Предложения по внесению изменений в проект Закона «Об изменении законов по вопросам налогообложения»
Данные предложения направлены на последовательное развитие цивилизованного сектора внебюджетного здравоохранения (государственного и частного), на основе принципов:
- Равных условий хозяйствования организаций всех форм собственности;
- Прозрачного бизнеса — отрицание «серых» схем, работа только «через кассу» и без «зарплат в конвертах» (без чего невозможна добросовестная конкуренция).
Предлагается
1. Внести изменения в статью 88.
В статье 208:
В абзаце втором пункта 30 слова «в том числе проведение операций» исключить.
Обоснование
Указание в данном контексте «в том числе проведение операций» является излишним.
С дополнениями пункт 30 выглядит следующим образом:
30. безвозмездная (спонсорская) помощь, материальная или иная помощь, а также поступившие на благотворительный счет, открытый в банке, пожертвования, полученные:
Плательщиками, нуждающимися в получении медицинской помощи, в том числе проведении операций, или на оказание медицинской помощи их детям-инвалидам либо детям до восемнадцати лет, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения;
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками.
Хирургическая операция — механическое воздействие на ткани и органы с лечебной или диагностической целью.
Таким образом, сама операция (хирургическая операция) уже входит в комплекс медицинских услуг, направленных на диагностику или лечение.
Кроме того, постановлением СМ РБ № 763 от 28 декабря 2021 г. «Об изменении постановления СМ РБ от 25 января 1999 г № 115» аналогичное изменение уже внесено в статью 12.3 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».
2. Внести изменения в статью 108.
В статье 239:
В пункте 1:
В новой редакции пункта 1.9 после слова «культуры» добавить «и здравоохранения»
Обоснование
Данная норма вводится для обеспечения равных условий предоставления льготы по земельному налогу для всех организаций здравоохранения, независимо от формы собственности, улучшения инвестиционного климата, так как появится дополнительный стимул для развития собственной материальной базы, в виде строительства (приобретения) объектов недвижимости, для создания (развития) организаций здравоохранения. Выровняются конкурентные условия с государственными организациями здравоохранения, которые также оказывают платные медицинские услуги, но освобождены от земельного налога.
3. Внести изменения в статью 89.
В статье 210:
Пункт 1 дополнить подпунктом 1.4 следующего содержания:
«1.4. в сумме, уплаченной плательщиком организациям здравоохранения Республики Беларусь за оказанную ему медицинскую помощь.
Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком организациям здравоохранения Республики Беларусь за оказанную медицинскую помощь в интересах лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства, опекуна, попечителя и подопечного».
Дополнить статью пунктом 42 следующего содержания:
«42. Социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется на основании следующих документов:
- Договор с организацией здравоохранения на оказание медицинских услуг;
- Справка об оплате медицинских услуг, выданная организацией здравоохранения, оказавшей услугу».
Обоснование
Сегодня физическое лицо может воспользоваться платными медицинскими услугами за собственные средства, приобретя полис страхования медицинских расходов или самостоятельно оплатив полученную медицинскую помощь. При приобретении полиса страхования физическое лицо может воспользоваться налоговым вычетом, т.е. ему будет возвращена сумма в размере 13 %, если он является плательщиком подоходного налога. Но данная льгота используется не эффективно, так как страховым компаниям не выгодно, и они не заинтересованы страховать и практически не страхуют физических лиц (страхуются или очень больные, или «очень хитрые», которые выбирают полностью страховое возмещение). Сегодня страховые компании в основном работают с корпоративными клиентами, когда страхуют сразу 100-200 сотрудников. При этом стоимость полиса страхования для физических лиц значительно дороже, чем для корпоративных клиентов.
С использованием данной нормы, предлагается перейти к рациональному использованию существующей налоговой льготы и распространить действие налогового вычета как на приобретение полиса страхования, так и на непосредственную оплату медицинской помощи в организациях здравоохранения (государственных или частных). Т.е. дать право физическому лицу осознанно выбрать путь финансирования своего лечения (в рамках, установленных (заложенных в бюджете) объемов «налогового вычета») и никакой новой нагрузки на бюджет не предполагается.
Расширение сферы применения социальной льготы будет способствовать легализации так называемого «серого» рынка медицинских услуг, так как пациенты будут заинтересованы в получении кассовых чеков, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет, а это 20-25 % с суммы чека. То есть, это очень «мягкая» антикоррупционная мера, когда чисто экономическими методами будет разрушаться «серый» сектор здравоохранения (бюджетного и коммерческого).
«Налоговый вычет» при оплате за лечение приведет к снижению расходов населения на медицинские услуги, что равносильно снижению цен на них.
Увеличение привлекательности платных медицинских услуг (за счет снижения цены для физических лиц), будет способствовать к дополнительному добровольному переходу граждан из бюджетной системы здравоохранения во внебюджетную (государственную и частную), что приведет к значительному уменьшению нагрузки на бюджетное здравоохранение и, как следствие, к увеличению его качества и доступности.
В результате мы имеем — государство возвращает физическому лицу 13 % от затраченных им средств на платную медицинскую помощь, организация здравоохранения выплачивает 20 — 25 % налогов, и еще в бюджетном здравоохранении «сберегается» 100 % средств, которые должны были пойти на медицинскую помощь пациенту. Итог — 13 % затрат (точнее недополученных налогов, что уже заложено в бюджете) и 125 % дохода. Это составляет экономическую эффективность использования социального налогового вычета с рентабельностью 1000 %.
Аналогичный «налоговый вычет» успешно осуществляется в России с 2002 года. Кроме того, в России «налоговый вычет» используется и при приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Данное предложение о распространении социального налогового вычета на расходы, понесенные физическими лицами на оплату медицинской помощи (письмо Минского горисполкома от 11 мая 2022 г. №1/2-11/3587), было рассмотрено Министерством финансов (письмо от 04.08.2022 г. №5-1-26/15589-1).
Как правильно отмечено в письме Министерства финансов, «в случае страхования медицинские услуги гражданину должны оказываться исключительно в связи с внезапным расстройством здоровья, либо обострением хронического заболевания, признаки которого присутствуют при обращении к врачу и, соответственно, должны оказываться строго в рамках конкретной проблемы со здоровьем». Т.е. через страхование пациент не может воспользоваться медицинской помощью для профилактики и предупреждения заболеваний, ежегодной программой диспансеризации и пр., что «не связано с актуальным острым расстройством здоровья». Кроме того, выполняя «функции контроля расходования денежных средств», страховая организация сберегает не средства пациента, а свои собственные, и здесь часто возникает конфликт интересов, когда страховая организация пытается направить пациента туда, где медицинские услуги дешевле и не к тому врачу, который уже давно ведет пациента и хорошо знает его проблемы.
Сделанное утверждение, что «медицинское обслуживание через страховые организации значительно дешевле, чем при непосредственной оплате медицинским организациям», является совершенно не корректным. Одно только то, что страховая организация, являясь «посредником» между пациентом и организацией здравоохранения, и «оставляет» у себя от 30 до 40 % средств, от суммы страховых взносов, свидетельствует о том, что такого в принципе быть не может. Да, кто-то из пациентов может получить медицинскую помощь на сумму большую, чем страховой взнос, но это возможно только потому, что остальные (большинство пациентов) получат медицинскую помощь на значительно меньшую сумму (так называемое перераспределение финансового бремени). И, в принципе, это хороший инструмент и нужный, и никто не против страхования.
Исходя из всего вышесказанного, а также с учетом существующей реальной практики можно заключить, что наряду со страхованием медицинских расходов, физические лица в основном, как получали, так и будут получать медицинскую помощь, оплачивая ее непосредственно организациям здравоохранения. При этом наполнение бюджета будет только расти, за счет расширения внебюджетного сектора здравоохранения.
Кроме того, данная норма не повлияет на объемы страхования корпоративных клиентов и, как следствие, на объемы страхового рынка.
И еще раз обращаем внимание, что внебюджетный сектор здравоохранения — это платные услуги в государственных и частных организациях здравоохранения, и данное предложение распространяются на весь сектор (главное, чтобы все организации здравоохранения находились в равных условиях).
С уважением, член Совета по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме | Коява В.Т. |