Проект
Декрет Президента Республики Беларусь
г. Минск
О лицензировании
В целях создания надлежащих правовых условий для осуществления отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также оптимизации процедур лицензирования, упрощения требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь:
1. Определить, что лицензирование отдельных видов предпринимательской и иной деятельности (далее — деятельность) осуществляется исключительно в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, окружающей среды, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан при условии, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом кроме лицензирования.
2. Лицензирование осуществляется на принципах:
- Определения перечня лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, исключительно исходя из необходимости достижения заявленных целей;
- Определения исчерпывающего перечня лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности;
- Самостоятельности лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования в соответствии с законодательством, в том числе в процессе осуществления контроля за деятельностью лицензиатов (за исключением принятия решений о прекращении действия специального разрешения (лицензии) (далее — лицензия), когда такое решение принимается исключительно судом, или ее аннулировании);
- Недопустимости приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки;
- Недопустимости взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и порядке, установленных законодательством, а также расходов, связанных с проведением экспертизы;
- Максимального использования информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов и соискателей лицензий и лицензиатов;
- Открытости и доступности информации о порядке лицензирования, в том числе о требованиях и условиях, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, а также о субъектах, отвечающих таким требованиям и условиям и получивших лицензии.
3. С 1 января 2019 г.:
3.1. Не подлежат лицензированию следующие виды деятельности, работы и услуги, их составляющие:
- Диагностика, профилактика заболеваний и лечение сельскохозяйственных животных, животных-компаньонов, животных, используемых в культурных мероприятиях, зоопарках, цирках, зверинцах, служебных и лабораторных животных;
- Услуги подвижной электросвязи (за исключением сотовой подвижной электросвязи);
- Трансляция телевизионных программ и эфирная трансляция звуковых программ;
- Торговля средствами противопожарной защиты;
- Техническое обслуживание организацией систем автоматической пожарной сигнализации, систем автоматического пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании;
- Экспертная деятельность по разработке паспортов пожарной безопасности, выполнению расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности;
- Хранение драгоценных металлов и камней;
- Прием в залог драгоценных металлов и камней;
- Деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;
- Медицинская деятельность, осуществляемая учреждениями образования и социального обслуживания;
- Услуги массажа (за исключением медицинского массажа);
- Охрана юридическим лицом своих работников и принадлежащих ему объектов (имущества);
- Оптовая и розничная торговля мазутом и нефтебитумом;
- Хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий, изъятых, арестованных или обращенных в доход государства;
- Деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты и созданных ею юридических лиц в области правового обеспечения внешнеэкономической деятельности;
3.2. Для лицензиата, осуществляющего деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, не требуется согласование с Министерством внутренних дел информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь;
3.3. Для соискателя лицензии на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности или лицензиата, осуществляющего такую деятельность, не является обязательным требование о наличии в штате юридического лица, иностранной организации или привлечении индивидуальным предпринимателем к осуществлению медицинской (фармацевтической) деятельности медицинских (фармацевтических) работников только первой или высшей квалификационной категории, а также о непрерывности и непосредственном предшествии дню подачи заявления стажа работы по специальности. Стаж работы по специальности, соответствующей заявленным либо осуществляемым работам и (или) услугам, составляющим медицинскую (фармацевтическую) деятельность, является обязательным только для лиц, имеющих высшее медицинское образование, и должен составлять не менее 3 лет;
3.4. Для осуществления медицинской деятельности лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к руководителю организации здравоохранения, может соответствовать руководитель организации здравоохранения и (или) его заместитель;
3.5. Для соискателей лицензии (лицензиатов) на осуществление оптовой торговли алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом, табачными изделиями не являются обязательными требования о наличии на праве собственности или ином законном основании складских помещений на территории Республики Беларусь, о периоде осуществления оптовой торговли, о постоянном наличии в штате не менее 25 работников;
3.6. Для лицензиатов, осуществляющих оптовую торговлю алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией, непищевым этиловым спиртом, табачными изделиями:
- Не является обязательным лицензионное требование и условие об осуществлении такой деятельности только в торговых объектах, а также в складских помещениях, где предполагается хранение данных товаров по договорам хранения. Указанные лицензиаты вправе не иметь торговые объекты и хранить алкогольные напитки, непищевую спиртосодержащую продукцию, непищевой этиловый спирт, табачные изделия по договору хранения, заключенному с юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление лицензируемой деятельности с указанием составляющих работ и услуг — хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий;
- Не является особым лицензионным требованием и условием указание в лицензиях сведений о наименованиях (при наличии) и местонахождении торговых объектов, а также складских помещений, в которых лицензиаты хранят данные товары. Указанные в заявлении о выдаче лицензии сведения о наименовании складских и иных помещений (при их наличии), вносятся в реестр лицензий и не указываются в лицензиях. Последующие изменения в указанные сведения вносятся в реестр лицензий на основании уведомлений, которые лицензиаты обязаны представлять в лицензирующий орган в течение 15 рабочих дней со дня соответствующих изменений;
4. С 1 апреля 2019 г. подтверждение наличия лицензии может осуществляться путем обращения к Единому реестру лицензий (далее — Реестр) посредством глобальной компьютерной сети Интернет через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы1. В Реестр включаются сведения обо всех лицензиях, действующих на момент создания Реестра.
1Единый реестр лицензий интегрируется с общегосударственной автоматизированной информационной системой.
Оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы обеспечивается круглосуточный свободный доступ к данным Реестра в глобальной компьютерной сети Интернет на безвозмездной основе.
Министерство экономики:
- Является владельцем Реестра, обеспечивает его формирование и функционирование совместно с лицензирующими органами. Порядок формирования и функционирования Реестра устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;
- Координирует работу лицензирующих органов по внесению сведений в Реестр.
Генеральной проектной организацией и генеральной подрядной организацией по созданию и разработке Реестра является научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем». Создание, эксплуатация и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизация программного обеспечения, Реестра осуществляются за счет средств республиканского бюджета и других источников в соответствии с законодательством.
Реестры лицензий на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями не являются составной частью Торгового реестра Республики Беларусь.
5. Исключительно судом принимаются решения:
О прекращении действия лицензии в случаях:
а) Принятия лицензирующим органом незаконного решения о выдаче лицензии, в том числе в нарушение установленного порядка, внесении в нее изменений;
б) Обращения лицензирующего органа в суд с заявлением о прекращении действия лицензии;
Об аннулировании лицензии
6. При выявлении лицензирующим органом, в том числе на основании сведений, представленных иным контролирующим (надзорным) органом, фактов:
а) Нарушения, в том числе грубого, лицензиатом законодательства о лицензировании, не устраненного на момент его выявления или в ходе проведения проверки, лицензирующий орган, либо уполномоченные в установленном порядке этим лицензирующим органом его структурные подразделения, подчиненные организации, выносят лицензиату требование (предписание) об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок для его устранения, который не может превышать 6 месяцев. При выявлении грубого нарушения лицензирующий орган одновременно с вынесением такого требования (предписания) вправе приостановить действие лицензии до устранения выявленного грубого нарушения, но не более чем на 6 месяцев;
б) Повторного нарушения, в том числе грубого, лицензиатом законодательства о лицензировании, не устраненного на момент его выявления или в ходе проведения проверки, лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии, но не более чем на 6 месяцев, либо обращается в суд с заявлением о прекращении действия лицензии.
В случае, если лицензиат:
В установленные в требовании (предписании) сроки не устранил выявленное нарушение либо письменно не уведомил об устранении этого нарушения лицензирующий орган, данный орган принимает решение о приостановлении действия лицензии на срок до 6 месяцев, а если действие лицензии было приостановлено — обращается в суд с заявлением о прекращении ее действия;
В период приостановления действия лицензии продолжает осуществлять лицензируемый вид деятельности, работы и услуги, его составляющие, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением о прекращении ее действия2.
2За исключением случаев принятия лицензиатом, осуществляющим страховую деятельность, очередных частей страховых взносов по ранее заключенным им действующим договорам страхования или выполнения обязательств по осуществлению страховых выплат по ранее заключенным договорам страхования.
Положения частей первой настоящего пункта не применяются при прекращении действия лицензии на право осуществления адвокатской деятельности по решению Министерства юстиции в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по решению Министерства здравоохранения, если необходимость получения этой лицензии была связана с осуществлением лицензиатом медицинской и (или) фармацевтической деятельности, в случае прекращения действия (аннулирования) лицензии на медицинскую или фармацевтическую деятельность.
7. Лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата о принятом в соответствии с пунктом 6 настоящего Декрета решении, в том числе об обращении в суд за прекращением действия лицензии, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием причин его принятия.
Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в решении лицензирующего органа, до момента принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия или вступления в законную силу решения суда по результатам рассмотрения заявления о прекращении действия лицензии.
Решения о приостановлении, прекращении действия лицензии либо об аннулировании лицензии принимаются только в отношении той части лицензии, в которой выявлены соответствующие нарушения.
8. Действие лицензии прекращается на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности с даты, указанной лицензиатом в уведомлении, но не ранее даты направления уведомления, без принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии.
9. Для целей настоящего Декрета и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы лицензирования:
- Повторным признается нарушение, совершенное лицензиатом в течение 12 месяцев подряд после представления им в лицензирующий орган уведомления об устранении аналогичных нарушений;
- Грубым признается нарушение, предусмотренное законодательными актами для конкретного вида деятельности и повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан либо создавшее угрозу причинения такого вреда, а равно нарушение особых лицензионных требований и условий;
Не является нарушением лицензионных требований и условий:
- Для лицензиатов, осуществляющих медицинскую деятельность — оказание услуг педиатрии и терапии по месту жительства или месту пребывания пациента;
- Для лицензиатов, осуществляющих оптовую, розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями — наличие просроченной задолженности два раза и более в течение календарного года по расчетам за поставленные алкогольные напитки, табачные изделия.
10. Если место нахождения стационарного торгового объекта, стационарного объекта общественного питания лицензиата, осуществляющего розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, в период действия лицензии по не зависящим от лицензиата обстоятельствам становится местом, в котором розничная торговля запрещается, такой лицензиат вправе продолжать осуществление розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями в этих объектах не более 5 лет с момента возникновения таких обстоятельств.
11. Требования настоящего Декрета не распространяются на лицензирование видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами), лицензирование банковской деятельности и внешней торговли.
Виды деятельности, включенные в перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», не подлежат лицензированию с 26 февраля 2017 г.
Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы лицензирования, действуют в части, не противоречащей настоящему Декрету.
12. Совету Министров Республики Беларусь:
12.1. До 1 июня 2019 г. обеспечить разработку с привлечением представителей бизнеса и ученых Национальной академии наук Беларуси, проведение публичного обсуждения и внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь концепции проекта Закона Республики Беларусь «О лицензировании», учитывающего передовой иностранный опыт в рассматриваемой сфере и предусматривающего, в частности:
- Исключение чрезмерных и экономически необоснованных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам;
- Оптимизацию (сокращение) перечней грубых нарушений, влекущих приостановление действия лицензии;
- Максимальное использование информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов с соискателями лицензий и лицензиатами;
12.2. Обеспечивать проведение широкой информационно-разъяснительной работы по вопросам применения настоящего Декрета;
12.3. При формировании проекта республиканского бюджета на 2019 год предусмотреть денежные средства Министерству экономики для финансирования работ по созданию и разработке Реестра;
12.4. Ежегодно при формировании проекта республиканского бюджета на очередной год предусматривать выделение средств из республиканского бюджета Министерству экономики на сопровождение и модернизацию Реестра.
13. До 1 января 2019 г. утвердить критерии отнесения нарушений лицензионных требований и условий к незначительным нарушениям и формальным проступкам:
- Лицензирующим органам — в отношении лицензируемых видов деятельности, за исключением оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями;
- Министерству антимонопольного регулирования и торговли — в отношении оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями.
14. Настоящий Декрет вступает в силу в следующем порядке:
- Пункты 1 — 11 — с 1 января 2019 г.;
- Пункты 12, 13 и настоящий пункт — после официального опубликования этого Декрета.
15. Настоящий Декрет является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь | А. Лукашенко |
Заместитель Министра 2018 | Д. Ф. Матусевич |
Заместитель директора Департамента по предпринимательству 2018 | Д. А. Красовский |
Начальник управления совершенствования деловой среды Департамента по предпринимательству 2018 | В. А. Шундалова |
Обоснование необходимости издания проекта Декрета Президента Республики Беларусь «О лицензировании»
Проект Декрета Президента Республики Беларусь «О лицензировании» (далее — проект Декрета) направлен на установление концептуальных подходов к лицензированию в Республики Беларусь и подготовлен с учетом практики применения Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Указ № 450).
Конкретные предложения по сокращению лицензируемых видов деятельности, составляющих работ, услуг (на основании предложений бизнес-сообщества) включены в проект Декрета исходя из необходимости лицензирования видов деятельности только в целях защиты государственных и общественных интересов, окружающей среды, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан.
Проектом предусмотрена возможность учреждениям образования и социальной защиты населения осуществлять медицинскую деятельность без получения лицензии с учетом ее распространения только на бюджетные организации, созданные для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, финансируемых из соответствующего бюджета на основе бюджетной системы. В частности, на сегодняшний день имеются ввиду дома-интернаты, школы-интернаты, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, детско-юношеские школы, училища и центры олимпийского резерва и подготовки. Все указанные государственные учреждения в соответствии со своими уставными целями и задачами в целях их исполнения в интересах защиты прав и здоровья населения и в обеспечение прав граждан, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, обязаны оказывать при необходимости медицинскую помощь проживающим и обучающимся у них лицам. Все указанные учреждения финансируются из государственного бюджета и, как следствие, их хозяйственная деятельность (включая медицинскую) в обязательном порядке подвержена периодическим проверкам создавшими их государственными органами.
Для осуществления оптовой торговли лицензируемыми нефтепродуктами (автомобильные бензины всех марок, дизельное топливо, реактивное топливо, осветительный керосин, печное топливо) необходимо наличие и соответствие предъявляемым требованиям склада хранения нефтепродуктов, одновременно для осуществления оптовой торговли мазутом и нефтебитумом наличие склада не предусмотрено. Следовательно, концерном специальное разрешение (лицензия) на составляющие услуг лицензируемого вида деятельности — оптовая торговля нефтепродуктами (мазут, нефтебитум) и (или) оптовая торговля импортными нефтепродуктами (мазут, нефтебитум) выдается фактически по заявительному принципу при минимальном пакете представляемых документов. При этом концерн, как лицензирующий орган, осуществляет контроль соответствия объекта оптовой торговли (склада хранения нефтепродуктов) обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов с использованием контрольного списка вопросов (чек-листа), перечень вопросов которого является исчерпывающим. Таким образом, фактически провести проверку лицензиатов, которые заявили и осуществляют только оптовую торговлю и (или) оптовую торговлю импортными нефтепродуктами — мазут и (или) нефтебитум в полном объеме, не представляется возможным. Более того, склады хранения нефтепродуктов организаций нефтепродуктообеспечения, входящих в состав ПО «Белоруснефть» изначально, согласно проектной документации, не оборудованы под хранение мазута, нефтебитума. Также имеющиеся при организациях ЖКХ и иных субъектах хозяйствования мазутохранилища, как правило, не соответствуют предъявляемым требованиям.
В связи с изложенным, предлагается исключить лицензирование оптовой и розничной торговли мазутом и нефтебитумом.
Предлагается предусмотреть, что не требуется получения лицензии на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртсодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий для хранения (как вида предпринимательской деятельности) изъятых, арестованных или обращенных в доход государства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий.
Согласно статье 15 Закона Республики Беларусь «О торгово-промышленной палате» БелТПП наделена правом оказывать услуги в области правового обеспечения внешнеэкономической деятельности. В силу статьи 3 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» его действие не распространяется на деятельность торгово-промышленной палаты в области правового обеспечения внешнеэкономической деятельности.
Вопросы оказания юридической помощи также регулируются Указом Президента Республики Беларусь № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому оказание юридических услуг относится к лицензируемому виду деятельности.
Возникает неоднозначное понимание вопроса о том, правомерно ли считать виды деятельности, указанные в статье 15 Закона о ТПП, услугами, перечисленными в пункте 342 положения, при осуществлении которых требуется получение лицензии, учитывая содержание статьи 3 закона об адвокатуре.
В целях устранения указанной неоднозначности, а также учитывая тот факт, что БелТПП и созданные ею юридические лица действуют для достижения некоммерческих целей, имеют опыт и практику во внешнеэкономической деятельности и смогут оказывать белорусским предприятиям, в том числе малым и средним, действенную правовую помощь, исключается лицензирование деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты и созданных ею юридических лиц в области правового обеспечения внешнеэкономической деятельности.
Справочно:
Белорусской ТПП в области правового обеспечения внешнеэкономической деятельности созданы унитарные предприятия по оказанию услуг:
- «Брестское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты»;
- «Витебское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты»;
- «Гомельское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты»;
- «Гродненское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты»;
- «Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты»;
- «Могилевское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты».
В целях развития экспорта медицинских услуг, повышения доступности платных медицинских услуг для населения существенно упрощаются требования к осуществлению данного вида деятельности.
Исключается в принципе лицензионное требование о наличии любого медицинского стажа работы у медицинских работников, имеющих среднее специальное медицинское образование. Для получения лицензии либо трудоустройства на работу к лицензиату будет требоваться только наличие у лица диплома о медицинском образовании и документа о пройденном повышении квалификации (переподготовки). При этом, лицензию на медицинскую деятельность смогут получить и лица, имеющие высшее медицинское образование, при прохождении последними того же повышения квалификации (переподготовки).
Исключается для медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование, требование о наличии категории и 5-летнего стажа работы по специальности (сокращается до 3 лет), а также исключается требование о непрерывности указанного стажа работы непосредственно перед получением лицензии либо приемом на работу к лицензиату.
Предлагается установить, что требованиям, предъявляемым Указом № 450 к руководителю организации здравоохранения может соответствовать руководитель либо заместитель руководителя организации с учетом направленности деятельности коммерческой организации на извлечение прибыли путем предоставления медицинских услуг.
Предусмотрена отмена формальных требований к лицензируемой деятельности в области торговли алкогольными и табачными изделиями, не влияющих на безопасность ее осуществления, в том числе просрочка оплаты алкогольных напитков.
Проектом Указа предусмотрена обязанность, а не право лицензирующего органа приостанавливать лицензию в ее части, в случае, когда нарушение выявлено по одному или нескольким обособленным подразделениям, одного или нескольких торговых и иных объектов (помещений), в которых осуществляется лицензируемая деятельность, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории. Данное изменение основано на практике применения Указа № 450 и направлено на снижение коррупционных рисков.
Для упрощения ведения бизнеса субъектами хозяйствования, более эффективного контроля, в Положении закреплено создание единого реестра выданных специальных разрешений (лицензий) субъектам хозяйствования, предусмотрев свободный доступ для государственных органов, субъектов хозяйствования и граждан.
Данный ресурс поможет государственным органам более оперативно решать поставленные перед ними задачи при проведении контрольных мероприятий, будет способствовать снижению документооборота, исключит излишнее направление запросов о предоставлении соответствующей информации в лицензирующие органы.
Исходя из имеющегося опыта подготовки информационных систем для обеспечения разработки реестра в возможно короткие сроки проектом определен разработчик Реестра — научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем».
В целях смещения целей деятельности государственных органов от наказания к профилактике правонарушений, проектом предусматривается при допущении лицензиатом грубых нарушений законодательства о лицензировании принятие решения о приостановлении деятельности субъекта хозяйствования до устранения этих нарушений.
Данное изменение позволит защитить жизнь, здоровье граждан и государственные интересы, вместе с тем, не прекращать деятельность субъекта хозяйствования, сохранить рабочие места и поступления в бюджет.
Проектом предусмотрено прекращение действия и аннулирование лицензии только по решению суда за исключением случаев принятия решения о прекращении лицензии лицензирующим органом при реорганизации лицензиата — юридического лица, на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности, если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, а также в случаях, когда лицензиат не может осуществлять лицензируемую деятельность вне зависимости от решения лицензирующего органа.
Положения о прекращении действия лицензии исключительно судом не применяются при прекращении действия лицензии на право осуществления адвокатской деятельности по решению Министерства юстиции в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по решению Министерства здравоохранения, если необходимость получения этой лицензии была связана с осуществлением лицензиатом медицинской и (или) фармацевтической деятельности, в случае прекращения действия (аннулирования) лицензии на медицинскую или фармацевтическую деятельность, так как в указанных случаях отсутствует предмет судебного спора.
В ходе осуществляемых Министерством финансов проверок деятельности страховых организаций были установлены факты завышения размеров страховых взносов при их расчете страховщиками в результате необоснованного применения страховщиками повышающих корректировочных коэффициентов к базовому страховому тарифу. В результате страхователи уплатили страховой взнос в размере, значительно превышающем размер страхового взноса, который был бы уплачен при соблюдении страховщиком условий расчета, предусмотренных Правилами страхования.
В целях восстановления законных прав и интересов страхователей по возврату им переплаченных ими сумм страховых взносов предусматривается предоставить право страховщикам возвратить необоснованно полученные суммы страховых взносов страхователям после прекращения действия лицензии у страховщика.
Декретом предусматривается прекращение действия лицензии на основании уведомления лицензиата без принятия решения лицензирующим органом по аналогии с уведомительным порядком, предусмотренным Декретом № 7.
Исключается отнесение к грубым нарушением оказание услуг педиатрии и терапии по месту жительства или месту пребывания пациента вне места, указанного в лицензии, с учетом положений Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», которым предусмотрено, что медицинская помощь вне организации здравоохранения оказывается в случае выхода (выезда) медицинского работника организации здравоохранения по месту жительства или месту пребывания пациента.
Декретом предлагается введение понятия грубое нарушение, которое позволяет применять наиболее существенные с экономической точки зрения последствия только при условии причинения вреда или создании угрозы причинения вреда.
Широкая информационно-разъяснительная работа позволит исключить неясности при применении Указа № 450 с учетом положений Декрета.
Реализация принципов, установленных Декретом будет обеспечена при разработке проекта Закона Республики Беларусь «О лицензировании».
Издание данного проекта не повлечет расходов из республиканского и местного бюджета при его реализации. Дотаций, субвенций, субсидий, иных денежных выплат из республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных фондов местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов для реализации этого проекта не требуется.
Министр экономики Республики Беларусь | Д. Н. Крутой |
Заместитель Министра 2018 | Д. Ф. Матусевич |
Заместитель директора Департамента по предпринимательству 2018 | Д. А. Красовский |
Начальник управления совершенствования деловой среды Департамента по предпринимательству 2018 | В. А. Шундалова |
Грамадскае аб’яднанне «Беларускi саюз прадпрымальнiкаў» 220028, г. Мiнск, вул. Маякоўскага, д. 184, к. 9 тэл. +375 (17) 343-30-75, факс +375 (17) 282-30-99 P/p BY57BLBB30150100184043001001 y AAT «Белiнвестбанк» г. Мiнск, BIC BLBBBY2X УНП 100184043, АКПА 00040028 Е-mail: belsp1991@mail.ru Site: www.belsp.com | Общественное объединение «Белорусский союз предпринимателей» 220028, г. Минск, ул. Маяковского, д. 184, к. 9 тэл. +375 (17) 343-30-75, факс +375 (17) 282-30-99 Р/с BY57BLBB30150100184043001001 в ГОПЕРУ ОАО «Белинвестбанк» г. Минск, BIC BLBBBY2X УНП 100184043, ОКПО 00040028 Е-mail: belsp1991@mail.ru Site: www.belsp.com |
№ 01-03/ «15» сентября 2018 г.
Минэкономики
Замечания по пакету документов
к Проекту Декрета «О лицензировании»
ОО «БСП» обращает внимание, что данный вариант пакета документов не отражает в полной мере результаты обсуждений на согласительной комиссии, проходившей 7.09.18 г. в Минэкономики. Необходимо обязательно включить в него предложенные поправки от Мингорисполкома (поддержанные бизнес-союзами), которые были одобрены на согласительной комиссии (при особом мнении Минздрава). Данные поправки не отражены в «СПРАВКЕ о неучтенных замечаниях и предложениях, …», что должно свидетельствовать об их включении в Проект Декрета в редакции Мингорисполкома:
1. Создания равных условий хозяйствования для организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей, путем лицензирования видов деятельности осуществляемых на возмездной основе.
Обоснование:
Указом Президента РБ № 475 от 26 ноября 2015 г. 475 «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь» отменено лицензирование медицинской деятельности в государственных организациях здравоохранения (включая коммерческую медицинскую деятельность — оказание платных медицинских услуг), что создает прецедент и может привести в дальнейшем к отмене лицензирования для всех видов деятельности, осуществляемых государственными организациями (включая услуги на возмездной основе).
То, что отменили лицензирование медицинской деятельности для государственных организаций здравоохранения, в какой-то мере, является положительным моментом. Так как, существующая практика применения мер ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, для государственных организаций здравоохранения, показала, что не было ни одного случая, когда даже за самое грубое нарушение, прекращалось действие лицензии у государственной организации здравоохранения. Тем самым, коммерческая медицина в государственных организациях, как составная часть системы здравоохранения, попала в «особые тепличные условия».
Считаем, что основной проблемой препятствующей успешному развитию бизнеса является отсутствие равных условий ведения бизнеса (что определено статьей 13 Конституции Республики Беларусь) и развития добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. В связи с этим, предлагается возвратить лицензирование, но только для платных медицинских услуг, оказываемых государственными организациями здравоохранения. Это позволит повысить реальную ответственность за соблюдение лицензионных требований (условий) и, соответственно, за качество оказываемых платных медицинских услуг государственными организациями здравоохранения. Утверждение представителей Минздрава, что у них очень высокий внутренний контроль, в свете последних коррупционных разоблачений, которые затронули ведущие организации здравоохранения, не убеждает, что там все в порядке и можно не осуществлять лицензирование, как дополнительный контроль качества.
2. Не является нарушением лицензионных требований и условий осуществление лицензируемой деятельности в местах, не указанных в лицензии, если данное право предусмотрено актами законодательства.
Обоснование:
В Проекте Декрета частично данная норма реализована (разрешено оказывать услуги педиатрии и терапии по месту жительства или месту пребывания пациента). Но все равно это не снимает существующее противоречие с действующим Законом Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», так как в нем не конкретизируются виды медицинской деятельности, которые можно оказывать вне места, указанного в лицензии. Например: забор анализов на дому у пациента; сезонная вакцинация от гриппа сотрудников организации и т.д. Поэтому, настаиваем на включении в Проект Декрета, предлагаемую редакцию поправки и, которая была поддержана на согласительной комиссии.
Предлагается также включить:
3. «Лицензиат, осуществляющий медицинскую деятельность, имеет право передавать выполнение порученных ему работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, на которые у него отсутствует разрешение, иному субъекту хозяйствования, имеющему такое право.».
Или:
«Лицензиат, в рамках одного вида лицензионной деятельности, имеет право передавать выполнение порученных ему работ и (или) услуг, составляющих лицензируемую деятельность, на которые у него отсутствует разрешение, иному субъекту хозяйствования, имеющему такое право».
Обоснование
В пункте 53 Указа № 450 имеется сложность в понимании — лицензируемые работы могут выполняться только самим лицензиатом или могут также передаваться (но без передачи права (лицензионного права)) другим субъектам хозяйствования, для выполнения ими работ по собственной лицензии.
Например: врачи-гинекологи или врачи-хирурги негосударственных организаций здравоохранения проводят биопсию и отправляют в государственные организации здравоохранения для цитологических исследований; врач-стоматолог-ортопед, при протезировании, делает слепок и передает его в зуботехническую лабораторию другой организации для изготовления протеза, который в последствии установит пациенту.
Председатель ОО «БСП» | Калинин А. Ф. |