Дополнения в Проект Декрета «О лицензировании» 30.08.18

1. Дополнить пункт 2 абзацем 9 следующего содержания:

«Создания равных условий хозяйствования для организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и общественных организаций, путем лицензирования видов деятельности осуществляемых на возмездной основе.».

2. Дополнить пункт 3 подпунктами 3.3-3.5 следующего содержания:

«3.3. для соискателя лицензии на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности или лицензиата, осуществляющего такую деятельность, устанавливается требование о необходимом стаже работы для работников со средним специальным медицинским образованием по специальности, соответствующей заявленным работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, не менее 2 лет;

3.4. для осуществления медицинской деятельности лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к руководителю организации здравоохранения, может соответствовать или руководитель организации здравоохранения, или его заместитель;

3.5 осуществление государственными учреждениями, организациями на возмездной основе видов деятельности, которые подлежат лицензированию при их осуществлении негосударственными организациями или индивидуальными предпринимателями, возможно только после получения ими соответствующей лицензии.».

3. Дополнить пункт 6 частью 3 следующего содержания:

«Решения о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии принимаются только в отношении той части лицензии, в которой выявлены соответствующие нарушения (по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории, если законодательством о лицензировании предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь). При этом действие в оставшейся части лицензии сохраняется».

4. Дополнить абзац 3 части 1 пункта 8 после слов «вида деятельности» словами:

«При условии его чёткого, конкретного и ясного прописания, не позволяющего его двояко толковать и не требующего дополнительного разъяснения,».

5. Дополнить часть 1 пункта 8 абзацем 4 следующего содержания:

«не является нарушением лицензионных требований и условий осуществление лицензируемой деятельности в местах, не указанных в лицензии, если данное право предусмотрено актами законодательства.».

6. Дополнить пункт 8 частью 2 следующего содержания:

«Предоставить лицензиату, осуществляющему медицинскую деятельность, право передачи выполнения работ и (или) услуг, составляющих вид медицинской деятельности, которые отсутствуют у данного лицензиата, иному лицензиату осуществляющему медицинскую деятельность и имеющему право на выполнение данных работ и (или) услуг, составляющих вид медицинской деятельности.».

Член ОКС Мингорисполкома
Зам. Председателя ОО «БСП»
Коява В. Т.

Проект

Декрет Президента Республики Беларусь

г. Минск

О лицензировании

В целях создания надлежащих правовых условий для осуществления отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также оптимизации процедур лицензирования, упрощения требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь:

1. Определить, что лицензирование отдельных видов предпринимательской и иной экономической деятельности (далее — деятельность) осуществляется исключительно в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, окружающей среды, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан при условии, что данные цели не могут быть достигнуты иным образом кроме лицензирования.

2. Лицензирование осуществляется на принципах:

  • Определения перечня лицензируемых видов деятельности, работ и услуг, их составляющих, исключительно исходя из необходимости достижения заявленных целей;
  • Определения исчерпывающего перечня лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности;
  • Самостоятельности лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования, в том числе в процессе осуществления контроля за деятельностью лицензиатов (за исключением принятия решений о прекращении действия специального разрешения (лицензии) (далее -лицензия) или ее аннулировании);
  • Недопустимости приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки;
  • Недопустимости взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и порядке, установленных законодательством;
  • Максимального использования информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов и соискателей лицензий и лицензиатов;
  • Открытости и доступности информации о порядке лицензирования, в том числе о требованиях и условиях, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, а также о субъектах, отвечающих таким требованиям и условиям и получивших лицензии;
  • Создания равных условий хозяйствования для организаций всех форм собственности, индивидуальных предпринимателей и общественных организаций, путем лицензирования видов деятельности осуществляемых на возмездной основе.

З. С 1 января 2019 г.:

3.1. Не подлежат лицензированию следующие виды деятельности, работы и услуги, их составляющие:

  • Диагностика, профилактика заболеваний и лечение сельскохозяйственных животных, животных-компаньонов, животных, используемых в культурных мероприятиях, зоопарках, цирках, зверинцах, служебных и лабораторных животных;
  • Услуги подвижной электросвязи (за исключением сотовой подвижной электросвязи), услуги 1Р-телевидения;
  • Трансляция телевизионных программ и эфирная трансляция звуковых программ;
  • Создание и функционирование подразделений, осуществляющих тушение пожаров;
  • Экспертная деятельность по разработке паспортов пожарной безопасности, выполнению расчетов по обеспечению (оценке) пожарной безопасности;
  • Хранение и прием в залог драгоценных металлов и камней; деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;
  • Медицинская деятельность, осуществляемая учреждениями образования и социального обслуживания, при условии ее осуществления в соответствии с требованиями законодательства;
  • Услуги массажа (за исключением медицинского массажа) и иные СПА-услуги при условии их осуществления в соответствии с требованиями законодательства;
  • Охрана юридическим лицом своих работников и принадлежащих ему объектов (имущества);
  • Оптовая и розничная торговля мазутом и нефтебитумом;
  • Хранение (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта, табачных изделий, изъятых, арестованных или обращенных в доход государства;

3.2. Для соискателя лицензии на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности или лицензиата, осуществляющего такую деятельность, не является обязательным требование о наличии в штате юридического лица, иностранной организации или привлечении индивидуальным предпринимателем к осуществлению медицинской (фармацевтической) деятельности медицинских (фармацевтических) работников только первой или высшей квалификационной категории;

3.3. Для соискателя лицензии на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности или лицензиата, осуществляющего такую деятельность, устанавливается требование о необходимом стаже работы для работников со средним специальным медицинским образованием по специальности, соответствующей заявленным работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, не менее 2 лет;

3.4. Для осуществления медицинской деятельности лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к руководителю организации здравоохранения, может соответствовать или руководитель организации здравоохранения, или его заместитель;

3.5 Осуществление государственными учреждениями, организациями на возмездной основе видов деятельности, которые подлежат лицензированию при их осуществлении негосударственными организациями или индивидуальными предпринимателями, возможно только после получения ими соответствующей лицензии.

4. С 1 января 2019 г. подтверждение наличия лицензии осуществляется путем обращения к Единому реестру лицензий (далее — Реестр) посредством глобальной компьютерной сети Интернет через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы1.

1Единый реестр лицензий интегрируется с общегосударственной автоматизированной информационной системой.

Оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы обеспечивается круглосуточный свободный доступ к данным Реестра в глобальной компьютерной сети Интернет на безвозмездной основе.

Министерство экономики:

Является владельцем Реестра, обеспечивает его формирование и функционирование совместно с лицензирующими органами. Порядок формирования и функционирования Реестра устанавливается Советом Министров Республики Беларусь; координирует работу лицензирующих органов по внесению сведений в Реестр.

Генеральной проектной организацией и генеральной подрядной организацией по созданию и разработке Реестра является научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем». Создание, эксплуатация и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизация программного обеспечения, Реестра осуществляются за счет средств республиканского бюджета и других источников в соответствии с законодательством.

5. Исключительно судом принимаются решения:

О прекращении действия лицензии в случаях:

а) Принятия лицензирующим органом незаконного решения о выдаче лицензии, в том числе в нарушение установленного порядка, внесении в нее изменений;

б) Обращения лицензирующего органа в суд с заявлением о прекращении действия лицензии;

Об аннулировании лицензии.

Положения абзаца четвертого части первой настоящего пункта и абзаца третьего части первой пункта 6 настоящего Декрета не применяются при прекращении действия лицензии на право осуществления адвокатской деятельности по решению Министерства юстиции и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по решению Министерства здравоохранения в случаях, определенных законодательными актами.

6. При выявлении лицензирующим органом, в том числе на основании сведений, представленных иным контролирующим (надзорным) органом, фактов:

а) нарушения, в том числе грубого, лицензиатом законодательства о лицензировании, не устраненного на момент его выявления или в ходе проведения проверки, лицензирующий орган выносит лицензиату требование (предписание) об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок для его устранения, который не может превышать 6 месяцев. При выявлении грубого нарушения лицензирующий орган одновременно с вынесением такого требования (предписания) вправе приостановить действие лицензии до устранения выявленного грубого нарушения, но не более чем на 6 месяцев;

б) повторного нарушения, в том числе грубого, лицензиатом законодательства о лицензировании, не устраненного на момент его выявления или в ходе проведения проверки, лицензирующий орган вправе принять одно из решений, предусмотренных абзацем вторым настоящей части, либо обратиться в суд с заявлением о прекращении действия лицензии.

В случае, если лицензиат:

В установленные в требовании (предписании) сроки не устранил выявленное нарушение либо не уведомил об устранении этого нарушения лицензирующий орган, данный орган принимает решение о приостановлении действия лицензии на срок до 6 месяцев, а если действие лицензии было приостановлено — обращается в суд с заявлением о прекращении ее действия;

В период приостановления действия лицензии продолжает осуществлять лицензируемый вид деятельности, работы и услуги, его составляющие, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением о прекращении ее действия.2

2За исключением случаев принятия лицензиатом, осуществляющим страховую деятельность, очередных частей страховых взносов по ранее заключенным им действующим договорам страхования или выполнения обязательств по осуществлению страховых выплат по ранее заключенным договорам страхования.

Решения о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии принимаются только в отношении той части лицензии, в которой выявлены соответствующие нарушения (по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории, если законодательством о лицензировании предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь). При этом действие в оставшейся части лицензии сохраняется.

7. Лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата о принятом в соответствии с пунктом 6 настоящего Декрета решении, в том числе об обращении в суд за прекращением действия лицензии, в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения с указанием причин его принятия.

Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в решении лицензирующего органа, до момента принятия лицензирующим органом решения о возобновлении ее действия или вступления в законную силу решения суда по результатам рассмотрения заявления о прекращении действия лицензии.

8. Для целей настоящего Декрета и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы лицензирования:

Повторным признается нарушение, совершенное лицензиатом в течение 12 месяцев подряд после представления им в лицензирующий орган уведомления об устранении аналогичных нарушений;

Грубым признается нарушение, предусмотренное законодательными актами для конкретного вида деятельности, при условии его чёткого, конкретного и ясного прописания, не позволяющего его двояко толковать и не требующего дополнительного разъяснения,  и повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан либо создавшее угрозу причинения такого вреда, а равно нарушение особых лицензионных требований и условий;

Не является нарушением лицензионных требований и условий осуществление лицензируемой деятельности в местах, не указанных в лицензии, если данное право предусмотрено актами законодательства.

Предоставить лицензиату, осуществляющему медицинскую деятельность, право передачи выполнения работ и (или) услуг, составляющих вид медицинской деятельности, которые отсутствуют у данного лицензиата, иному лицензиату осуществляющему медицинскую деятельность и имеющему право на выполнение данных работ и (или) услуг, составляющих вид медицинской деятельности.

9. Требования настоящего Декрета не распространяются на лицензирование видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами,
услугами), и лицензирование банковской деятельности.

Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы лицензирования, действуют в части, не противоречащей настоящему Декрету.

10. Совету Министров Республики Беларусь:

10.1. до 1 июня 2019 г. обеспечить разработку с привлечением представителей бизнеса и ученых Национальной академии наук Беларуси, проведение публичного обсуждения и внесение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекта Закона Республики Беларусь «О лицензировании», учитывающего передовой иностранный опыт в рассматриваемой сфере и предусматривающего, в частности:

Исключение чрезмерных и экономически необоснованных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам;

Оптимизацию (сокращение) перечней грубых нарушений, влекущих приостановление действия лицензии;

Максимальное использование информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов с соискателями лицензий и лицензиатами;

10.2. обеспечивать проведение широкой информационно-разъяснительной работы по вопросам применения настоящего Декрета.

11. Настоящий Декрет вступает в силу в следующем порядке:

  • Пункты 1 — 9 — с 1 января 2019 г.;
  • Пункт 10 и настоящий пункт — после официального опубликования этого Декрета.

12. Настоящий Декрет является временным и согласно части третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь А. Лукашенко