Информация
О ходе выполнения мероприятий по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» по состоянию на 1 апреля 2016 г.
Пункт и наименование мероприятия, ответственные исполнители и срок исполнения | Форма реализации мероприятия, ход выполнения | Информация о выполнении | Оценка бизнес-сообществ |
---|---|---|---|
Раздел 1 Директивы: Обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности. В этих целях: | |||
1.1. необходимо:
| |||
1. Отмена на законодательном уровне государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги), за исключением продукции организаций-монополистов и социально значимых товаров (услуг), определяющих жизненный уровень населения Минэкономики (I квартал 2011 г.) | Принят Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» | Указом № 72 определен Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) и органами государственного управления. С 2011 года упрощены процедуры в области ценообразования для субъектов предпринимательской деятельности, в частности, отменены следующие нормы: право Правительства устанавливать предельные индексы изменения цен; обязательная регистрация цен (тарифов) субъектами предпринимательской деятельности; требование об обязательном составлении экономических расчетов под уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых цен. | |
2. Признание утратившей силу Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Минэкономики от 10 сентября 2008 г. № 183, в том числе в части обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов), иных нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги), на которые отсутствует законодательно установленное ценовое регулирование Минэкономики, иные республиканские органы государственного управления (I квартал 2011 г.) | Принято постановление Минэкономики от 31 марта 2011 г. № 46 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь». Принято постановление Министерства экономики от 22 июля 2011 г. № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов)» | Постановлением № 46 признано утратившим силу постановление Минэкономики от 10 сентября 2008 г. № 183, которым была утверждена Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов. В частности, утратила силу норма об обязательности составления экономических расчетов, обосновывающих уровень применяемых цен и тарифов, и организации вправе не составлять их в отношении нерегулируемых цен. Кроме того, отменены содержавшиеся в названной Инструкции ограничения надбавок к оптовой и розничной торговле. Также признаны утратившими силу еще 13 постановлений, определяющих особенности формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на которые отсутствует законодательно установленное ценовое регулирование: В настоящее время действует постановление № 111», которое распространяется на регулируемые цены (тарифы). | |
3. Сокращение перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики, облисполкомами и Минским горисполкомом Минэкономики (I квартал 2011 г.) | Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». | Постановлением № 35 утверждены: перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом; По состоянию на 1 апреля 2016 года сохранено регулирование цен по 12 позициям социально значимых товаров. перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством торговли); перечень услуг электросвязи и почтовой связи общего пользования, тарифы на которые регулируются Министерством экономики; перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством торговли не более 90 дней в течение одного года. | |
4. Уточнение полномочий государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль в сфере ценообразования, путем внесения изменений в Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. «О ценообразовании» Минэкономики (II квартал 2011 г.) июнь 2012 г. | Принят Закон Республики Беларусь от 11 июля 2014 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» | Законом установлено, что контроль за соблюдением проверяемыми субъектами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг), законодательства Республики Беларусь о ценообразовании осуществляется органами Комитета государственного контроля, структурным подразделением с правами юридического лица республиканского органа государственного управления по вопросам экономики, на который в соответствии с законодательством возложены функции регулирования цен (тарифов), областными и Минским городским исполнительными комитетами в соответствии с законодательством. | |
5. Сокращение перечня платных медицинских услуг, оказываемых организациями независимо от формы собственности, тарифы на которые регулируются государством Минздрав, Минэкономики (II квартал 2011 г.) | Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 апреля 2011 г. № 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений».(утратило силу с 24.01.2014 в связи с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от17 января 2014 г. № 35). Принято постановление Минздрава от 20 мая 2011 г. № 42 «Об утверждении Инструкции о порядке регулирования, формирования и применения тарифов на платные медицинские услуги и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (по согласованию с Минэкономики). (утратило силу с 14.03.2015 в связи с принятием постановления Минздрава от 30 января 2015 г. № 11) Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Принято постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 14 «О некоторых вопросах регулирования тарифов на платные медицинские услуги» | Постановлением № 495 утвержден сокращенный перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения. Инструкция устанавливает единый порядок регулирования тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые регулируются государством. С принятием постановления № 35 перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Минздравом, сокращен до 3 позиций. Теперь не подлежат регулированию тарифы на услуги по медицинскому освидетельствованию и экспертизе для граждан, за исключением освидетельствования состояния здоровья граждан для получения медицинской справки в целях подтверждения годности к управлению автомобиля с ручным управлением. Постановлением № 14 утверждена Инструкция о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги. | Очень медленно, с нарушением сроков реализовывалось мероприятие и не выполнено в полном объеме, по сокращению перечня платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством. При такой мощной и хорошо налаженной государственной системе бюджетного здравоохранения, платные медицинские услуги, которые охватывают не более 5 % от всех медицинских услуг, нельзя относить к социально значимым, которые определяют жизненный уровень населения. Они являются дополнительными услугами к установленным социальным стандартам. Необходимо срочно сократить перечень, исключив стоматологические и диагностические услуги, оставив только 1 позицию (п. 5 перечня — медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением). Как промежуточный вариант, можно сохранить также регулирование стоматологических услуг (ортопедические, ортодонтические и зуботехнические), только для государственных организаций и учреждений здравоохранения категориям граждан, имеющим право на социальные льготы, права и гарантии в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. |
Раздел 2 Директивы: Принимать самые серьезные меры по защите и развитию частной собственности. Создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности, в том числе: | |||
31. Принятие мер по увеличению внебюджетного финансирования здравоохранения с обеспечением возможности не приравнивать к доходам граждан суммы, направленные юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников или приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов МНС, Минздрав, Минфин, Минэкономики (II квартал 2011 г.) | Принят Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» | В целях освобождения от подоходного налога с физических лиц сумм, направляемых юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников подпунктом 1.21 пункта 1 статьи 163 Налогового Кодекса предусмотрено освобождение от подоходного налога плательщиков, нуждающихся в получении медицинской помощи, в том числе проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения. В целях освобождения от подоходного налога с физических лиц сумм, направляемых на оплату юридическими лицами из прибыли, приобретенных физическими лицами страховых полисов по возмещению медицинских расходов, подпунктом 1.19 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса определены суммы дохода необлагаемые подоходным налогом | Очень медленно, с нарушением сроков, реализовывалось данное мероприятие и не выполнено в полном объеме. В исполнители не было включено Министерство труда и социальной защиты. Данное мероприятие затрагивает не только налоговое законодательство (освобождает от подоходного налога физических лиц), но и, что очень важно, сферу отчислений и сборов в Фонд социальной защиты населения. Было приято Постановление Министерства здравоохранения от 7.03.2012 г. № 14. В связи с тем, что оно было практически не реализуемым, в него были внесены изменения Постановлением Министерства здравоохранения от 27.12.2012 г. № 208. Но только после утверждения Постановлением СМ РБ от 14.12.2013 г. № 1083 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы в ФСЗН и разъяснений Министерства труда и соцзащиты (исх. 2 19/2420п от 16.08.2014 г.), стало возможным пользоваться данной нормой в полном объеме. Следует отметить, что утвержденный порядок подтверждения нуждаемости в медицинской помощи, вроде бы является абсурдной необходимостью, так все население страны, без исключения, попадают в категорию нуждающихся в получении медицинской помощи, согласно термина «медицинская» помощь» (Закон РБ «О здравоохранении») и для этого никакого дополнительного подтверждения не надо. В настоящее время, с данной формой справки можно работать (ее принимают МНС и Минтруда), хотя при ее заполнении возникают сложности и неопределенности, для устранения которых, Министерству здравоохранения необходимо внести в Инструкцию утвержденную Постановлением Министерства здравоохранения от 09.07.2010 г. № 92 норму, по порядку заполнения данной «Медицинской справки о состоянии здоровья», при ее выдачи в качестве подтверждения нуждаемости в получении медицинской помощи. Такая коллизия произошла из-за того, что в старой редакции Налогового Кодекса существовала норма о льготе для «нуждающихся в оказании дорогостоящей медицинской помощи». Так как понятие «дорогостоящий» являлось величиной неопределенной и неконкретной, и при этом, ограничивало круг физических лиц в получении медицинской помощи, то чтобы снять это ограничение, заменили на «нуждающихся в получении медицинской помощи», что автоматически распространило норму подпункта 1.21 пункта 1 статьи 163 Налогового Кодекса на все население страны. И если по старой формулировке выдавалось подтверждение «нуждаемости в оказании дорогостоящей медицинской помощи», то сейчас необходимо разработать и утвердить форму подтверждения факта оказания медицинской помощи (акт оказания услуги), что будет являться окончательным выполнением данного мероприятия. |
3.1. кардинально сократить количество административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в том числе посредством обеспечения реализации принципа «одно окно» | |||
58. Анализ регулирования предпринимательской деятельности с учетом применения Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и подготовка предложений о дальнейшем совершенствовании лицензирования, в том числе в части сокращения перечня лицензируемых видов деятельности, а также приостановления и прекращения действия лицензии в судебном порядке Минэкономики (декабрь 2011 г.) через три месяца после подписания Главой государства проекта Указа. | Издан Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2012 г. № 284 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» Издан Указ Президента Республики Беларусь от 7 октября 2013 г. № 456 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». Издан Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. № 523 «Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь». Издан Указ Президента Республики Беларусь N 475 от 26 ноября 2015 г. «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» | Указ № 284 (подпункт 1.20 пункта 1) предусматривает внесение некоторых корректировок в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом № 450. Так, в частности, закреплено требование об отмене «автоматического» (без принятия решения лицензирующего органа) прекращения действия лицензии в случае нарушения лицензиатом срока обращения за внесением в нее изменений и (или) дополнений требования; исключить необходимость получения лицензии по двум составляющим работам (услугам) деятельности в области промышленной безопасности; снизить минимальный специальный стаж работы руководителя юридического лица — соискателя лицензии на деятельность в сфере игорного бизнеса с 7 до 3 лет; сократить количество предъявляемых к лицензиату требований и (или) условий, в том числе особых, а также грубых нарушений законодательства о лицензировании применительно к отдельным видам деятельности и другое. Указом № 456 с 15 октября 2013 г. отменено лицензирование издательской деятельности (включал 10 составляющих), а лицензирование полиграфической деятельности сохранено только в отношении выпуска печатных средств массовой информации. В то же время, с 1 января 2014 г. введено лицензирование «деятельности в области вещания (распространение юридическим лицом или иностранной организацией теле- или радиопрограммы)». Указом № 523 с 1 января 2014 г. отменено лицензирование частной нотариальной деятельности. Принятый 26 ноября 2015 г. Указ Президента Республики Беларусь N 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» (далее — Указ) направлен на дальнейшее совершенствование законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе посредством сокращения количества лицензируемых видов деятельности либо составляющих лицензируемые виды деятельности работ и (или) услуг, оптимизации и упрощения лицензионных процедур. Указ предусматривает корректировку норм Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение), излагая их в новой редакции, вступающей в силу 01.03.2016. Данным Указом внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» | Мероприятие не выполнено. Лицензионное законодательство в сфере медицинской деятельности значительно ухудшилось. Необходимо: Конкретизация порядка приостановления и прекращения действия лицензии (в случае нарушения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений): — исключить из лицензионного законодательства право на приостановление или прекращение действия лицензии, без предварительного принятия решения о предоставлении срока для устранения выявленных нарушений; — если нарушение выявлено в части лицензии, то меры ответственности применяются только в этой части, с сохранением действия лицензии в оставшейся части; — установить, что прекращение действия и аннулирование лицензии, будет происходить только по решению суда. Указ Президента Республики Беларусь N 475 от 26 ноября 2015 г. «О внесении изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь» принят с прямым нарушением Директивы № 4 — не обсуждалась и не согласовывалась последняя редакция, в которой были самые принципиальные изменения, ни с бизнес-союзами, ни с Мингорисполкомом. Внесенные Указом 475 изменения и дополнения в Главу 32 «Медицинская деятельность» Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, не соответствуют положениям Конституции Республики Беларусь, а именно, нарушают равные условия для развития всех форм собственности (ст.13) и дискриминируют (ограничивают) права человека в отношении реализации права на труд (ст.41). Это касается, прежде всего, отмены обязательств по получению лицензий для осуществления медицинской деятельности государственными организациями здравоохранения (при этом, более половины платных услуг населению оказывают государственные организации здравоохранения) и введением для организаций частной формы собственности требований для всех медицинских работников, имеющих высшее и/или среднее специальное медицинское образование, наличия первой или высшей квалификационной категории и стажа работы не менее 5 лет. До ввода в действие Указа 475, у соискателей лицензии независимо от формы собственности требовалось наличие не менее чем у одного работника на каждую заявленную работу и (или) услугу высшего и (или) среднего специального медицинского образования, первой или высшей квалификационной категории (для медицинских работников, имеющих среднее специальное медицинское образование — квалификационной категории). Ограничение на стаж работы не накладывалось. Возникает коллизия для граждан, получивших медицинское образование за счет собственных средств (в том числе за рубежом, например, в России, с которой имеется Договор о взаимном признании документов об образовании), и которые лишаются права трудоустройства в частную медицинскую организацию. Тем самым не только нарушается право специалиста на выбор места работы, но и девальвируется значимость получения платного медицинского образования. Для молодых специалистов удлиняется обязательная отработка после институту или колледжа с 3, как минимум, до 5 лет (пока не получат 1 категорию). И смогут ли они уволиться из государственной организации здравоохранения, если им не будут разрешать получать квалификационную категорию (будут затягивать, чтобы удержать специалиста)? Расширен перечень грубых нарушений, которые носят не конкретный характер, что может привести к необъективности и злоупотреблениям, со стороны лицензирующего органа. Бизнес-союзы настаивают: 1. на обязательном введении лицензирования для государственных учреждений и организаций здравоохранения, при оказании платных медицинских услуг для населения; 2. на введении норматива по наличию медицинских работников с первой и высшей категориями, в организациях оказывающих платные медицинские услуги, на уровне не ниже 80 %; 3. на исключении неконкретных (избыточных) требований (особенно отнесенных к грубым нарушениям), которые не регламентируются конкретными нормативно-правовыми актами; 4. на создании рабочей группы, с участием бизнес-союзов, для подготовки изменений в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». |