Заседание Совета по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме 08.04.2016.
Тема: Создание эффективных источников финансирования цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения
15 лет назад, когда был образован Совет по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме, нами была разработана Программа по созданию цивилизованного сектора внебюджетного здравоохранения. В отличии от различных предложений, исходивших от республиканских бизнес-союзов, которые в основном решали текущие задачи возникающие перед бизнесом, Наши предложения представляли собой целостную и законченную Программу. Кроме того, они являются научно-обоснованными, так как основные Наши выводы подтверждены результатами НИР Минского НИИ социально-экономических проблем, которая была проведена по поручению мэра Павлова М.Я и по заказу комитета здравоохранения. При неоднократных попытках реализовать данную Программу целиком, мы наталкивались на большое сопротивление наших Министерств и ведомств. Поэтому было принято решение разделить Программу на конкретные мероприятия и включать их в различные проекты и планы, через Мингорисполком и бизнес-союзы. Это в конце концов дало свой результат. На сегодняшний день выполнено 2/3 мероприятий, заложенных в Программу. Оставшиеся 5-6 вопросов, мы планируем реализовать в течении 2 лет.
Результат, успешного взаимодействия нашего Совета с Мингорисполкомом, можно видеть на примере 2015 г., когда по письменным обращениям Мингорисполкома в соответствующие ведомства, было принято совместное постановление Минздрава и Минтруда, по разрешению выдачи больничных листков частным организациям здравоохранения, а также исключена предлагаемая Минфином норма из Проекта Закона «О внесении изменений в Налоговый Кодек РБ», что позволило сохранить льготу по налогу на недвижимость, для негосударственных организаций здравоохранения (включая ведомственные поликлиники).
Что даст реализация нашей Программы?
Ожидается, что внебюджетный сектор здравоохранения охватит 20 % населения нашей страны (при сегодняшних 5 %), с объемом финансирования более 15,0 трлн. руб. Увеличится собираемость налогов с внебюджетных медучреждений до 4,0 трлн. руб., а также освободятся бюджетные средства государственных учреждений здравоохранения в размере от 10,0 до 15,0 трлн. руб., которые, за счет перераспределения, значительно улучшат качество бюджетного здравоохранения.
Социальный эффект будет виден по мере открытия новых коммерческих медицинских учреждений (государственных и частных), когда пациенты из бюджетного здравоохранения будут переходить в платное, освобождая места для социально-незащищенных граждан.
Наша Программа имеет антикоррупционную направленность. Причем «серый» рынок медицинских услуг, который по различным оценкам достигает 30-40 %, будет в значительной мере разрушен не административными мерами, а чисто экономическими.
На 2016 г., наши предложения сводятся к тому, чтобы в рамках уже существующих объемов льготного налогообложения, произвести их рациональное перераспределение (выровняв условия налогообложения), путем предоставления осознанного права выбора самим потребителям медицинских услуг, физическим и юридическим лицам, выбирать путь финансирования медицинской помощи — приобретать полис страхования медицинских расходов или оплачивать напрямую, организации здравоохранения.
Сегодня, действующее законодательство, в области внебюджетного здравоохранения, направленно на искусственное стимулирование развития добровольного медицинского страхования (через налоговые льготы) и не приводит, в полной мере, к декларируемым результатам (улучшению качества и доступности медицинской помощи), а только улучшает финансовое состояние страховых компаний. Анализ страховых выплат свидетельствует (рис. 1), что 50 % средств собранных страховыми компаниями по договорам добровольного страхования медицинских расходов, остается в страховых компаниях (а в 2011 г. в страховых компаниях вообще осталось 61 % средств от страховых взносов, а непосредственно на медицинскую помощь было направлено всего 39 %.). Если учесть, что страховые компании получают страховые взносы в качестве предоплаты на год вперед и размещают их на депозитах в банках, то с учетом этого их доход будет еще больше. Т.е. для застрахованных стоимость оказанных медицинских услуг увеличивается в два раза, по сравнению с тем, если бы они заплатили за оказанный объем выполненных услуг непосредственно медицинской организации. Как такое может быть, когда высокооснащённые организации здравоохранения, имеющие высококвалифицированных специалистов, расходующие дорогостоящие медицинские лекарства и несущие бремя высокой ответственности за результаты лечения (вплоть до уголовной), получают за свою работу столько же, а то и меньше, чем страховые компании? Представленные результаты наглядно показывают, «несправедливое» распределение средств между участниками процесса, по оказанию медицинской помощи по программе ДМС.
Нами подготовлены конкретные изменения в Налоговый Кодекс, с обоснованием:
- Освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога с сумм, направленных на медицинскую помощь для себя и близких родственников (социальный вычет).
- Отнесение части расходов нанимателя, при оплате медицинской помощи для сотрудников, непосредственно организации оказывающей платные медицинские услуги, на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (5% от фонда заработной платы).
В связи с этим, просим, по итогам сегодняшнего заседания, дать поручение соответствующим службам Мингорисполкома обсудить наши предложения, надлежащим образом оформить и направить их в Совет Министров, для включения в проект Закона «О внесении изменений в Налоговый Кодекс».