Грамадскае аб’яднанне
«Беларускi саюз прадпрымальнiкаў»
220028, г. Мiнск, вул. Маякоўскага, д. 127/1, к. 20
тэл. (017) 395 36 04, факс 223 05 95
P/p 3015211370013 y AAT «Белiнвестбанк» г. Минск, код 739
УНП 100184043, АКПА 00040028
Е-mail: belsp1991@mail.ru
Общественное объединение
«Белорусский союз предпринимателей»
220028, г. Минск, ул. Маяковского, д. 127/1, к. 20
тел. (017) 395 36 04, факс 223 05 95
Р/с3015211370013 в ОАО «Белинвестбанк» г. Минск, код 739
УНП 100184043, ОКПО 00040028
Site: www.belsp.com

Министерство экономики Республики Беларусь
Копия: Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь

Предложения в Программу деятельности
Правительства РБ на 2015 г.

  1. Дополнить главу 5, статью 5.1 задачей из «Программы деятельности Правительства РБ на 2011-2015 годы»:
    • «Развитие внебюджетного сектора здравоохранения» дополнив словами «государственного и частного (без сокращения объемом бесплатного бюджетного здравоохранения)».
  2. Дополнить главу 5, статью 5.1 механизмами реализации из «Программы деятельности Правительства РБ на 2011-2015 годы»:
    • «Расширение спектра платных медицинских услуг населению и увеличение экспорта услуг здравоохранения путем стимулирования предприимчивости и здоровой конкуренции, развития государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения»;
    • «Создание условий для добровольного перехода части пациентов во внебюджетное платное здравоохранение, включая совершенствование налогообложения доходов физических лиц и прибыли организаций, направленных на оплату медицинских услуг и страхование медицинских расходов»;
  3. Дополнить главу 5, статью 5.1 новыми механизмами реализации:
    1. Отмена запрета на повышение цен на медицинские услуги, установленного письмом Минздрава № 03-3-11/841/1127 от 23.12.2014 г. Как временная мера – внесение уточнения «запрет на необоснованное повышение цен».
    2. Отказ от двойного регулирования тарифов на платные стоматологические и диагностические услуги, ограничив их только предельным уровнем рентабельности. В последствии, исключить их из Перечня платных медицинских услуг, тарифы которых регулируются государством.
    3. Освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога с сумм, направленных на медицинскую помощь для себя или близких родственников (налоговый вычет).
    4. Отнесение части расходов на оплату медицинских услуг нанимателем на затраты, по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в рамках норматива средств направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (3 % фонда заработной платы).
    5. Утверждение формы справки, являющейся соответствующим подтверждением оказания медицинских услуг, для целей освобождения безвозмездной помощи от подоходного налога и не начисления страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, при получении медицинской помощи.
    6. Конкретизация порядка приостановления и прекращения действия лицензии (в случае нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений):
      • Исключить из лицензионного законодательства право на приостановление или прекращение действия лицензии, без предварительного принятия решения о предоставлении срока для устранения выявленных нарушений;
      • Если нарушение выявлено в части лицензии, то меры ответственности применяются только в этой части, с сохранением действия лицензии в оставшейся части.
    7. Создание условий выдачи листков нетрудоспособности организациями, оказывающими платные медицинские услуги, независимо от формы собственности, на основании соответствующей аттестации Минздравом.

Обоснование «Государственно-частного партнерства в области здравоохранения» или «Бюджетозамещение» — через расширение внебюджетных источников финансирования.

Существуют ряд отраслей народного хозяйства, куда государство обязано максимально допустить частный бизнес, с целью значительной экономии бюджетных средств, которые сегодня расходуются государством.

В этом случае, кроме всего традиционного набора: насыщения рынка качественными услугами и товарами, увеличения налоговой базы, увеличения занятости населения и т.д., будут сэкономлены значительные бюджетные средства, которые государство сможет направить на повышение качества и доступности товаров и услуг «бюджетозамещенных» производств.

Для этого государство должно ограничить вмешательство в экономическую деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе не допускать избыточное государственное регулирование их деятельности.

Одно из направлений, где «бюджетозамещение» даст огромный экономический и социальный эффекты, это здравоохранение. Цена вопроса – 8,5 трлн. рублей (за счет экономии бюджетных средств здравоохранения — 7,0 трлн. рублей и увеличения собираемости налогов с медицинских коммерческих учреждений – 1,5 трлн. рублей) и все это будет сопровождаться значительным улучшением качества и доступности медицинской помощи всему населению страны.

Для этого необходимо перевести добровольно часть пациентов (примерно 20%) во внебюджетное платное здравоохранение и тем самым, имеющиеся бюджетные средства будут распределены на меньшее число пациентов (именно перераспределены, а не изъяты из бюджета здравоохранения).

Какие основные проблемы, тормозящие развитию внебюджетного сектора здравоохранения, можно выделить:

1. Низкая инвестиционная привлекательность коммерческого здравоохранения. Новые предприятия не открываются, существующие не обновляют свою материальную базу. Это вызвано очень жестким регулированием цен на платные высокотехнологичные медицинские услуги (все диагностические и часть стоматологических услуг). Причем не просто регулированием, как во многих отраслях народного хозяйства, а двойным регулированием — введением предельных цен и ограничением рентабельности.

2. Сегодня, государство, в основном, развивает платные услуги не путем создания унитарных государственных предприятий, а за счет открытия платных кабинетов и палат в уже имеющихся государственных поликлиниках и больницах. То есть за бюджетные средства. Это приводит как напрямую к сокращению бесплатных услуг, так и косвенно, за счет сокращения их финансирования. А что еще хуже, это когда «платники» и «бесплатники» обслуживаются в одном и том же кабинете, только первые идут без очереди.

И вряд ли кто-то анализировал, какую прибыль приносят и сколько платят налогов существующие сегодня платные услуги в бюджетных учреждениях здравоохранения, с учетом вложенных в них средств.

3. Еще одна очень серьезная проблема, это «серый» рынок медицинских услуг, что в первую очередь связано с бюджетным здравоохранением.

Медицинские работники часто используют имеющиеся у них возможности для получения нелегальных доходов (за внеочередную консультацию или госпитализацию, за дефицитные лекарства, за проведение исследований на высокотехнологичном оборудовании и т.д.). При этом цены на такие «услуги» значительно ниже их себестоимости, оплаченной из бюджета, а платежи «в карман» персоналу уходят из системы налогообложения и в настоящее время не поддаются учёту. Тем самым, формируя «серый» рынок медицинских услуг.

Анализ работы частных коммерческих медицинских центров показывает, что значительная часть доходов проходит «мимо кассы» и не учитывается при налогообложении. Работая «мимо кассы» в этих центрах, за счет экономии на налогах, закупки более дешевых, и в основном, контрафактных расходных материалов (они закупаются без накладных и сертификатов), имеется возможность значительно доплачивать врачам и другим сотрудникам («зарплата в конвертах»). Это порождает недобросовестную конкуренцию на рынке услуг.

Поэтому, одной из приоритетных задач реформирования здравоохранения является создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения (государственного и частного).

Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»КАЛИНИН А.Ф.