Директива № 4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»
О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь
Не случайно одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь в предстоящем пятилетии является развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства. Это означает формирование полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов предпринимательской деятельности (государственных и частных, отечественных и иностранных) и в конечном итоге — созданием безбарьерной деловой среды.
Главный принцип в этой сфере: конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо.
В целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития:
1. Обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности . В этих целях:
1.1. необходимо:
Осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг);
Исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности;
Отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
Сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения;
1.3. Проводить открытую конкурентную и антимонопольную политику, направленную на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков;
3. Ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами. Для этого:
3.1. Кардинально сократить количество административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в том числе посредством обеспечения реализации принципа ”одно окно“;
5.2. Установить, что:
5.2.2. Плановые проверки в отношении добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства субъектов предпринимательской деятельности должны проводиться не чаще одного раза в пять лет;
7.2. Придать рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь;
9. Обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, повысить качество подготовки нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. В этих целях:
9.1. Установить, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан;
9.3. Исключить придание нормативным правовым актам, регулирующим предпринимательскую (хозяйственную, экономическую) деятельность, обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской и иной деятельности или другим образом улучшающих условия такой деятельности;
9.4. Ввести в практику работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, в том числе посредством создания при этих государственных органах (организациях) общественно-консультативных и (или) экспертных советов с участием представителей субъектов предпринимательской деятельности, их объединений (союзов, ассоциаций), а также размещения указанных проектов на официальных сайтах государственных органов, других организаций в глобальной компьютерной сети Интернет и (или) средствах массовой информации.
Учитывая важность роли предпринимательства в социально-экономическом развитии страны, призываю:
Все органы государственного управления, контролирующие органы, местные Советы депутатов всех уровней, общественные объединения и граждан оказывать активное содействие в реализации положений настоящей Директивы.
Только совместные усилия, проявление инициативы и ответственное отношение к своему делу позволят обеспечить устойчивый экономический рост Беларуси и повысить благосостояние граждан.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
и Национального банка
Республики Беларусь
28.02.2011 № 251/6
Мероприятия по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь»
Пункт (подпункт) Директивы, наименование мероприятия | Ответственные исполнители | Срок исполнения | Форма реализации |
---|---|---|---|
Подпункт 1.1 пункта 1 | |||
1. Отмена на законодательном уровне государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги), за исключением продукции организаций-монополистов и социально значимых товаров (услуг), определяющих жизненный уровень населения | Минэкономики | I квартал 2011 г. | проекты указа Президента Республики Беларусь и постановления Совета Министров Республики Беларусь |
31. Принятие мер по увеличению внебюджетного финансирования здравоохранения с обеспечением возможности не приравнивать к доходам граждан суммы, направленные юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников и их близких родственников или приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов | МНС, Минздрав, Минфин, Минэкономики | II квартал 2011 г. | проект закона Республики Беларусь |
58. Анализ регулирования предпринимательской деятельности с учетом применения Указа Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 212, 1/11914) и подготовка предложений о дальнейшем совершенствовании лицензирования, в том числе в части сокращения перечня лицензируемых видов деятельности, а также приостановления и прекращения действия лицензии в судебном порядке | Минэкономики | декабрь 2011 г. | предложения в Совет Министров Республики Беларусь |