НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА БИЗНЕСА БЕЛАРУСИ — 2014 «СВОБОДНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — БЛАГОПОЛУЧНАЯ СТРАНА» (принята 5.03.2014г)
ВЫПОЛНЕНО ПОЛНОСТЬЮ: — 0
ВЫПОЛНЕНО ЧАСТИЧНО: — 3
В СТАДИИ ВЫПОЛНЕНИЯ: — 0
Если Правительство пишет, что «неактуально», значит, они не выполняли и не собираются выполнять: — 4
А ВСЕГО — 7
Пункты платформы:
13. Выделение платных медицинских и образовательных услуг из системы бюджетного здравоохранения и образования в самостоятельные хозрасчетные учреждения.
Замечания правительства:
НЕАКТУАЛЬНО.
Государственные организации здравоохранения, образования финансируются из средств бюджета. Их деятельность направлена, в первую очередь, на предоставление населению гарантированного объема бесплатных медицинских и образовательных услуг.
Внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций, используются ими для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития материально-технической базы, в том числе на приобретение, строительство (реконструкцию) жилых домов (квартир), организации учебно-воспитательного процесса, осуществления дополнительных выплат стимулирующего характера, оказания материальной помощи работникам бюджетной организации и иных целей в соответствии с законодательством. Данный подход полностью соответствует требованиям Главы государства и Правительства по проведению оптимизации систем здравоохранения и образования, повышению их экономической эффективности.
Наше экспертное заключение, направленное в правительство:
НЕ РЕАЛИЗОВАНО.
Предлагаемая государственная политика противоречит принципам равных условий хозяйствования в сфере платного здравоохранения и образования.
Надо создавать самостоятельные государственные унитарные коммерческие организации, учредителями которых будут те же бюджетные учреждения здравоохранения и образования, которые сейчас оказывают платные услуги, наряду с бесплатными, финансируемыми за счет бюджета. При этом, они будут полностью возмещать затраты на аренду помещений и оборудование (по рыночным ценам), используемого и находящегося на балансе бюджетных организаций. Будут формировать цены на свои услуги, на общих основаниях, как для всех коммерческих организаций, а плату за аренду и заработанную прибыль направлять на Цели своих учредителей (на все то, что перечислили в «замечаниях Правительства»). При этом все субъекты хозяйствования (государственные и частные) будут находиться в равных экономических условиях, будут конкурировать между собой, улучшая качество и доступность своих услуг.
Сегодня, платные услуги в государственных учреждениях здравоохранения, это фактически оплата за посещения врача вне очереди. И реально, это происходит за счет сокращения количества бесплатных услуг. А еще хуже, когда в одном кабинете принимает врач платных пациентов или со страховым полисом (без очереди) и бесплатных (по общей очереди), включая инвалидов и пенсионеров.
Пункты платформы:
24. Разрешение выдачи листков нетрудоспособности организациями, оказывающими платные медицинские услуги, независимо от формы собственности, на основании соответствующей аттестации Министерства здравоохранения.
Замечания правительства:
НЕАКТУАЛЬНО.
Поручением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2014 г. № 38/204- 390 данный вопрос, который предусмотрен пунктом 17 Комплекса мер по достижению показателей развития малого и среднего предпринимательства в областях и г. Минске на 2013 — 2015 годы снят с контроля, в частности, поддержана позиция Минздрава о нецелесообразности наделения правом выдачи листков нетрудоспособности организаций здравоохранения негосударственной формы собственности, в том числе с учетом предполагаемых изменений в подходах к обеспечению граждан пособиями по временной нетрудоспособности за счет средств Государственного социального страхования (размер пособия, порядок его назначения и выплаты и др.)
Кроме этого, поручением Совета Министров от 13 марта 2014 г. №39/204-85, 226- 78, 202-60 Минэкономики проинформировано о мнении Минздрава и иных заинтересованных государственных органов, что в настоящее время наделение организаций здравоохранения, оказывающих платные медицинские услуги, независимо от формы собственности, правом выдачи листков нетрудоспособности на основании соответствующей аттестации Минздрава, является преждевременным.
Наше экспертное заключение, направленное в правительство:
НЕ РЕАЛИЗОВАНО.
Там где обслуживаются пациенты, там и должны выдавать листок нетрудоспособности. Многие пациенты хотят и имеют материальную возможность максимально отказаться от бюджетных поликлиник, получают медпомощь в коммерческих организациях здравоохранения, оплачивая напрямую или через страховой полис (как за свой счет, так и за счет работодателя). Но чтобы получить листок нетрудоспособности, надо повторно обращаться в государственную поликлинику. При этом больной теряет время, а государственная поликлиника имеет дополнительную нагрузку. А одна из целей создания внебюджетного сектора (платного) здравоохранения, это разгрузить бюджетное здравоохранения, что позволит значительно улучшить его качество и доступность.
Кроме того, данная политика государства нарушает принципы равных условий хозяйствования в сфере здравоохранения.
Пункты платформы:
25. Разрешение выдачи подтверждения нуждаемости гражданина в медицинской помощи, в том числе проведении операций, для освобождения от подоходного налога физических лиц, организациями Республики Беларусь, независимо от формы собственности в местах получения платной медицинской помощи.
Замечания правительства:
РЕАЛИЗОВАНО.
Пунктом 1 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 марта 2012 г. № 14 «0 порядке выдачи подтверждения нуждаемости в получении медицинской помощи“ установлено, что подтверждением нуждаемости гражданина в получении медицинской помощи, в том числе проведении операции, для целей освобождения от подоходного налога безвозмездной (спонсорской) помощи в денежной и натуральной формах, получаемой от белорусских организаций и граждан Республики Беларусь, предоставляемой этому гражданину для оказания такой медицинской помощи, является медицинская справка о состоянии здоровья, выдаваемая в порядке, установленном пунктом 7.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «06 административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан.
Налоговое законодательство не устанавливает необходимость наличия указанного подтверждения, выдаваемого исключительно государственными организациями.
Наше экспертное заключение, направленное в правительство:
ЧАСТИЧНО РЕАЛИЗОВАНО.
Существующий порядок выдачи подтверждения нуждаемости гражданина в медицинской помощи, утвержденный постановлением Минздрава от 7.03.2012 г. № 14, нуждается в корректировке. Несмотря на то, что Минздравом было внесено изменение в постановление № 14 (постановление № 208 от 27.12 2012) и вместо заключения врачебно-консультативной комиссии, подтверждением нуждаемости установили медицинскую справку о состоянии здоровья, на сегодняшний день, практически ни одна коммерческая организация, имеющая лицензию на оказание платных медицинских услуг, не имеет право выдавать такую справку. Согласно п.7.6 перечня, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 г. № 200, данные справки могут выдавать (в соответствии с разъяснениями Минздрава — письмо от 21.02.2014 № 02-3-06/738-165/2) только организации здравоохранения. Но сегодня существует коллизия, когда негосударственные коммерческие организации не попадают ни под одну категорию организаций, как субъектов системы здравоохранения, согласно действующей редакции Закона «О здравоохранении». На это Мы обратили внимание и внесли предложения по корректировке Закона «О здравоохранении» в ПП НС РБ, которые были приняты уже во втором чтении, а также в СМ РБ, по корректировке Указа Президента РБ № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (письмо от бизнес-союзов № 01-03/38 от 28.04.2014).
Если поправки не будут приняты, то существующая процедура подтверждения нуждаемости работать не будет. Коммерческие организации будут оказывать платные медицинские услуги, а за справками пациентам необходимо будет обращаться в государственные организации здравоохранения. Абсурдная ситуация!
Обращаем внимание, что с 1.01.2014 действует новый Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по соцстрахованию в ФСЗН. Абзацем 5 пункта 4 нового Перечня установлено, что взносы не начисляются на суммы средств, направленных нанимателем на «медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь, в том числе на проведение операций, при наличии соответствующего подтверждения выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь». На сегодняшний день Минздравом не установлен порядок выдачи данного подтверждения!
Для того, чтобы решить задачу по полноценному формированию внебюджетного сектора здравоохранения, который может охватить до 20 % населения страны, с объемом 10 трлн. рублей год, необходимо максимально упростить процедуры препятствующие добровольному переходу пациентов их бюджетного сектора. Для этого необходимо:
Отменить в Налоговом Кодексе и в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСЗН, необходимость получения подтверждения нуждаемости в получении медицинской помощи.
1. С одной стороны, это понятие некорректно, так как в медицинской помощи нуждаются абсолютно все (в понятие медицинская помощь входят и профилактика, которая необходима Всем). Операции, это тоже составляющая часть медицинской помощи (закон «О здравоохранении»).
2. При получении медицинской помощи пациентом через полис добровольного страхования медицинских расходов, никакого подтверждения в нуждаемости не требуется. Медицинская организация заключает договор на оказание медицинских услуг со страховой компанией, а подтверждением оказания услуг является «акт выполненных работ». При оплате юридическим лицом за лечение, это также происходит в рамках договора на оказание медицинских услуг и там тоже существует «акт выполненных работ».
3. В Налоговом Кодексе РБ не корректно записан п. 1.21 статьи 163. Там речь идет о льготе по подоходному налогу «нуждающимся в получении медицинской помощи». В такой редакции, безвозмездная помощь будет получена, а медицинскую помощь можно и не оказывать. В Налоговом Кодексе должно быть записано: «направленную на медицинскую помощь». В Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСЗН, записано корректно.
Пункты платформы:
56. Освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога и отчислений в ФСЗН с сумм, направленных на свое лечение, а также на приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов, как из личных средств, так и средств нанимателя (работодателя).
Замечания правительства:
Наше экспертное заключение, направленное в правительство:
ЧАСТИЧНО РЕАЛИЗОВАНО по ФСЗН.
Действующее законодательство, направленно на искусственное стимулирование развития добровольного медицинского страхования (через налоговые льготы), не приводит к декларируемым результатам (улучшению качества и доступности медицинской помощи), а только улучшает финансовое состояние страховых компаний. Об этом свидетельствует динамика количества заключаемых договоров добровольного страхования, и количество застрахованных лиц по ним. Кроме того, анализ страховых выплат свидетельствует, что 50 % средств собранных страховыми компаниями по договорам добровольного страхования медицинских расходов, остается в страховых компаниях. Т.е. для застрахованных стоимость оказанных медицинских услуг увеличивается в два раза, по сравнению с тем, если бы они заплатили за оказанный объем выполненных услуг непосредственно медицинской организации.
Необходимо ввести социальный «налоговый вычет» на суммы средств затраченных физическим лицом на получение медицинской помощи для себя и близких родственников:
1. Пациенты, которых предполагается охватить в будущем через систему внебюджетного здравоохранения, если приобретут за свой счет полисы страхования медицинских расходов, то им, как плательщикам подоходного налога может быть предоставлен «налоговый вычет», с 2014 г. в размере до 12 млн. рублей. То есть в бюджете уже должна быть заложена эта норма. Мы же предлагаем дать право физическому лицу осознанно выбрать путь финансирования своего лечения (в рамках установленных объемов «налогового вычета») приобрести полис страхования медицинских расходов или же оплатить непосредственно лечение в медицинской организации. Здоровая конкуренция только повысит качество страховых и медицинских услуг.
2. Расширение сферы применения социальной льготы будет способствовать легализации так называемого «серого» рынка медицинских услуг, так как пациенты будут заинтересованы в получении чеков, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет. Если применение «налогового вычета» позволит легализовать хотя бы половину этих не учтенных средств (что соответствует 25 % от стоимости всего оборота существующих платных медицинских услуг), то только это полностью компенсирует потери бюджета по возврату подоходного налога. Суммы налоговых отчислений на выручку от реализации услуг (включая обязательные отчисления в ФСЗН и подоходный налог с физических лиц) составляют в настоящее время примерно от 15 до 25%.
3. «Налоговый вычет» будет способствовать легализации зарплаты сотрудников предприятий, которые будут пользоваться данной льготой (по аналогии с легализацией зарплат при переходе на плоскую шкалу подоходного налога), что приведет к дополнительному увеличению бюджета.
4. «Налоговый вычет» при оплате за лечение приведет к снижению расходов населения на медицинские услуги, что равносильно снижению цен на них. Даже по самым осторожным оценкам проведенной НИР, в случае освобождения от подоходного налога средств, направленных населением на оплату медицинских услуг, объем платных медицинских услуг может возрасти на 25-30 %. Весь последующий прирост пациентов в коммерческом здравоохранении, будет приводить к дополнительному наполнению бюджета налогами.
5. Для получения практических аргументов предлагаем Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам проанализировать опыт России по использованию аналогичного «налогового вычета», который там осуществляется с 2002 г.
Что касается отчислений в ФСЗН с сумм направленных нанимателем на получение медицинской помощи сотрудников, то свое видение мы подробно изложили в письме от бизнес-союзов № 01-03/44 от 22.05.2014 в ФСЗН:
Абзацем 5 пункта 4 Нового Перечня установлено, что взносы не начисляются на суммы средств, направленных нанимателем на «медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь, в том числе на проведение операций, при наличии соответствующего подтверждения выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь».
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» (ст.1) «Медицинская помощь — комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками». Однако комментарии и ответы на вопросы, которые публикуются в СМИ от имени ФСЗН, не учитывают эту норму Закона и не распространяют ее на весь комплекс услуг, входящий в понятие медицинская помощь. Например, начальник управления методологии сбора платежей и профессионального пенсионного страхования ФСЗН (ж-л «Главный бухгалтер») на вопрос «начисляются ли взносы на оплату медицинских консультаций узких специалистов ответила утвердительно, хотя данная услуга относится к медицинской помощи и соответствующий подтверждающий документ организация здравоохранения обязана выдать, а, следовательно, взносы не должны начисляться.
Кроме того, слова «проведение операций» необходимо исключить из абзаца 5 пункта 4 Нового Перечня, так как «операции» входят в понятие «медицинская помощь».
Как мы полагаем, данная норма (содержание абзаца 5 пункта 4) была взята из п.1.21. статьи 163 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее — НК). Но в связи с тем, что согласно НК на медицинскую помощь может быть направлена необлагаемая подоходным налогом материальная помощь (в этом случае соответствующее подтверждение, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь, предоставлять не надо), то целесообразно это учесть в Новом Перечне, а также необходимо в Постановлении уточнить, что термин «медицинская помощь» применяется в определении его, изложенном в упомянутом выше Законе. Это даст возможность единообразного применения и исключит необходимость в комментариях и толкованиях отдельных специалистов.
В связи с важностью данного пункта, который направлен на реализацию пункта 31 Плана мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4, утвержденного Постановлением Совмина и национального банка от 28.02.2011 г. № 251/6, которым предусмотрено «Принятие мер по увеличению внебюджетного финансирования здравоохранения с обеспечением возможности не приравнивать к доходам граждан суммы, направленные юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников или приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов», предлагаем, с учетом разъяснений ФСЗН от 26.10.2012 №11-09/3445, абзац 5 пункта 4 Нового Перечня изложить в следующей редакции:
Медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь, включая приобретение лекарственных средств, необходимых для осуществления данной медицинской помощи. В случае, если медицинская помощь оказывается за счет безвозмездной (спонсорской) помощи либо материальной помощи (в сумме превышающей установленный освобождаемый от подоходного налога размер, в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь) — при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
В Перечне выплат, на которые не начисляются взносы в ФСЗН, действующего с 1.01.2014 г., в пункте 5 есть уточнение «при условии, что медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения». Необходимо данное уточнение СРОЧНО отменить. Свое видение мы подробно изложили в письме от бизнес-союзов № 01-03/44 от 22.05.2014 в ФСЗН:
Каким образом будет осуществляться декларируемая цель разработки Нового Перечня «что принятый документ направлен на сокращение времени на определение объекта для начисления взносов», когда организации должны будут ежемесячно получать от страховых компаний акты, с информацией о том, в каких организациях здравоохранения проходило лечение их сотрудников и все это надо будет использовать при начислении зарплаты? До 01.01.2014 было просто — организация приобрела полис страхования для своих сотрудников, выполнила перед ними свои социальные обязательства, а все остальное делала страховая компания. Это было одно из основных преимуществ для нанимателя, при страховании медицинских расходов, перед прямой оплатой медорганизации за лечение работников.
Кроме того, данное ограничение свидетельствует о непоследовательности ФСЗН, когда оплата непосредственно медорганизации за лечение работников не облагается платежами в ФСЗН (абзац 5 пункта 4 Нового Перечня), а оплата за лечение через страховую компанию, при условии, что медицинская помощь застрахованным оказывается в негосударственных организациях здравоохранения, облагается платежами в ФСЗН.
Кроме того, оно не согласуется и с Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности», которым упомянутое уточнение исключено из п. 11 Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 219. В целях развития добровольного медицинского страхования Указ предоставляет право организациям-страхователям включать в затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой организации, с которой заключён договор страхования, и организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь застрахованным лицам.
Пункты платформы:
62. Отнесение части расходов на оплату медицинских услуг нанимателем на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (5% от фонда заработной платы).
Замечания правительства:
РЕАЛИЗОВАНО.
В соответствии с установленной налоговым законодательством методологией исчисления налога на прибыль в затраты, учитываемые при налогообложении, могут быть включены расходы, связанные с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Расходы организаций по оказанию медицинской помощи работникам не связаны с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и, соответственно, не могут включаться в состав затрат, учитываемых при налогообложении.
Кроме того, законодательством Республики Беларусь для организаций и физических лиц созданы условия, позволяющие уменьшить их расходы, связанные с лечением работников, за счет перенесения обязанности оплаты таких расходов страховыми организациями.
Так, Указом Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 219 организациям предоставлено право включать в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении прибыли, суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования медицинских расходов (при условии, что договоры заключены с государственными страховыми организациями на срок не менее одного года и медицинская помощь застрахованным оказывается государственными организациями здравоохранения) в размере 2 базовых величии на каждого работника.
Такой порядок по своей сути является оплатой организациями медицинских услуг для своих работников на страховой основе.
В целях развития добровольного медицинского страхования Указ предоставляет право организациям-сграхователям включать в затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой организации, с которой заключен договор страхования, и организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь застрахованным лицам.
Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 № 165 ’’О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности“ в целях развития добровольного медицинского страхования предоставлено право организациям-сграхователям включать в затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой организации, с которой заключен договор страхования, и организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь застрахованным лицам.
Наше экспертное заключение, направленное в правительство:
НЕ РЕАЛИЗОВАНО.
Мы убеждены, что развитие внебюджетного сектора здравоохранения, который может охватить до 20 % населения страны, с объемом 10 трлн. рублей год, можно создать только, в случае выравнивание статуса льгот для юридических лиц, оплачивающих лечение своих сотрудников, при оплате непосредственно медицинской организации или страховой компании (при приобретении полиса по возмещению медицинских расходов), независимо от форм собственности. Необходимо дать право юридическим лицам осознано выбирать механизм финансирования получения качественной медицинской помощи.
Действующее законодательство, направленно на искусственное стимулирование развития добровольного медицинского страхования (через налоговые льготы), не приводит к декларируемым результатам (улучшению качества и доступности медицинской помощи), а только улучшает финансовое состояние страховых компаний.
Считаем необходимым уточнить, что в связи с тем, что Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 № 165 ’’О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности“ не изменен норматив средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов, то и мы предлагаем оставить его в пределах 3 % от фонда заработной платы, при отнесении части расходов на оплату медицинских услуг нанимателем на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.
Пункты платформы:
64. Полная отмена государственного регулирования цен (тарифов) на медицинские услуги для организаций, не финансируемых за счет бюджетных средств.
Замечания правительства:
РЕАЛИЗОВАНО.
Учитывая социальную значимость медицинских услуг и недопущение необоснованного роста тарифов, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. №72 «0 некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь“ тарифы на платные медицинские услуги регулируются Минздравом по согласованию с Минэкономики. Учитывая различный уровень затрат на оказание платных медицинских услуг, оказываемых организациями разных форм собственности, тарифы на них регулируются путем установления предельного максимального уровня. При возникновении объективных причин роста затрат на оказание платных медицинских услуг уровень предельных максимальных тарифов пересматривается Минздравом на основании предложений организаций.
В Перечень платных медицинских услуг, по которым осуществляется государственное регулирование тарифов, включено всего 5 групп наиболее социально значимых услуг, которые широко оказываются населению на платной основе субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35 сокращена сфера регулирования тарифов на услуги по медицинскому освидетельствованию. Так, в настоящее время регулируются тарифы только на медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением.
Тарифы на платные медицинские услуги, не включенные в перечень, а также тарифы на все виды платных медицинских услуг, оказываемых иностранным гражданам, государством не регулируются, а самостоятельно определяются субъектами предпринимательской деятельности исходя из конъюнктуры рынка.
Действующий порядок ценообразования на платные медицинские услуги, сочетающий применение регулируемых и свободных тарифов, позволяет субъектам предпринимательской деятельности гибко реагировать на спрос населения, создает условия для конкуренции и эффективной работы, а также не допускает неконтролируемого роста тарифов на наиболее социально значимые медицинские услуги.
Наше экспертное заключение, направленное в правительство:
ЧАСТИЧНО РЕАЛИЗОВАНО.
Согласно постановления СМ РБ от 14.04.2011 № 495, Минздравом по согласованию с Минэкономики был разработан Перечень услуг, на которые сохранилось государственное регулирование тарифов (как сказано в «замечаниях правительства» — всего 5 групп наиболее социально значимых услуг). Но это «всего» составляет 1652 услуги, т.е. сокращение регулируемых тарифов произошло всего на 40 % услуг. В Перечне регулируемых тарифов остались самые высокотехнологичные услуги, которые требуют больших капитальных вложений: диагностические услуги (лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностики); лабораторные исследования; стоматологические услуги (ортопедические, ортодонтические и зуботехнические). При существующем жестком подходе к регулированию тарифов, организации, оказывающие медицинские услуги, не способны приобретать (обновлять) дорогостоящее медицинское оборудование, что противоречит как государственным интересам, так и медицинских организаций.
Кроме того, здравоохранение — это одна из немногих отраслей экономики страны, где для организаций, оказывающих платные медицинские услуги, созданы все условия для полноценной конкуренции, так как существует в десятки раз превосходящий по объему сектор бесплатного государственного бюджетного здравоохранения, государственные хозрасчетные организации, ведомственные поликлиники и огромный «серый» рынок бюджетного здравоохранения. Поэтому в таких условиях ни одна организация не возьмет на себя смелости необоснованно поднять цену, так как может остаться без пациентов.
С 2008 г., тарифы на регулируемые стоматологические услуги увеличены всего на 120 %, а коммунальные платежи, средняя зарплата по стране, курс доллара и т.д. на 500-800 %. Никакой экономики!
Жесткое регулирование тарифов усилило тенденцию в развитии «теневого» рынка медицинских услуг, так как необходимо было компенсировать убытки, о чем свидетельствует большая доля «зарплат в конвертах» (официальные зарплаты врачей в различных медицинских организациях отличаются в разы). Т.е. однозначно можно сказать, что сдерживание тарифов не приводит к большей доступности медицинских услуг, а наоборот.
Данному вопросу было посвящено отдельное заседание ОКС Минздрава. Итогом совещания явился Протокол № 2 от 28.04.2012 г., который содержал ряд последовательных шагов по частичному сокращению государственного регулирования тарифов на платные медицинские услуги, вплоть до его полной отмены.
Учитывая вышеизложенное и полученную информацию на данном совещании от представителей Минздрава, бизнес-сообщество предлагает министерствам здравоохранения и экономики рассмотреть вопрос о сокращении Перечня регулируемых тарифов (в соответствии с п.2.3 Протокола № 2 от 28.04.2012 г.), исключив из него все виды диагностических (включая лабораторные исследования) и стоматологических услуг. В Перечне необходимо оставить только консультации врачей-специалистов, в том числе сотрудников кафедр и все виды медицинских освидетельствований состояния здоровья граждан.
В своих организациях здравоохранения, Минздрав может самостоятельно регулировать тарифы, до тех пор, пока они не будут выделены в самостоятельные хозрасчетные организации. А государство проявит социальную ответственность, развивая внебюджетный сектор здравоохранения (государственный, без сокращения бесплатных услуг и частный). Это позволит улучшить качество и доступность бюджетного здравоохранения, за счет добровольного оттока части пациентов, во внебюджетное здравоохранение.
Пункты платформы:
65. Выравнивание статуса льгот для юридических лиц, оплачивающих лечение своих сотрудников, при оплате непосредственно медицинской организации или страховой компании (при приобретении полиса по возмещению медицинских расходов), независимо от форм собственности.
Замечания правительства:
РЕАЛИЗОВАНО.
Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2014 № 165 «0 внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам страховой деятельности“ в целях развития добровольного медицинского страхования предоставлено право организациям-страхователям включать в затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой организации, с которой заключен договор страхования, и организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь застрахованным лицам. В рамках осуществления обязательного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих на территории Республики Беларусь, этим категориям граждан предоставлено право использовать страховой полис иностранных страховых организаций без заключения дополнительного договора обязательного медицинского страхования с белорусским страховщиком.
Кроме того, страховые организации с иностранными инвестициями получили право заключать договоры добровольного страхования жизни с гражданами Республики Беларусь.
Наше экспертное заключение, направленное в правительство:
НЕ РЕАЛИЗОВАНО.
Мы убеждены, что развитие внебюджетного сектора здравоохранения, который может охватить до 20 % населения страны, с объемом 10 трлн. рублей год, можно создать только, в случае выравнивание статуса льгот для юридических лиц, оплачивающих лечение своих сотрудников, при оплате непосредственно медицинской организации или страховой компании (при приобретении полиса по возмещению медицинских расходов), независимо от их форм собственности. Необходимо дать право юридическим лицам осознано выбирать механизм финансирования получения качественной медицинской помощи.
Действующее законодательство, направленно на искусственное стимулирование развития добровольного медицинского страхования (через налоговые льготы), не приводит к декларируемым результатам (улучшению качества и доступности медицинской помощи), а только улучшает финансовое состояние страховых компаний.
Необходимо:
1. Разрешить относить часть расходов на оплату медицинских услуг нанимателем на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (3% от фонда заработной платы) (п. 62 Платформы).
2. Отменить необходимость дополнительного документального подтверждение оказанной медицинской помощи (в виде справки о состоянии здоровья, согласно Постановления Минздрава от 7.03.2012 г. № 14) (п. 25 Платформы).
Эксперт | Коява В. Т. |