Обоснование предложений по внесению дополнений и изменений в проект Указа Президента Республики Беларусь № 450 «О лицензировании»
В главе 7 Положения, «Приостановление, прекращение, возобновление действия, аннулирование лицензии»:
Пойдем от простого, к сложному:
По действующему Положению о лицензировании, лицензирующий орган может приостанавливать, по своему усмотрению, либо всю лицензию, либо её часть в случае выявления нарушений в части лицензии (по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории).
Предлагается:
- Установить норму, согласно которой, в случае выявления нарушения в части лицензии, меры ответственности применяются только в этой части, с сохранением действия лицензии в оставшейся части;
Такая поправка снижает коррупционную составляющую принятия решения лицензирующего органа в отношении лицензиата и улучшает инвестиционный климат, так как процедура становится более прозрачной.
- Исключить право лицензирующего органа на приостановление или прекращение действия лицензии, без предварительного принятия решения о предоставлении срока для устранения выявленных нарушений;
В «Положение о лицензировании» существует 3 вида нарушений -«нарушение законодательства и лицензионных требований», «нарушение особых лицензионных требований» и «грубое нарушение законодательства и лицензионных требований».
В случае совершения «нарушения» оформляется предписание и лицензиату предоставляется срок на устранение нарушения. Если нарушение не устранено в срок, то действие лицензии приостанавливается. Но правоприменительная практика показывает, что часто лицензирующий орган, не применяя предусмотренную пунктом 75 Положения меру воздействия «предписание», сразу приостанавливает действие лицензии, до устранения нарушения.
В случае совершения «нарушения особых требований» лицензирующий орган сразу приостанавливает действие лицензии.
В случае совершения «грубого нарушения» лицензирующий орган сразу прекращает действие лицензии.
Приведем примеры:
Указом 475 внесены изменения в Указ 450, в главу 32 «Медицинская деятельность», перечень «грубых нарушений» был дополнен новыми:
Отсутствие медицинской документации, наличие и ведение которой требуются для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность;
Отсутствие медицинской техники и изделий медицинского назначения, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих лицензируемую деятельность.
Такие неконкретные требования (отнесенные к грубым нарушениям), которые не регламентируются конкретными нормативно-правовыми актами, расширяют поле для проявления злоупотреблений со стороны контролирующих органов.
Еще пример:
Пункт 325. Особым лицензионным требованием (условием) является осуществление лицензируемой деятельности в местах, указанных в лицензии. А пункт 329 «осуществление лицензируемой деятельности в местах, не указанных в лицензии» — относится данное к «грубым нарушениям».
Но такая же неопределенность существует не только в разделе «Медицинская деятельность», но и в «Ветеринарная деятельность» (п. 115, абз. 2 п. 117), «Деятельности в сфере игорного бизнеса» (п. 161, абз. 2 п. 165) и по некоторым другим, когда нарушение особого требования/условия (за которое предусмотрено «приостановление лицензии») является одновременно и грубым нарушением, за которое предусмотрена другая мера ответственности — прекращение лицензии.
Как поведет себя в этих случая лицензирующий орган — вопрос открытый.
Кроме того, в медицинской деятельности, основное грубое нарушение — это «оказание услуг, повлекших у гражданина стойкое расстройство здоровья, что подтверждается решением лечебно-контрольного совета Министерства здравоохранения», очень часто связано с действиями только конкретного врача, как врачебная ошибка и предотвратить это, со стороны руководства организации, практически не возможно.
Таким образом, во всех этих случаях, когда сразу приостанавливается или прекращается действие лицензии, происходит остановка деятельности субъекта хозяйствования, что ставит его на грань банкротства, создается большая социальная напряженность в коллективе. При этом, появляется большая возможность к субъективному подходу в применении карательных функций к субъекту хозяйствования и, по своей сути, такой подход может являться коррупционным.
Мы предлагаем:
- Необходимо исключить «нарушение особых требований», чтобы уменьшить субъективизм в оценке лицензионной деятельности.
- Четко прописать, что лицензиату должно быть первично предоставлено право на устранение нарушений в пределах установленного срока, без приостановления действия лицензии.
В этом случае, последовательность действий предлагается следующая:
При «нарушении» — все остается как сейчас — предписание на устранение, если не устранили — приостановка лицензии, если не устранили или повторное нарушение в течение года — то прекращение.
При «грубом нарушении» — предписание на устранение — если не устранили или повторное нарушение в течение года — то прекращение.
Кроме того, необходимо:
3. Установить норму, согласно которой, прекращение действия и аннулирование лицензии, будет происходить только по решению суда, как и лишение имущественных прав, согласно Директивы № 4.
Чтобы ограничить роль субъективных решений в прекращении деятельности субъектов хозяйствования, что создаст более стабильные условия для ведения бизнеса и в значительной мере улучшит инвестиционный климат.
Особые лицензионные требования и условия
Абзац 8 пункта 2 Положения «Особые лицензионные требования и условия — лицензионные требования и условия, сведения о которых указываются в лицензии».
В. Коява