ОО «Белорусский союз предпринимателей» | Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского |
Исх. 01-03/164 от 19.10.2015 г. | Исх. 01- от 19.10.2015 г. |
ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» | Республиканская конфедерация предпринимательства |
Исх.№ от 19.10.2015 г. | Исх.№ от 19.10.2015 г. |
Министерство здравоохранения
Республики Беларусь
Министерство торговли
Республики Беларусь
О снижении уровня госрегулирования
на платные медицинские услуги
В январе текущего года ОО «Белорусский союз предпринимателей» и Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского обращались в Совет Министров Республики Беларусь о снижении уровня государственного регулирования на платные медицинские услуги. Во исполнение Протокола поручений Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2015 г. №38/535-8 Министерство здравоохранения совместно с Министерство экономики и Министерством торговли рассмотрело ситуацию и сообщило, что вопрос сокращения перечня регулируемых платных услуг целесообразно рассмотреть во втором полугодии 2015 года по мере стабилизации ценовой ситуации через внесение предложений на рассмотрение Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.
Вместе с тем, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, письмом №30-3-11/841/588 от 15.06.2015 г., в целях стабилизации цен на платные медицинские услуги, предписало субъектам хозяйствования всех форм собственности обеспечить соблюдение моратория на повышение цен (тарифов) на платные медицинские услуги до получения дополнительного распоряжения. Хотя данное письмо не является нормативным актом и его содержание выводит ведение хозяйственной деятельности коммерческих организаций за рамки правового поля, все субъекты хозяйствования негосударственной формы собственности добросовестно прислушались к такому предписанию и практически не повышали цены (тарифы) на платные медицинские услуги. При этом такие жесткие ограничения действовали практически на протяжении всего 2015 г., а очередная индексация предельных тарифов на регулируемые платные медицинские услуги, которая была запланирована на конец 2014 г., так и не была проведена.
В итоге, индекс потребительских цен за январь-август 2015 года к декабрю 2014 г. по медицинским услугам составил 106.1%, т.е. ежемесячный рост составил примерно 0,76% при прогнозе на 2015 г. не более 1% в месяц. Данный факт говорит о стабилизации ситуации на рынке медицинских услуг. Однако, к настоящему времени у многих субъектов хозяйствования сложились очень сложные финансовые проблемы, связанные с «вымыванием» оборотных средств, невозможностью своевременно гасить кредиты, взятые на развитие материально-технической базы, особенно — в валюте. По данным статистики, каждое десятое предприятие в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, является убыточным, и каждое третье – с рентабельностью от 0 до 5%.
Таким образом, сложившаяся ситуация требует оперативных решений по финансовому оздоровлению организаций в сфере здравоохранения, а именно:
- возвратить вопрос с формированием цен (тарифов) в правовое поле, для чего необходимо Министерству здравоохранения срочно отменить действие письма № 30-3-11/841/588 от 15.06.2015 г.
- учитывая наличие обязательств в Евразийском экономическом союзе, которые предполагают до 1 июля 2017 года уйти от прямого административного регулирования цен (тарифов) по всем социально-значимым товарам и услугам, кроме субъектов естественных монополий, а также стабильность на ценовом рынке и ранее данные обещания министерств, считаем необходимым возвратиться к рассмотрению вопроса о поэтапной отмене регулирования тарифов на платные медицинские услуги.
1 шаг: Отказаться от максимальных предельных тарифов, сохранив при этом предельный уровень рентабельности не более 30%.
2 шаг: Учитывая опыт стран-соседей и партнеров по ЕЭП, отказаться от регулирования цен на оказание медицинских услуг, установив правила (порядки) оказания услуг по аналогии с Российской Федерацией. (СПРАВОЧНО: Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 года №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»: …п.8 Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно).
Указанные предложения поэтапной реформы ценообразования предлагается вынести на рассмотрение Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь с участием заинтересованных сторон.
Вместе с тем, считаем целесообразным оставить государственное регулирование тарифов на такие медицинские услуги, как профилактические и обязательные медицинские осмотры граждан и медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением, так как они затрагивают всех граждан, независимо от материального достатка и их необходимо относить к социально-значимым платным медицинским услугам.
Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей» | Сопредседатель Правления, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского |
_____________А.Ф. Калинин | _____________Ж.К. Тарасевич |
Председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» | Председатель Республиканской конфедерация предпринимательства |
_____________В.Н.Карягин | _____________В.Е.Маргелов |