Тезисы для рабочей группы по тарифам 27.03.18

1. Постановлением Совмина № 8 от 11 января 2016 г., значительный перечень товаров был исключен из перечня социально значимых товаров, цены на которые регулировались Минторгом.

При этом регулирование разрешили только при необходимости и на срок не более 90 дней в году.

За прошедший период, данным правом МАРТ не воспользовался.

В обосновании к постановлению записано, что «С учетом представленного широкого ассортимента продукции разного ценового сегмента на рынке и конкуренции среди производителей в настоящее время отсутствует необходимость в ценовом регулировании ряда продовольственных товаров (хлеб, мясо, яйцо куриное, молочные продукты, детское питание) на постоянной основе. …Регулирование будет осуществляться только при необходимости, для исключения значительного роста цен при осуществлении анализа ситуации на продовольственном рынке».

2. Анализ ситуации тарифов на медицинские услуги:

Предельные тарифы на медицинские услуги были разработаны еще в 2007-2008 годах и в последующем только частично проиндексированы. За данный период цены в стране выросли практически на все в 8-12 раз (см. Таблицу), кроме регулируемых медицинских услуг — стоматологические услуги (коричневая линия) — в 2,2 раза, а лабораторные и диагностические услуги (зеленая линия) — в 3,3 раза. Обращаем внимание на то, что тарифы на нерегулируемые стоматологические услуги (светло-зеленая линия) увеличились всего в 4,4 раза, что значительно ниже уровня инфляции (в связи существованием высокой конкуренции на рынке стоматологических услуг).

Кроме того, двойного регулирования тарифов, как в здравоохранении, нет не в одной отрасли народного хозяйства!

Рентабельность регулируемых услуг достигает минус 100 %, что не способствует развитию и инвестированию в данные услуги или толкает многие медцентры работать по «серому».

Здравоохранение — это одна из немногих отраслей экономики страны, где созданы все условия для полноценной конкуренции, так как существует в десятки раз превосходящий по объему оказываемых услуг сектор бесплатного государственного бюджетного здравоохранения, а платные медицинские услуги оказывают как частные, так и государственные организации и ведомственные поликлиники. Поэтому, в таких условиях ни один субъект хозяйствования не возьмет на себя смелость необоснованно поднять цену и остаться без пациентов.

Кроме того, развитие добровольного страхования медицинских расходов и включение с 2014 г. в страховые программы негосударственные организации здравоохранения, с разрешением относить на затраты для страхователей стоимость страхового полиса, приобретенного для сотрудников организаций, в значительной степени позволило сформировать внебюджетный сектор здравоохранения, с разделением медицинских организаций по соотношению цена/качество. То есть можно констатировать, что необоснованного разброса тарифов между основными негосударственными организациями здравоохранения не существует, т.к. страховые компании, приобретая у них медицинские услуги, внимательно отслеживают ценовую политику, обладая полной возможностью сравнивать тарифы, оплачивая медицинскую помощь своими собственными деньгами.

Обращаем внимание, что в отличии от социальных товаров, Все медицинские услуги (диагностические) можно получить бесплатно — по показаниям. Так что, по нашему мнению, их нельзя относить к социально значимым, влияющим на жизненный уровень населения.

3. Таким образом, для диагностических услуг мы вообще не видим никаких препятствий, чтобы тарифы отпустить и полностью исключить из Перечня, утвержденного Постановлением Совмина № 35.

В случае стоматологических услуг, есть некоторые особенности, так как существует бесплатное протезирование для некоторых категорий граждан, в соответствии Законами РБ.

С целью дальнейшего снижения административного регулирования в сфере ценообразования, снижения доли «серого рынка» в здравоохранении, улучшения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь, бизнес-союзы предлагают:

  1. Изменить регулирование тарифов на платные диагностические и стоматологические услуги, исключив их из Перечня, а Минздраву самому регулировать тарифы внутри ведомства;
  2. Регулирование тарифов будет осуществлять только при необходимости, для исключения значительного роста тарифов (более 30 % в месяц) при осуществлении анализа ситуации на рынке платных медицинских услуг, на срок не более 90 дней в году».
  3. Есть очень эффективный опыт регулирования тарифов — письма Минздрава!!!

Тезисы для рабочей группы при Минздраве по тарифам