Президент белорусско-американского СП «Экомедсервис» Владимир Тарасович Коява мечтает о том, чтобы наплодить себе как можно больше конкурентов. Причем не только мечтает, но и в меру сил делает для этого максимум возможного. Его инициативы не всегда понятны не только коллегам по бизнесу, но и госчиновникам разных уровней. Зачем он стремится открыть для всех желающих поле, на котором может лично собирать хороший урожай?
Признаюсь, в начале нашей беседы таким же вопросом задавался и я. До того момента, пока Владимир Коява не произнес ключевую фразу, которая все расставила на свои места. «Я наладил бизнес, который приносит стабильный, хороший доход. Теперь вопрос денег меня не интересует. Это открывает возможность ставить перед собой другие задачи и цели. После удовлетворения личных запросов появляется желание сделать нечто большее, общественно значимое», — говорит он. И в ходе разговора выяснилось, что это «большее и значимое» для собеседника ни много ни мало — реформа системы здравоохранения.
Конечно, такая цель может показаться излишне амбициозной. Но Владимир Коява, ставя ее перед собой, конечно, не надеется на то, что государство вручит ему медицину и благословит: реформируй. Он предлагает свои варианты действий и надеется, что они не останутся невостребованными. Ведь на их экономическое обоснование потрачено немало сил и времени. Свои предложения Владимир Коява подкрепляет конкретными расчетами. Даром что ли кандидат физико-математических наук? И, стоит признать, в логике его выводам не откажешь.
Несомненно — инициативы Владимира Коявы вполне своевременны. Причислив здравоохранение к важнейшим приоритетам, государство ставит перед собой очень непростой вопрос: как поднять качественный уровень этой сферы при весьма ограниченных бюджетных ресурсах. То, что белорусская система здравоохранения нуждается в реформировании, вполне очевидно. Однако никакая реформа не может быть бесплатной. Но до тех пор, пока государство будет оставаться фактическим монополистом в сфере оказания медицинских услуг, расчет может идти лишь на государственную казну. Увы, при нынешних бюджетных проблемах большие надежды на нее возлагать не приходится. Следовательно, вывод может быть лишь один — развивать внебюджетное финансирование здравоохранения, в том числе и добровольное медицинское страхование.
Белорусский рынок платных медицинских услуг пока невелик. На его долю приходится порядка 2 — 3 процентов всех оказываемых в стране услуг здравоохранения. При этом достаточно сильно еще заблуждение, что обращаться в платные клиники могут себе позволить лишь люди с высокими доходами. Между тем Владимир Коява уверен, что немалая часть пациентов нашей так называемой бесплатной медицины давно привыкла за нее платить. Причем как минимум дважды.
Основной источник финансирования нашего здравоохранения — бюджет, наполняемый, как известно, всем миром. По большому счету, это некое подобие обязательного медицинского страхования. Платят все понемногу, а в полном объеме лечение оплачивается некоему проценту нуждающихся в нем людей. Разница лишь в том, что взнос каждого не персонифицирован и растворен в общей бюджетной массе. Однако это не мешает утверждать, что каждый работающий гражданин страны регулярно финансирует медицину. Однако нередко те, кто желает получить для себя более качественное обслуживание, отличное от равного для всех, платит еще раз. Нет смысла скрывать, что зачастую особое расположение лечащего доктора завоевывается при помощи подношений. Если не живыми деньгами, то презентами или ответными услугами.
Здесь, по Кояве, начинается «серый» рынок медицинских услуг. По самым скромным подсчетам, его можно оценить процентов в 20 всех услуг. Причем добровольно-вынужденные дары доброму доктору — это лишь малая часть теневого оборота, который проходит мимо государева ока и соответственно кармана. Практически в любом хорошо оснащенном государственном медучреждении негласно оказываются платные медицинские услуги. Люди согласны платить за обследование на современном диагностическом оборудовании, за качественные материалы стоматологу или протезисту, за госпитализацию и т. д. Плата при этом значительно ниже, чем в легальных коммерческих учреждениях. Ведь доктор — «серый» коммерсант — не платит ни за аренду, ни за энергию, ни за амортизацию оборудования, ни за материалы, ни налоги.
Таким образом, Владимир Коява в складывающейся ситуации видит как минимум три страдающие стороны. Государство, оплачивающее расходы «серого» рынка в своих медучреждениях и ничего не получающее взамен. Огромная часть пациентов, которые не в состоянии платить и месяцами ждут бесплатную качественную услугу из-за того, что она занята нелегальными платниками, и в силу этой же причины должны довольствоваться худшим уровнем обслуживания, обеспечения медикаментами и т.д. Легальный бизнес, вынужденный конкурировать с теневым при абсолютно разных условиях деятельности. Таким образом, вырисовываются по меньшей мере три основные задачи реформирования системы здравоохранения страны. Во-первых, облегчить бремя бюджетного финансирования системы. Во-вторых, удовлетворить спрос населения в медуслугах и медикаментах максимального качества по минимальным ценам. В-третьих, формировать условия для разрушения теневого рынка медицинских услуг.
Владимир Коява предлагает идти к поставленным задачам через стимулирование развития рынка медицинских услуг. В том числе и за счет развития системы хозрасчетных предприятий в государственной медицине, но при обязательном сохранении объема услуг бесплатных. Свои предложения он передал в правительство еще в январе этого года. И, стоит отметить, по меньшей мере одно из них уже внедрено. В сентябре прошлого года Совмин принял постановление, согласно которому с нового года деньги, потраченные людьми на платное стационарное лечение, будут компенсироваться за счет вычета из годового подоходного налога. Это, по мнению Владимира Коявы, пока лишь первый шаг. Он считает, что подобные вычеты должны распространяться на весь спектр медицинских услуг, и государство от этого будет только выигрывать. Как прямо, так и косвенно. Люди сами потянутся в платные клиники, где качество услуг выше, освобождая тем самым места в медучреждениях для тех, кто платить не может. Рост популярности платной медицины станет дополнительным стимулом для развития рынка медицинских услуг. А ведь каждое новое предприятие на нем — это и новый налогоплательщик, деньги от которого через бюджет должны идти на увеличение финансирования бесплатной медицины.
Замкнувшийся тем самым финансовый оборот обеспечит развитие как традиционной бюджетной системы здравоохранения, так и альтернативных вариантов. При этом обострившаяся конкуренция не может не спровоцировать качественного роста медицинских услуг.
У Владимира Коявы есть и еще ряд интересных предложений. Например, как заинтересовать предприятия инвестировать средства в здоровье своих сотрудников. Сегодня это абсолютно невыгодно. Деньги, потраченные заводом, фабрикой или фирмой на оздоровление сотрудников, приравниваются к их зарплате и соответственно облагаются всеми налогами. То есть предприятие, направив рубль на лечение сотрудника, должно примерно столько же перечислить и государству. Естественно, при таком раскладе директора предпочитают не тратить деньги на здоровье людей. Получается, что эта статья доходов госбюджета практически не работает. А парадокс, по мнению Владимира Коявы, в том, что ее упразднение приведет к дополнительным поступлениям в госказну. Рост финансирования предприятиями оздоровления и лечения своих сотрудников — это рост выручки и прибыли платных лечебных учреждений. То есть налогооблагаемой базы.
Кроме того, безналичный расчет за медицинские услуги и применение налогового вычета сделают рынок более прозрачным и значительно сократят возможности для работы полулегального бизнеса. Этому же поспособствует и развитие добровольного медицинского страхования.
Об инициативах Владимира Коявы можно говорить еще долго. Их у него очень много, но суть одна: реформирование системы здравоохранения через развитие рынка медуслуг должно идти эволюционно, но не в коем случае не директивно. Государство должно стимулировать этот процесс, а не насаждать. Конечно, можно дать команду перевести половину государственной медицины на платную основу. Только это вряд ли будет означать, что люди станут качественнее лечиться. Скорее меньше. Развитие государственной и частной коммерческой медицины должно идти при обязательном условии сохранения и социального, то есть бесплатного, здравоохранения, и только так, по мнению Владимира Коявы, каждый белорус сможет на себе прочувствовать положительные результаты реформ.
Инициативы Владимира Коявы воспринимаются как своеобразное отражение эволюции белорусского бизнеса. Похоже, он начинает перерастать ту отметку, до которой его движущей силой был исключительно частный, коммерческий интерес. Бизнес стал задумываться над серьезными государственными проблемами. В более глобальном смысле это означает то, что наиболее мобильные, неординарно мыслящие люди возвращаются к вопросам государственного строительства. Очевидно, что при достаточной корректности государства подобные новые идеи могут влиться свежей кровью в процесс реформ любой сферы. Сделать преобразования более гибкими и функциональными.
Автор публикации: Дмитрий КРЯТ
Дата публикации: 23.04.2002