создает прецедент и может привести в дальнейшем к отмене лицензирования для всех видов деятельности, осуществляемых государственными организациями (включая услуги на возмездной основ).
То, что отменили лицензирование медицинской деятельности для государственных организаций здравоохранения, в какой-то мере, является положительным моментом. Так как, существующая практика применения мер ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, для государственных организаций здравоохранения, показала, что не было ни одного случая, когда даже за самое грубое нарушение, прекращалось действие лицензии у государственной организации здравоохранения. Тем самым, коммерческая медицина в государственных организациях, как составная часть системы здравоохранения, попала в «особые тепличные условия».
Основной проблемой препятствующей успешному развитию бизнеса является отсутствие равных условий ведения бизнеса (что определено статьей 13 Конституции Республики Беларусь) и развития добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. В связи с этим, предлагается возвратить лицензирование, но только для платных медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения. Это позволит повысить реальную ответственность за соблюдение лицензионных требований (условий) и, соответственно, за качество оказываемых платных медицинских услуг государственными организациями здравоохранения.
Установление нормы, согласно которой, прекращение действия лицензии будет происходить только по решению суда.
Обоснование:
Данная норма позволит ограничить роль субъективных решений со стороны лицензирующих органов, в прекращении деятельности субъектов хозяйствования, снизит коррупционную составляющую, что создаст более стабильные условия для ведения бизнеса и в значительной мере улучшит инвестиционный климат.
2. В области ценообразования:
- Отменено оставшееся государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги.
Обоснование:
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, прямое регулирование цен и тарифов планировалось сохранить только на услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в сферах естественных монополий, а также на отдельные группы товаров (в частности, топливо, электрическую и тепловую энергию и другое). Т.е. регулирование тарифов на платные медицинские услуги должно быть отменено.
Постановлением СМ РБ № 8 от 11 января 2016 г., значительный перечень товаров был исключен из перечня социально значимых товаров, цены на которые регулировались Минторгом. При этом регулирование разрешили только при необходимости и на срок не более 90 дней в году. За прошедший период, данным правом МАРТ не воспользовался.
В обосновании к постановлению записано, что «С учетом представленного широкого ассортимента продукции разного ценового сегмента на рынке и конкуренции среди производителей в настоящее время отсутствует необходимость в ценовом регулировании ряда продовольственных товаров (хлеб, мясо, яйцо куриное, молочные продукты, детское питание) на постоянной основе. …Регулирование будет осуществляться только при необходимости, для исключения значительного роста цен при осуществлении анализа ситуации на продовольственном рынке».
Предельные тарифы на медицинские услуги были разработаны еще в 2007-2008 годах и в последующем только частично проиндексированы. За данный период цены в стране выросли практически на все в 8-12 раз, кроме регулируемых медицинских услуг — стоматологические услуги — в 2,2 раза, а лабораторные и диагностические услуги — в 3,3 раза. Обращаем внимание на то, что тарифы на нерегулируемые стоматологические услуги увеличились всего в 4,4 раза, что значительно ниже уровня инфляции (в связи существованием высокой конкуренции на рынке стоматологических услуг).
Кроме того, двойного регулирования тарифов, как в здравоохранении, нет не в одной отрасли народного хозяйства!
Здравоохранение — это одна из немногих отраслей экономики страны, где созданы все условия для полноценной конкуренции, так как существует в десятки раз превосходящий по объему оказываемых услуг сектор бесплатного государственного бюджетного здравоохранения, а платные медицинские услуги оказывают как частные, так и государственные организации и ведомственные поликлиники. Поэтому, в таких условиях ни один субъект хозяйствования не возьмет на себя смелость необоснованно поднять цену и остаться без пациентов.
Кроме того, развитие добровольного страхования медицинских расходов и включение с 2014 г. в страховые программы негосударственные организации здравоохранения, с разрешением относить на затраты для страхователей стоимость страхового полиса, приобретенного для сотрудников организаций, в значительной степени позволило сформировать внебюджетный сектор здравоохранения, с разделением медицинских организаций по соотношению цена/качество. То есть можно констатировать, что необоснованного разброса тарифов между основными негосударственными организациями здравоохранения не существует, т.к. страховые компании, приобретая у них медицинские услуги, внимательно отслеживают ценовую политику, обладая полной возможностью сравнивать тарифы, оплачивая медицинскую помощь своими собственными деньгами.
С целью дальнейшего снижения административного регулирования в сфере ценообразования, снижения доли «серого рынка» в здравоохранении, улучшения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и с учетом представленного широкого спектра платных медицинских услуг разного ценового сегмента на рынке и конкуренции среди организаций здравоохранения в настоящее время отсутствует необходимость в ценовом регулировании платных медицинских услуг.
3. В области налогообложения:
- Создание равных условий налогообложения для физических и юридических лиц оплачивающих медицинскую помощь непосредственно организации здравоохранения или приобретающих полис добровольного страхования медицинских расходов, в пределах существующих объемом налоговых льгот, выделенных на страхование медицинских расходов.
Обоснование:
Действующее законодательство направленно на искусственное стимулирование развития добровольного медицинского страхования (через налоговые льготы). При приобретении полиса страхования по возмещению медицинских расходов, за счет средств физического лица, может применяться социальный налоговый вычет, а если за счет средств организации-нанимателя, то часть расходов на оплату полиса может быть отнесена на себестоимость продукции организации.
Страховые компании нацелены на работу с большими по численности организациями и в меньшей мере заинтересованы страховать физических лиц (включая ИП), малые и микроорганизации, так как эти потребители страховых услуг практически всегда полностью выбирают страховое возмещение, которое в несколько раз превосходит стоимость страхового полиса (страховую премию). Кроме того, застрахованные не могут получить весь спектр необходимой медицинской помощи, в рамках страхового полиса, так как страховые программы имеют ограничения по их наполнению. В связи с этим, существует очень большой спектр физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, которые не в полной мере могут воспользоваться услугами добровольного страхования медицинских расходов.
Анализ страховых выплат с 2006 по 2020 годы свидетельствует, что от 32 до 50 % средств собранных страховыми компаниями по договорам добровольного страхования медицинских расходов, остается в страховых компаниях (а в 2011 г. в страховых компаниях вообще осталось 61 % средств от страховых взносов. Т.е. непосредственно на медицинскую помощь было направлено всего 39 %.). Это свидетельствует, что для застрахованных стоимость оказанных медицинских услуг увеличивается почти в два раза, по сравнению с тем, если бы они заплатили за оказанный объем выполненных услуг непосредственно медицинской организации.
Поэтому, необходимо дать право физическим и юридическим лицам осознано выбирать механизм финансирования получения качественной медицинской помощи, оплачивая непосредственно организации здравоохранения или приобретая полис добровольного страхования медицинских расходов, что будет способствовать еще большему добровольному переходу граждан из бюджетной системы здравоохранения во внебюджетный и, как следствие, приведет к значительному уменьшению нагрузки на бюджетное здравоохранение.
Расширение сферы применения безналичных расчетов (или социального налогового вычета) за оказанную медицинскую помощь будет способствовать легализации так называемого «серого» рынка медицинских услуг, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет.
По оценкам экспертов — доля «серого» рынка коммерческого здравоохранения составляет 20 — 30 %, от объема оказанных платных услуг, а бюджетного — 10 — 15 %, от объема бюджетного финансирования системы здравоохранения. Эффективный критерий оценки «серого» рынка — различие в уровне зарплаты врачей в медицинских организациях, включая государственные бюджетные организации здравоохранения, а для коммерческих организаций, еще и уровень выручки на ставку врача. При существующей потребности во врачах в коммерческих медицинских организациях, выплачивающих высокие зарплаты (те, которые работают без «серых» схем и «зарплат в конвертах»), к ним не стоит очередь из врачей других организаций, включая бюджетных врачей, где они получают официальную зарплату, значительно меньше. Это свидетельствует о том, что они имеют «дополнительный заработок», причем довольно существенный. Если в коммерческих организациях работая по «серому» воруют налоги, то в бюджетных организациях — налоги, материалы и оборудование (через амортизацию). И совсем не обязательно, что многие врачи не берут взятки (деньгами). Речь идет о, так называемой, бытовой коррупции, когда расплачиваются за оказанную медицинскую услугу, лечение вне очереди, обследование на высокотехнологичном оборудовании, госпитализацию в комфортных условиях и т.д., подарками, ответными услугами и т.д.
С этой целью предлагается:
3.1. Дополнить Налоговый кодекс Республики Беларусь нормой, освобождающей физических лиц от уплаты подоходного налога с сумм, направленных на медицинскую помощь для себя и близких родственников (социальный налоговый вычет);
3.2. Внести в Указ Президента Республики Беларусь № 219 от 12 мая 2015 г. норму, разрешающую относить часть расходов нанимателя, при оплате медицинской помощи для сотрудников, на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (5% от фонда заработной платы);
3.3. Внести изменения в Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.01.1999г. №115, которые упростят администрирование выплат на медицинскую помощь и освободят большинство наемных работников от необходимости неоднократно посещать организации здравоохранения для получения справки-подтверждения в порядке, установленным Министерством здравоохранением Республики Беларусь.
Обоснование к пункту 3.1.
Пациенты, которых предполагается охватить в будущем через систему внебюджетного здравоохранения, если приобретут за свой счет полисы добровольного страхования медицинских расходов, то им, как плательщикам подоходного налога может быть предоставлен «налоговый вычет», с 2020 г. в размере до 3 161 руб. То есть в бюджете уже должна быть заложена эта норма и никакой новой нагрузки на бюджет не предполагается. Расширение сферы применения социального налогового вычета будет способствовать легализации так называемого «серого» рынка медицинских услуг, так как пациенты будут заинтересованы в получении кассовых чеков, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет.
Если применение «налогового вычета» позволит легализовать хотя бы половину этих не учтенных средств «серого рынка» (что соответствует 15 % от стоимости всего оборота существующих платных медицинских услуг), то только это полностью компенсирует потери бюджета по возврату подоходного налога. Суммы налоговых отчислений на выручку организаций здравоохранения от медицинских услуг (включая обязательные отчисления в ФСЗН и подоходный налог с физических лиц) составляют в настоящее время примерно от 15 до 30%. Хотя, как уже отмечали ранее, в бюджете уже заложены расходы на социальный налоговый вычет.
«Налоговый вычет» будет способствовать легализации зарплаты сотрудников предприятий, которые будут пользоваться данной льготой (по аналогии с легализацией зарплат при переходе на плоскую шкалу подоходного налога), что приведет к дополнительному увеличению бюджета.
«Налоговый вычет» при оплате за лечение приведет к снижению расходов населения на медицинские услуги, что равносильно снижению цен на них. В случае освобождения от подоходного налога средств, направленных населением на оплату медицинских услуг, объем платных медицинских услуг может возрасти на 25-30 %. Весь последующий прирост пациентов в коммерческом здравоохранении, будет приводить к дополнительному наполнению бюджета налогами. Увеличение привлекательности платных медицинских услуг (за счет снижения цены для физических лиц), будет способствовать к дополнительному добровольному переходу граждан из бюджетной системы здравоохранения во внебюджетную, что приведет к значительному уменьшению нагрузки на бюджетное здравоохранение и, как следствие, к увеличению его качества и доступности.
Обоснование к пункту 3.2.
В настоящее время большинство полисов добровольного страхования медицинских расходов оформляют на своих сотрудников работодатели, а некоторые страховые компании совсем не работают с физическими лицами. Внебюджетный сектор, финансируемый за счет юридических лиц, может составить 12 % от всего объема здравоохранения (8 % через страхование и 4 % — оплата напрямую медорганизации). Но для этого надо создать, с одной стороны, условия для развития медицинского бизнеса в стране в целом (отменить жесткое регулирование ценообразования тарифов на медуслуги, создать равные условия хозяйствования для организаций разных форм собственности и т.д.), с другой стороны, рационально перераспределить существующие объемы льгот при приобретении полиса страхования медицинских расходов или оплате напрямую медорганизации, что значительно повысит качество и доступность страховых и медицинских услуг.
Организации-страхователи взносы по договорам добровольного страхования медицинских расходов могут относить в определенном объеме (не более 5 % фонда заработной платы и 24 базовых величин в год на одного сотрудника) на себестоимость продукции. Т.е. бюджетом уже должен быть предусмотрен объем льгот на сумму 5 % фонда заработной платы организаций. В нашем случае, мы предлагаем дать право юридическим лицам осознано выбирать механизм финансирования получения качественной медицинской помощи, предоставив им возможность, в рамках предусмотренных объемов льгот в сумме 5 % фонда заработной платы организации, оказывать медицинскую помощь сотрудникам, через страхование медицинских расходов или оплату непосредственно организации здравоохранения. При этом, предлагается, при оплате непосредственно организации здравоохранения, ввести предельную норму сумм расходов относимых нанимателем на затраты из расчета на одного сотрудника в размере 144 базовых величин в год, что всего лишь 6 раз больше, чем заложен норматив при страховании медицинских расходов (24 базовые величины). Это позволит производить перераспределение средств на медицинскую помощь между сотрудниками организации.
Обоснование к пункту 3.3.
В настоящее время на фоне отсутствия роста платежеспособности граждан основной задачей является мотивация юридических лиц на вовлечение прибыли предприятий на оплату медицинской помощи для своих сотрудников и их родственников. С этой целью предусматривается льготирование подоходного налога, а также отчислений в ФСЗН и «Белгосстрах» с суммы доходов физических лиц из прибыли организаций, направленных на оплату медицинской помощи и страхование медицинских расходов.
Для реализации поставленных задач с 2011 года в республике создавалась нормативная правовая база.
В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее — Директива № 4), постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 28.02.2011 № 251/6 был утвержден план мероприятий, пунктом 31 которого предусматривается принятие мер по увеличению внебюджетного финансирования здравоохранения с обеспечением возможности не приравнивать к доходам граждан суммы, направленные юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников или их близких родственников или приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов.
Принятием Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Республики Беларусь» физические лица были освобождены от подоходного налога с сумм, направляемых юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату медицинской помощи для своих сотрудников и их близких родственников при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее — Минздрав), а при условии, если организация является местом основной работы гражданина, и сумма оказанной ему в течение налогового периода материальной помощи не превышает 1984 белорусских рубля (в 2020 году), — без соответствующего подтверждения (пункт 23 статьи 208 Налогового Кодекса).
Принятое Минздравом постановление от 07.03.2012 № 14 «О порядке выдачи подтверждения нуждаемости в медицинской помощи» (далее — постановление Минздрава № 14) установило порядок выдачи подтверждения в нуждаемости гражданина в медицинской помощи в виде медицинской справки о состоянии здоровья.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 «Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — Перечень выплат), суммы средств работодателя, направленные на медицинскую помощь своим работникам, в том числе на проведение операций, освобождаются от начисления указанных взносов, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь (не зависимо от размера указанной суммы средств). В соответствии с разъяснениями государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН) от 19.03.2014 подтверждением нуждаемости гражданина в медицинской помощи также является аналогичная медицинская справка о состоянии здоровья.
Вместе с тем, практика применения норм указанных нормативных правовых актах выявила, в отличие от простого механизма реализации налоговых льгот для граждан, сложный механизм их реализации для юридических лиц, что привело к нежеланию предприятий и организаций направлять средства из своей прибыли на оплату медицинской помощи для своих сотрудников и их родственников.
Сумма средств работодателя, выделяемая работникам для получения медицинской помощи в течение налогового периода (12 месяцев), как правило, не превышает сумму, указанную в пункте 23 статьи 208 Налогового Кодекса (1984 бел. руб. в 2020 г.) и не требует получения гражданином медицинской справки для освобождения от подоходного налога. Одновременно с этим, для освобождения работодателя (юридического лица) от отчисления в ФСЗН и «Белгосстрах» с той же суммы, требуется предоставление работником указанной медицинской справки.
В свою очередь получение гражданином медицинской справки влечет за собой неоднократные посещения им организации здравоохранения для медицинских осмотров, обследований и комиссионного освидетельствования, что приводит к дополнительной нагрузке на организацию здравоохранения (материальные, трудовые, финансовые и временные затраты) и уменьшению доступности медицинской помощи для действительно нуждающихся в ней граждан. В результате складывается ситуация, когда пациент чаще должен посещать организацию здравоохранения не для получения медицинской помощи, а для получения медицинской справки, необходимой для освобождения от отчислений в ФСЗН и «Белгосстрах».
Таким образом, принятие данного постановления позволит упростить механизм и унифицировать подходы к освобождению юридических лиц от отчислений в ФСЗН и «Белгосстрах», аналогично освобождению физических лиц от подоходного налога соразмерно сумме, выделенной на получение медицинской помощи.
4. Структурные преобразования:
- Разделение бюджетной и коммерческой медицинской помощи в государственном секторе здравоохранения, при полном возмещении бюджетных затрат, затрачиваемых на поддержание коммерческой медицины.
Обоснование:
Сегодня никто не сможет оценить какие реально затраты несет коммерческая медицина в государственных бюджетных организациях здравоохранения. Какую она приносит прибыль и есть ли она. Когда в бюджетных организациях здравоохранения оказываются платные услуги, а в здание и в оборудование вложены бюджетные средства, то говорить об эффективности таких услуг очень сложно. А еще хуже, когда пациенты сидят в огромной очереди, хотя рядом пустует платный кабинет, оборудованный за бюджетные средства. То же самое возникает и с доступностью диагностических исследований на высокотехнологичном оборудовании или проведении операций.
Так как ценообразование на платные услуги в государственных организациях здравоохранения не отражает реальные затраты, то возникает нездоровая конкуренция с частными организациями здравоохранения, где на инвестирование в основные средства берутся кредиты, помещения строятся за кредиты или арендуются, налог на землю начисляется, электроэнергия оплачивается по более высоким тарифам и т.д.
Вопрос об организационном разделение бюджетной и коммерческой медицины подымался неоднократно и даже рассматривался в Конституционном суде Республики Беларусь. С целью формирования цивилизованного сектора внебюджетного здравоохранения предлагается выделение всей коммерческой медицины в самостоятельные унитарные организации здравоохранения, которые должны будут полностью возместить бюджетные затраты на помещения и оборудование, в виде выкупа из будущих доходов или через взятие в аренду (по рыночном ставкам). Это позволит в значительной мере пополнить бюджет здравоохранения, а будущая прибыль, полученная этими унитарными организациями здравоохранения будет направляться на дальнейшее их развитие и в виде дивидендов, пополнять бюджет здравоохранения.
5. В области инвестиций:
Отработка механизмов государственно-частного партнерства, посредством государственного заказа на медицинскую помощь пациентам во внебюджетном секторе здравоохранения, за счет бюджетных средств, а также создание условий для развития иных источников внебюджетного финансирования сектора здравоохранения.
Обоснование:
Реализация заявленных в проекте программы целей относительно приоритетов развития здравоохранения требует расширения доступа к источникам финансирования инвестиций в секторе здравоохранения, в первую очередь, за счет расширения внебюджетных источников, ввиду объективных ограничений бюджетного финансирования.
Такими источниками могут быть:
Привлечение крупных специализированных иностранных инвесторов (ЕС, Турция, Страны Персидского залива, Китай, Южная Корея и др.) в сектор путем подготовки и продвижения инвестиционных проектов, предполагающих строительство крупных больниц, клиник, диагностических центров, реабилитационных центров, оказывающих как платные, так и бесплатные услуги для населения на основании соответствующих компенсационных соглашений между государством и инвесторами (проекты в рамках ГЧП). Выгоды таких проектов — снижение государственных затрат на инвестиционные затраты (инвестиционные затраты будут полностью покрыты инвесторами), снижение затрат на функционирование / эксплуатацию таких объектов (по сравнению с текущими бюджетными затратами). Для повышения шансов привлечения инвесторов целесообразно привлечь авторитетных международных консультантов для подготовки технико-экономической и социальной концепции таких проектов, что также требует расходов. В этой связи, для этих целей можно проработать привлечение средств технической помощи со стороны международных финансовых институтов (Всемирный банк, МФК или др.), что минимизирует бюджетные затраты на проект с самого начала его реализации.
Целесообразна подготовка проектов ГЧП под управлением Министерства экономики (иного учреждения, отвечающего за вопросы привлечения инвестиций в Республику Беларусь и вопросы государственно-частного партнерства), с выработкой четких критериев, условий и механизмов их реализации. В частности, может быть предложен следующий подход к проектам ГЧП в секторе здравоохранения: частный инвестор строит медицинское учреждение и осуществляет управление им; в таком медицинском учреждении помимо платных услуг может быть предоставлено бесплатное медицинское обслуживание, в то время как государство компенсирует инвестору такие затраты по определенной согласованной ставке. Ожидается, что это поможет:
а) Решить проблему нехватки бюджетных средств для строительства новых объектов;
б) Способствовать решению проблемы очередей на медицинские услуги;
в) Усилить конкуренцию на рынке платных медицинских услуг;
г) Способствовать улучшению качества услуг, оказываемых гражданам, в том числе иностранным.
Еще один источник развития и финансирования сектора — привлечение в страну инвестиций крупных международных страховых компаний (Axa, Generali, и др.) с условием развития ими направления медицинского страхования и внесения ими вклада в привлечение клиентов из других стран в Беларусь (услуги телемедицины и другие направления).
6. В области информационных технологий и телемедицины:
- Развитие и применение интеллектуальных систем для улучшения качества диагностики, дистанционного мониторинга состояния здоровья и оказания медицинской помощи пациентам.
Обоснование:
Особая эпидемиологическая ситуация резко повышает спрос на услуги дистанционного консультирования «врач-пациент» посредством телемедицины. Развитие информационных технологий в отрасли медицинских услуг может стать существенным дополнительным фактором роста, в особенности в случае либерализации законодательства, связанного с использованием таких технологий: дистанционные медицинские консультации и постановка диагноза, дистанционная выписка рецептов и их обновление и др.
Реализация этого направления на практике возможна за счет привлечения профильных инвесторов в сектор с соответствующим опытом и технологиями. В части экспорта услуг через цифровые каналы необходимо создание регулирования этой сфере по аналогии с регулированием для Парка высоких технологий, т.е. обеспечивающего простоту и прозрачность ведения такой деятельности. Для эффективного развития этого сектора и правильного выстраивания работы целесообразно также привлечение международного консультанта с опытом консультирования стран — лидеров в сфере экспорта таких услуг (Израиль, Индия и др.), для выработки концепции, что может быть также реализовано за счет средств международной технической помощи.
Развитие телемедицины будет способствовать в том числе и наращиванию экспорта медицинских услуг и более активному вхождению Беларуси в мировой рынок медицинских услуг.
Член рабочей группы:
Коява Владимир Тарасович | Заместитель Председателя ОО «Белорусский союз предпринимателей», председатель совета учредителей СООО «Экомедсервис-Медицинский центр» |
Осипов Роман Дмитриевич | Директор ЗАО «Инвестиционная компания ЮНИТЕР» |