Дополнения в проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь»
73.1. В статье 165: добавить п. 1.3. следующего содержания:
«1.3. в сумме, уплаченной плательщиком организациям здравоохранения Республики Беларусь, в качестве оплаты за оказанную ему медицинскую помощь.
Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком организациям здравоохранения Республики Беларусь, за лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), – за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста).»;
В пункте 4 слова «подпунктом 1.2» заменить на слова «подпунктами 1.2 и 1.3».
Обоснование.
Действующее законодательство, направленно на искусственное стимулирование развития добровольного медицинского страхования (через налоговые льготы), не приводит, в полной мере, к декларируемым результатам (улучшению качества и доступности медицинской помощи), а только улучшает финансовое состояние страховых компаний. Об этом свидетельствует динамика количества заключаемых договоров добровольного страхования, и количество застрахованных лиц по ним. Кроме того, анализ страховых выплат свидетельствует, что 50 % средств собранных страховыми компаниями по договорам добровольного страхования медицинских расходов, остается в страховых компаниях (а в 2011 г. в страховых компаниях вообще осталось 61 % средств от страховых взносов. Т.е. непосредственно на медицинскую помощь было направлено всего 39 %.). Если учесть, что страховые компании получают страховые взносы по ДМС в качестве предоплаты на год вперед и размещают их на депозите, то с учетом этого их доход будет значительно больше. Т.е. для застрахованных стоимость оказанных медицинских услуг увеличивается в два раза, по сравнению с тем, если бы они заплатили за оказанный объем выполненных услуг непосредственно медицинской организации.
Необходимость введения социального «налогового вычета» на суммы средств затраченных физическим лицом на получение медицинской помощи для себя и близких родственников, обосновывается следующим:
1. Пациенты, которых предполагается охватить в будущем через систему внебюджетного здравоохранения, если приобретут за свой счет полисы страхования медицинских расходов, то им, как плательщикам подоходного налога может быть предоставлен «налоговый вычет», с 2015 г. в размере до 16 млн. рублей. То есть в бюджете уже должна быть заложена эта норма и никакой новой нагрузки на бюджет не предполагается. Мы же предлагаем дать право физическому лицу осознанно выбрать путь финансирования своего лечения (в рамках установленных (заложенных в бюджете) объемов «налогового вычета») приобрести полис страхования медицинских расходов или же оплатить непосредственно лечение в организации здравоохранения. Здоровая конкуренция только повысит качество страховых и медицинских услуг.
2. Расширение сферы применения социальной льготы будет способствовать легализации так называемого «серого» рынка медицинских услуг, так как пациенты будут заинтересованы в получении чеков, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет.
По оценкам экспертов — доля «серого» рынка коммерческого здравоохранения составляет 30 – 40 %, от объема оказанных платных услуг, а бюджетного – 15-20 %, от объема бюджетного финансирования системы здравоохранения. Аналогичные данные получены и по результатам научно-исследовательской работы Минского НИИ социально-экономических проблем «Исследование и разработка стратегии развития медицинских услуг в государственном и предпринимательском секторе г. Минска». Эффективный критерий оценки «серого» рынка – различие в уровне зарплаты врачей в медицинских организациях, включая государственные бюджетные организации здравоохранения, а для коммерческих организаций, еще и уровень выручки на ставку врача. При существующей потребности во врачах в коммерческих медицинских организациях, выплачивающих высокие зарплаты (те, которые работают без «серых» схем и «зарплат в конвертах»), к ним не стоит очередь из врачей других организаций, включая бюджетных врачей, где они получают официальную зарплату, значительно меньше. Это свидетельствует о том, что они имеют «дополнительный заработок», причем довольно существенный. Если в коммерческих организациях работая по «серому» воруют налоги, то в бюджетных организациях – налоги, материалы и оборудование (через амортизацию). И совсем не обязательно, что многие врачи не берут взятки (деньгами). Речь идет о, так называемой, бытовой коррупции, когда расплачиваются за оказанную медицинскую услугу, лечение вне очереди, обследование на высокотехнологичном оборудовании, госпитализацию в комфортных условиях и т.д., подарками, ответными услугами и т.д.
Поэтому, одной из приоритетных задач реформирования здравоохранения является создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения (государственного и частного).
Если применение «налогового вычета» позволит легализовать хотя бы половину этих не учтенных средств (что соответствует 20 % от стоимости всего оборота существующих платных медицинских услуг), то только это полностью компенсирует потери бюджета по возврату подоходного налога. Суммы налоговых отчислений на выручку организаций здравоохранения от медицинских услуг (включая обязательные отчисления в ФСЗН и подоходный налог с физических лиц) составляют в настоящее время примерно от 15 до 30%. Хотя, как мы уже отмечали в п.1, в бюджете уже заложены расходы на социальный налоговый вычет.
3. «Налоговый вычет» будет способствовать легализации зарплаты сотрудников предприятий, которые будут пользоваться данной льготой (по аналогии с легализацией зарплат при переходе на плоскую шкалу подоходного налога), что приведет к дополнительному увеличению бюджета.
4. «Налоговый вычет» при оплате за лечение приведет к снижению расходов населения на медицинские услуги, что равносильно снижению цен на них. Даже по самым осторожным оценкам проведенной НИР «Минским НИИ социально-экономических проблем», в случае освобождения от подоходного налога средств, направленных населением на оплату медицинских услуг, объем платных медицинских услуг может возрасти на 25-30 %. Весь последующий прирост пациентов в коммерческом здравоохранении, будет приводить к дополнительному наполнению бюджета налогами.
5. Увеличение привлекательности платных медицинских услуг (за счет снижения цены для физических лиц), будет способствовать к дополнительному добровольному переходу граждан из бюджетной системы здравоохранения во внебюджетную, что приведет к значительному уменьшению нагрузки на бюджетное здравоохранение и, как следствие, к увеличению его качества и доступности.
6. Для получения практических аргументов предлагаем Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам проанализировать опыт России по использованию аналогичного «налогового вычета», который там осуществляется с 2002 г.
Экономический эффект от реализации социального «налогового вычета» будет виден уже на следующий месяц после вступления Закона в силу. Организации здравоохранения вынуждены будут показывать реальные доходы от собственной деятельности, а это соответственно увеличит налогооблагаемую базу.
Социальный эффект будет виден позже, по мере открытия новых коммерческих организаций здравоохранения (государственных и частных), когда пациенты из бюджетного здравоохранения будут переходить в платное, освобождая места для социально-незащищенных граждан. Таким образом, действие данной льготы положительно скажется абсолютно на всех гражданах Республики Беларусь.
Данное мероприятие являются самой «мягкой» антикоррупционной мерой, когда чисто экономическими методами будет в значительной степени разрушен «серый» сектор здравоохранения (бюджетного и коммерческого).
Дополнения в Проект Закона обсуждены на заседаниях Совета по предпринимательству при Мингорисполкоме и Совете ОО «БСП», входят в «Национальную платформу бизнеса Беларуси».