Координационный совет по развитию и продвижению
«Национальной платформы бизнеса Беларуси»
Проект 18 марта 2019 г.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ-2019
«Будущее бизнеса — будущее страны»
IV. Приоритетные направления и предложения реформирования делового климата страны в 2019 году
1. Добросовестная конкуренция
- Запрет органам государственного управления и местным органам власти и самоуправления, государственным контролирующим и надзорным органам входить в состав учредителей и собственников субъектов хозяйствования, являться арендодателями государственного имущества. Поэтапный выход министерств и ведомств из состава учредителей коммерческих и некоммерческих организаций для ликвидации конфликта интересов между их законодательной, регуляторной, контрольной и лицензионной функциями.
- Проведение единой ценовой политики предприятий-монополистов в отношении коммерческих организаций, работающих на одном сегменте рынка, ликвидация скрытых разниц в тарифах.
- Усиление административной ответственности должностных лиц, органов власти за нарушения антимонопольного законодательства, ограничения конкуренции на национальном и региональном уровнях.
- Предоставление права государственным юридическим лицам, а также юридическим лицам, на решение которых может влиять государство, владея контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев), страховать свои имущественные интересы в страховых организациях всех форм собственности, в том числе и с участием иностранного капитала.
- Демонополизация национальной системы перестрахования, установление рыночных взаимоотношений страховщиков и национальной перестраховочной организации, предоставление страховщикам безусловного права самостоятельно выходить на внешние рынки перестрахования.
- Ликвидация нормативных практик, разрешающих определенные виды страхования исключительно государственным страховым организациям и (или) страховым организациям, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь.
- Создание равных условий для государственных и негосударственных страховых организаций, занимающихся добровольным страхованием жизни и дополнительной пенсии. Расширение возможностей страховых посредников на страховом рынке. Допуск к осуществлению посреднической деятельности по страхованию индивидуальных предпринимателей.
- Оказание государственной финансовой поддержки субъектам хозяйствования исключительно на конкурсной основе, независимо от формы собственности;
- Введение чётких количественных показателей, которые должны быть достигнуты при предоставлении коммерческим организациям налоговых, кредитных, таможенных, арендных, земельных и других видов льгот, преференций: динамика выручки, рентабельности, чистой прибыли, производительности труда, цены акций, капитализация компании, соотношение цены и прибыли, экспорта. Введение запрета на предоставление государственной поддержки коммерческим субъектам, которые не выполнили свои обязательства по ранее полученной государственной поддержке.
- Ликвидация практики предоставления индивидуальных льгот отечественным и иностранным инвесторам (точечное льготирование).
- Установление в законодательстве ответственности субъектов хозяйствования за нарушение сроков оплаты обязательств, предусмотренных договорами, заключенными по результатам проведения процедур государственных закупок.
- Исключение из законодательства положений, позволяющих органам государственного управления контролировать обоснованность повышения цен субъектами хозяйствования, кроме коммерческих организаций, являющихся естественными монополиями.
- Пересмотр критериев внесения субъектов хозяйствования в государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь с позиции создания единого экономического пространства в стране.
- Пересмотр критериев внесения субъектов хозяйствования в Государственный реестр субъектов естественных монополий с учётом возможностей современных технологий, в том числе технологий IV промышленной революции.
- Переход Белорусской железной дороги к практике заключения договоров с экспедиторами-резидентами Республики Беларусь сроком на 5 лет.
- Ликвидация практики введения для белорусских экспедиторов Белорусской железной дорогой в качестве условия для заключения договоров об организации перевозок оплаты финансового задатка в размере, эквивалентном 20 тысячам долларов США, и объема перевозок грузов в количестве 20 тысяч тонн. Запрет установления дополнительных условий-ограничений при заключении договоров (финансовый залог, планы по объему грузоперевозок).
- Предоставление права экспедитору-резиденту Беларуси осуществлять перевозку груженых и порожних вагонов во всех видах сообщения — экспорт, импорт, транзит и во всех направлениях.
- Создание равных условий деятельности для частных экспедиторов и дочерних структур БелЖД, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги.
- Создание условий открытой конкуренции в сфере охраны материальных ценностей для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ликвидация практики принуждения к приобретению охранных услуг исключительно у государственных организаций.
- Введение единых ставок и тарифов на услуги, предоставляемые субъектами хозяйствования, занимающими монопольное и доминирующие положение на рынке, для крупных и малых предприятий.
- Отмена подпункта 1.6-1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.08.1999 № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами», предусматривающего полное возмещение экономически обоснованных затрат за коммунальные услуги и техническое обслуживание жилого помещения (дома) при регистрации в нем местонахождения частного унитарного предприятия.
- Установление единого норматива целевых отчислений, производимых заказчиками (застройщиками) от стоимости строительно-монтажных работ (СМР) по объектам строительства, на финансирование инспекций Департамента контроля и надзора за строительством, Государственного комитета стандартизации, независимо от источника финансирования.
2. Регуляторная конкурентоспособность
- Ограничение круга лицензируемых видов деятельности только видами деятельности, непосредственно влияющими на национальную безопасность, жизнь и здоровье граждан, упрощение лицензионных требований, отмена ставок государственной пошлины за выдачу лицензий, обеспечение принудительного прекращения действия лицензий только по решению суда.
- Установление единых правил лицензирования для организаций, осуществляющих платные медицинские услуги, вне зависимости от формы собственности.
- Отмена лицензирования оказания юридических и аудиторских услуг.
- Предоставление оценщикам негосударственной формы собственности права оценивать государственное имущество (активы) и землю.
- Предоставление права оценщикам использовать Международные стандарты оценки, гармонизированные с Международными стандартами финансовой отчетности.
- Снижение верхнего предела повышающих коэффициентов в помещениях государственной и коммунальной собственности, переход на оплату аренды, возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг по факту, без применения практики авансовых платежей.
- Исключение из раздела «Доходы республиканского бюджета» Закона о бюджете установленных показателей доходов от сбора штрафов и реализации конфискованного имущества.
- Дополнение критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства критерием выручки от реализации товаров и услуг в объеме и эквиваленте до 25 млн. рублей — для малых предприятий, до BYN120 млн. — для средних предприятий, до BYN5 млн. — для микроорганизаций (на начало 2019 г.).
- Введение порога для проверки «подозрительных операций» на сумму до $80 тысяч в эквиваленте без приостановки движения по счету и блокировки счетов, либерализация процедур контроля над деятельностью банков по отношениям с МСБ.
- Отмена права списания средств со счетов организаций по инкассовым распоряжениям контрольных, надзорных и финансовых органов без судебного постановления.
- Установление предельного срока просрочки оплаты за поставленный товар (оказанную услугу) субъектом малого предпринимательства для крупных, а также иных, пользующихся бюджетным финансированием, предприятий, по истечении которого наступает административная ответственность должностных лиц субъекта хозяйствования, виновного в этом нарушении, внесение соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
- Снижение тарифов оплаты проезда (в системе Beltoll) по платным дорогам пассажирскому и грузовому транспорту грузоподъемностью до 5 тонн, ликвидация практики привязки тарифа к евро.
- Отмена всех оплат за услуги, связанные с предоставлением государственной отчетности в виде электронного документа.
- Законодательное ограничение размера тарифов на инкассацию наличных средств, услуги эквайринга — до уровня не выше 0,5% от суммы.
- Признание Республикой Беларусь сертификатов соответствия и других документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям, выданных государствами — участниками Таможенного союза, Европейского союза, США и странами, с которыми заключены соответствующие международные договоры, без дополнительных процедур.
- Взаимное признание государственной регистрации изделий медицинского назначения и медицинской техники в Евразийском экономическом союзе.
- Исключение бланков ТТН и ТН из перечня бланков строгой отчетности.
- Введение режима внутреннего перемещения товарно-материальных ценностей без оформления накладных ТТН-1, ТН-2 и иных документов, законодательное определение понятия «внутреннее перемещение».
- Отмена обязательной статистической отчетности для микро и малых предприятий, переход на добровольный выборочный метод сбора статистических данных.
- Введение законодательной нормы упрощенного подтверждения приобретения в странах ЕАЭС субъектами хозяйствования микропартий товаров, сырья, комплектующих (при наличии только документа, подтверждающего оплату за наличный расчет) на сумму, эквивалентную BYN2500, при ограничении таких партий в течение календарного месяца.
- Применение принципа гильотины (автоматическое получение разрешения по истечении определенного срока, если за это время орган государственного управления не высказал обоснованных замечаний и претензий) при рассмотрении заявлений физических и юридических лиц о делении, слиянии и изменении целевого назначения земельных участков.
- Предоставление гражданам Беларуси, как физическим, так и юридическим лицам, права частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда, земли водного фонда.
- Законодательное закрепление обязанности арендодателя в лице исполкомов, других органов государственного управления продавать арендованные более трёх лет объекты государственной и коммунальной собственности, собственности ОАО и других хозяйственных обществ, 50 и более процентов акций которых находится в государственной собственности. Предоставление действующим арендаторам приоритетного права выкупа арендуемых объектов.
- Упрощение и ускорение процедур продажи государственных активов через конкурсы и аукционы путем введения методики «голландского аукциона» для определения цены продажи.
- Законодательное закрепление обязанности исполкомов, других органов государственного, как собственников активов, продавать убыточные более трёх лет предприятия малого и среднего бизнеса.
- Установление в Законе Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания» определения понятия «торговая сеть», как десять и более стационарных торговых объектов общей торговой площадью более 1000 кв. м.
- Установление перечня медицинской техники, относящейся к средствам измерения, которая должна проходить обязательную поверку.
- Изменение порядка возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги, установленного постановлением Совмина № 433 от 7 июня 2018 года.
- Изменение порядка проверки и обслуживания кассовых аппаратов: отказ от ежемесячного обслуживания как способа сократить текущие издержки микро и малого бизнеса.
- Внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь № 399 от 2.10.2018 г. «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» с целью защиты имущественных прав поставщиков, партнёров и кредиторов с/х организаций, которым предоставляются льготы и особые режимы финансовых отношений.
- Ликвидация платы за право заключения договора аренды недвижимости и земельных участков, у органов госуправления и предприятий государственной формы собственности.
- Отмена государственного регулирования тарифов на все стоматологические и диагностические медицинские услуги.
- Лишение коммунальных предприятий права осуществлять функции контроля за наружной рекламой в любом проявлении (проведение инспекций по городу, контроль за расчетами между местными исполнительными и распорядительными органами и субъектами хозяйствования, контроль мест установки средств наружной рекламы, выполнение административных процедур в любом виде и форме).
- Снятие ограничений для коммерческих организаций, ИП на оплату товаров за границей за наличный расчёт в иностранной валюте.
- Создание института частных охранных предприятий.
- Отмена необходимости получения повторных сертификатов собственного производства, выдаваемых БелТПП.
- Принятие нормативной базы для допуска на рынок субъектов, которые имеют право выдавать сертификаты собственного производства (кроме БелТПП).
- Исключение из Указа Президента Республики Беларусь № 376 от 16.10.2017 г. «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» мониторинга как способа контроля.
3. Партнёрство большого и малого бизнеса как основа экономической безопасности
- Запрет заключения под стражу подозреваемых в нарушении экономического законодательства руководителей и собственников коммерческих организаций до вынесения судебного приговора.
- Введение в Уголовный кодекс определения термина «доход, полученный преступным путем».
- Проведение амнистии капитала до 01.01.2022 г.
- Ликвидация правовых барьеров для прямого доступа крупных частных коммерческих организаций на внешние финансовые рынки.
- Приватизация ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», создание стимулирующей среды для формирования полноценного фондового рынка Беларуси.
- Проведение пенсионной реформы с образованием пенсионных фондов, ресурсы которых могут быть источником долгосрочных инвестиций для большого частного бизнеса.
- Принятие органами государственного управления решений, которые позволят Беларуси получить инвестиционный рейтинг государственных облигаций от Moody’s, S&P или Fitch, войти в 1-3 группы по классификации кредитного риска ОЭСР.
- Принятие решения о прекращении всех видов проверок деятельности коммерческих организации, осуществляемой до 01.01.2020 г.
- Принятие закона «О лоббизме», определение режима взаимодействия представителей органов госуправления с представителями коммерческих организаций, обеспечение прозрачности такого взаимодействия, информирование о конфликтах интересов при принятии актов законодательства.
- Установление на законодательном уровне четкого, однозначно трактуемого значения терминов для применения органами госуправления при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности: «обоснованность затрат», «обоснованность повышения цен», «виновные, умышленные действия», «неприятие необходимых мер по надлежащей организации деятельности», «вред государственным или общественным интересам, а также законным интересам граждан».
- Введение в Уголовный кодекс Республики Беларусь института уголовного проступка с применением его, в том числе, в отношении подпадающих под УК РБ правонарушений в экономической сфере.
- Создание правовых условий для свободного привлечения иностранной рабочей силы инвесторами не только в рамках преференциальных режимов инвестирования.
- Отмена права списания средств со счетов организаций по инкассовым распоряжениям контрольных, надзорных и финансовых органов без судебного постановления.
- Создание нового коммерческого суда на основе общего английского права во главе с авторитетными судьями из Великобритании (на подобие Казахстана, Сингапура, Гонконга и Дубая).
- Упрощение, ускорение процедур и механизмов передачи активов за долги.
- В рамках государственно-частного партнёрства создание правовых, финансовых, инфраструктурных условия для активизации участия национального бизнеса в развитии бизнеса авиационных, железнодорожных перевозок, развитии сети 5G, модернизации дорог и речного транспорта.
- Разработка правовой основы, а также пакета материального, инфраструктурного, социального стимулирования для участия белорусских регионов и городов в международных конкурсах за право размещения производства современных международных, а также белорусских коммерческих организаций.
- Создание правовых условий для активного подключения Беларуси к быстро растущему мировому рынку выращивания и коммерческого использования конопли. На основе государственно-частного партнёрства создание новой сырьевой базы для фармацевтики, упаковки, пищевой и лёгкой промышленности. Установление порядка использования земли для выращивания конопли, её хранения, использования и экспорта.
- Внесение в законодательство правовой нормы, выравнивающей условия по уплате государственной пошлине юридических лиц, ИП, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), их представители в лице антикризисных управляющих с одной стороны и собственников имущества, учредители и руководители указанных лиц с другой; законодательное закрепление принципов равенства перед законом и экономическим судом (ст.15 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь), судебного и процессуального равноправия (ст.18 ХПК), права сторон на состязательность (ст.19 ХПК), права сторон распоряжаться принадлежащими им материальными и процессуальными правами».
4. Налоговая конкурентоспособность
- Переход на плоскую шкалу НДС и налога на прибыль в размере 13%, с отменой всех льгот по данным налогам.
- Снижение отчислений в Фонд социальной защиты населения коммерческими организациями — до 20%.
- Приравнивание отчислений в ФСЗН к налогам и снижение налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования.
- Отмена повышающих коэффициентов к базовым ставкам налога на недвижимость, земельного налога, а также арендной платы на землю.
- Отмена отсрочки принятия ввозного НДС к вычету по импортируемым товарам.
- Отмена льготы по уплате НДС при реализации лесоматериалов лесхозами по их лесохозяйственной деятельности, создание равных налоговых режимов на рынке лесозаготовки для организаций всех форм собственности.
- Обеспечение снижения пенсионной страховой нагрузки на нанимателей путем перераспределения обязательных социальных отчислений между работодателем и наемным работником.
- Законодательное установление предельного размера взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний БРУСП «Белгосстрах» в размере 0,1 процента от фонда оплаты труда для организаций и ИП, не имевших в прошлом периоде страховых случаев. Отмена штрафных санкций за несвоевременное представление отчетности в БРУСП «Белгосстрах».
- Отмена обязанности регистрации в качестве плательщика по указанному страхованию и необходимости предоставления отчетности (в том числе и при их ликвидации) для общественных объединений, у которых отсутствуют штатные и другие оплачиваемые работники.
- Отнесение части расходов нанимателя при оплате медицинской помощи для сотрудников непосредственно организации, оказывающей платные медицинские услуги, на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (5% от фонда заработной платы).
- Выравнивание условий взимания земельного налога на земельные участки для организаций, осуществляющих деятельность в соответствующих сферах, независимо от формы собственности,
- Освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога с сумм, направленных на медицинскую помощь для себя или близких родственников (социальный вычет).
- Внесение изменений в пп.1.3 Указа Президента Республики Беларусь № 431 от 23.09.2011г. «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков», распространив его на всех землепользователей.
- Проведение аудита существующих неналоговых платежей и изъятий, ликвидация платежей за услуги или товары, которые органы государственного управления обязаны оказывать за бюджетные средства.
- Предоставление права местным советам понижать ставку налога при УСН до 1%.
- Исключение нормы ограничения применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для коммерческих организаций, где доля юридических лиц превышает 25%.
- Увеличение минимальной сумму неуплаченных налогов, при которой наступает уголовная ответственность до суммы, эквивалентной 100 тыс. долларов США, а для крупного размера — до суммы, эквивалентной одному миллион долларов США и выше за четыре последовательных квартала.
5. Институциональная и технологическая модернизация
- Поэтапное сокращение уровня нерыночного сектора экономики путём установления предельного показателя объёма доходов органов государственного управления, включая ФСЗН: в 2019 г. — 36% ВВП, в 2020 г. — 31% ВВП, в 2021г. — 28% ВВП. Ограничение объёма льготных кредитов в общем объёме кредитования до 5%.
- Создание на базе НАН Беларуси Центра синергии традиционной и цифровой экономики, производство информационных, аналитических образовательных материалов, раскрывающих потенциал внедрения традиционной экономикой технологий IV промышленной революции.
- Расширение государственного заказа для организаций системы образования на подготовку специалистов для обеспечения адаптации экономики страны к внедрению технологий IV промышленной революции.
- Комплексная переработка учебных программ школ и университетов с учетом требований цифровой экономики и технологий IV промышленной революции: внедрение основ программирования, увеличение часов на изучение английского языка, финансовой грамотности, основ предпринимательской деятельности, стимулирование межшкольных и межвузовских обменов.
- Создание гарантийного фонда как инструмента обеспечения доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам банков при недостаточности собственного обеспечения, выдающего гарантии по ходатайствам организаций малого и среднего бизнеса.
- Принятие законодательной базы для развития финансовых операций напрямую между кредиторами и заемщиками, минуя банковские учреждения.
- Введение на 5 лет моратория на изменения условий хозяйствования для отечественных и иностранных инвесторов, ухудшающих их положение (налоговое, таможенное, земельное, валютное регулирование, лицензирование и сертификация).
- Внедрение механизма оперативного зачета долговых обязательств, источником погашения которых являются бюджетные (казначейские) средства, в счет платежей в бюджет.
- Отмена нормы законодательства, согласно которой работающему пенсионеру уменьшается размер пенсии.
6. Ответственное партнёрство
- Отмена инвестиционных требований к инвесторам, приобретающим активы малых и средних государственных предприятий.
- Разработка показателей по оценке эффективности использования и распоряжения государственным недвижимым имуществом.
- Отмена преимущественного права Мингорисполкома и облисполкомов на приобретение акций и долей в уставных фондах хозяйственных обществ (Указ Президента Республики Беларусь №456 от 04.10.2012 г., Указ Президента Республики Беларусь № 456 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 677» и № 677 от 17.11.2006 г. «О некоторых вопросах распоряжения имуществом, находящимся в коммунальной собственности»).
- Проведение малой приватизации в пользу национальных инвесторов: продажа объектов республиканской и коммунальной собственности стоимостью до BYN20 млн., убыточных и неиспользуемых активов исключительно для резидентов Республики Беларусь.
- Создание особых финансовых, налоговых, имущественных условий для участия семейного бизнеса в малой и средней приватизации: освобождение от налога на недвижимость и землю на 10 лет (кроме областных центров и г. Минска), реализация полноценного права частной собственности на землю, продажа госактивов без инвестиционных условий, предоставление права выбора пенсионного обеспечения.
- Обеспечение полной прозрачности доходов и расходов всех органов государственного управления — с публикацией результатов на сайтах этих органов до 1 марта года, следующего за отчетным.
- Принятие нормативного акта об обязательной публикации в интернете годовых балансов и отчетов государственных унитарных предприятий и ЗАО.
- Принятие законов Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях», «Об объединениях работодателей», «О социальном диалоге».
- Принятие Закона Республики Беларусь «О правах коммерческих организаций», законодательное закрепление основополагающих принципов коммерческой деятельности и прав, в том числе права на предпринимательский риск, обжалование неправомерных решений и действий госорганов, взыскание убытков, причиненных незаконными действиями или решениями должностных лиц.
- Возвращение для общественных и некоммерческих объединений предпринимателей и промышленников (союзов и ассоциаций) права применения понижающего коэффициента 0,1 к ставкам арендной платы.
- Принятие Закона Республики Беларусь «О благотворительности» с введением нормы льготирования по налогу на прибыль для организаций, которые оказывают спонсорскую помощь некоммерческим и общественным организациям, детским домам, многодетным семьям, инвалидам, объектам культуры и искусства, образования, спорта, религиозным общинам и другим организациям, официально зарегистрированным в Республике Беларусь.
- Разработка концепции непрерывного профессионально-технического образования в стране на основе европейского опыта дуального образования. Определение структур и субъектов работодателей основными заказчиками в системах образования.
3. МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ‑2019
Организация работы проектного комитета, Рабочей группы и Координационного Совета по развитию Национальной платформы.
Для реализации Национальной платформы бизнеса Беларуси‑2019 используются следующие механизмы и инструменты:
- Организация работы Координационного совета по развитию и продвижению Национальной платформы бизнеса Беларуси.
- Выдвижение деловым сообществом Беларуси кандидатуры омбудсмена по защите прав предпринимателей, кандидатур в составы Советов по развитию предпринимательства, рабочих групп, общественно-консультативных советов всех уровней.
- Координация и саморегулирование работы всех действующих общественных объединений предпринимателей, советов по предпринимательству при органах власти, отраслевых и региональных бизнес-ассоциаций по вопросам реализации положений Платформы.
- Организация эффективной работы общественно-консультативных и экспертных советов при республиканских и местных органах власти и управления. Обучение участников советов и обеспечение их актуальной информацией.
- Участие представителей бизнес-ассоциаций в деятельности консультативных и экспертных советов, созданных при руководящих органах ЕАЭС, Армении, Беларуси, Казахстана, России, Кыргызстана.
- Продвижение оценок и положений Платформы во время Всемирной недели предпринимательства.
- Ежегодная организация и проведение в феврале-марте Недели белорусского предпринимательства.
- Открытое информационное сопровождение всех этапов продвижения положений и предложений Платформы.
- Согласование консолидированной позиции бизнес-сообщества посредством взаимных консультаций, «круглых столов», опросов, организации общественного и корпоративного диалога.
- Участие представителей бизнес-ассоциаций в Оценках регулирующего воздействия (ОРВ) законодательных актов ЕАЭС, Армении, Беларуси, Казахстана, России, Кыргызстана.
- Представление позиции делового сообщества в органах законодательной власти и местного самоуправления посредством проведения слушаний по системным и специальным проблемам развития предпринимательства, вопросам социального партнерства и социально-экономической политики, публично-частного партнерства (PPP), публично-частного диалога (PPD).
- Подготовка поправок и предложений в существующие и готовящиеся нормативные правовые акты, представление их в Советы по развитию предпринимательства Республики Беларусь, другие органы государственной власти и управления, местного самоуправления.
- Участие в консультациях с органами государственной власти, в том числе на заседаниях рабочих групп, межведомственных комиссий, общественных и экспертных советов.
- Организация фокус-групп, аналитических или иных экспертных формирований для изучения мнения промышленников и предпринимателей по законодательным предложениям делового сообщества, разработке государственных программ и стратегий развития в целях повышения конкурентоспособности бизнеса и национальной экономики.
- Участие делового сообщества в обсуждении и разработке стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 года, достижение цели устойчивого развития, участие в оценке проделанной работы.
- Организация постоянно действующих региональных дискуссионных площадок для малого и среднего бизнеса и предпринимателей, мониторинг ситуации в малом и среднем предпринимательстве, содействие росту крупного национального частного бизнеса.
- Проведение акций антикоррупционной направленности, позиционирование бизнес-сообщества как противника взяток, теневой экономики, мошенничества и кумовства, «рейдерства», недобросовестной конкуренции и монополизма.
- Проведение экспертизы проектов законодательных актов на противодействие монополизму, антикоррупционность, однозначное восприятие, осуществимость, соответствие Директиве Президента Республики Беларусь № 4 (внесение предложений в планы ее реализации).
- Содействие в обсуждении и внедрении норм законодательства и положений Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» от 23 ноября 2017 года, аналогично содействие органов государственного управления в реализации положений и планов Стратегии развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь — страна успешного предпринимательства» (Постановление Совета Министров от 17 октября 2018 года №743).
- Поддержка предпринимателей в судебных и административных спорах с органами государственного управления и контроля в случаях незаконного применения штрафов и наказаний и др., расширение практики использования третейских судов при союзах и ассоциациях, медиации.
- Широкое распространение информационных ресурсов об экономике, условиях ведения бизнеса, деятельности бизнес-ассоциаций, социальном диалоге и социально партнерстве. Размещение на сайтах, информационных порталах и социальных сетях материалов по разъяснение позиций, представлению интересов Делового сообщества, возможностей его развития субъектов хозяйствования, защиты и самозащиты в Беларуси, странах ЕАЭС, других странах мира.
- Ежегодное проведение конкурса «Лучший город, район, область для бизнеса Беларуси».
- Проведение республиканского конкурса «Лучший адвокаси-лидер года».
- Проведение республиканского конкурса «Лучшая белорусская бизнес-ассоциация (союз) года».
- Поддержка проведения Национального конкурса «Предприниматель года» (совместно с Советом Министров Республики Беларусь).
- Международный конкурс «Предприниматель года» в Беларуси.
- Создание бизнес-ассоциациями и консалтинговыми компаниями универсального алгоритма эффективного управления производственных предприятий и комплексов в период кризисов и посткризисных периодов. Направление в Администрацию Президента Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь разработанной пошаговой модели внедрения предложений (программ).
- Поддержка проведения профессиональных конкурсов мастерства и определения лучших по профессии, конкурсов мастерства «World skills international», «Брэнд года», «Лучший предприниматель», «Человек Дела», «Лидер года» и др.
- Ежегодное проведение исследования 500 предприятий и ИП для определения «Индекса делового оптимизма частного бизнеса Беларуси» (ИДО).
- Организация согласованных действий с бизнес-ассоциациями России, Армении, Кыргызстана и Казахстана по вопросам продвижения предложений Платформы и выяснения позиции бизнес-ассоциаций стран-партнеров по ЕАЭС.
- Создание коалиций BSO организаций стран Восточного партнёрства
- Направление текста Платформы‑2018 правительствам России, Армении, Кыргызстана и Казахстана для учета позиции делового сотрудничества, народной дипломатии, гуманитарных и культурных проектах.
- Направление текста Платформы‑2018 международным организациям, осуществляющим взаимодействие с Республикой Беларусь, для учета оценок и предложений делового сообщества и частного бизнеса Беларуси.
- Участие представителей объединений промышленников и предпринимателей Беларуси в программах «Восточного партнерства», проектах развития межрегионального и трансграничного сотрудничества, народной дипломатии, гуманитарных и культурных проектах.
- Организация доведения аналитических оценок и предложений НПББ в молодежной среде (учащихся школ и колледжей, студентов вузов и молодых специалистов) с целью формирования объективных представлений о проблемах и перспективах развития предпринимательства в Республике Беларусь, поддержка экономических инициатив и проектов молодежи как будущего нашей страны.