О внесении изменений в Проект Закона «О лицензировании»


О внесении изменений в Проект Закона «О лицензировании»


О внесении изменений в Проект Закона «О лицензировании»


О внесении изменений в Проект Закона «О лицензировании»


Приложение 1.

Изменения в проект Закона Республики Беларусь «О лицензировании»

1. В статье 38:

Абзац второй пункта 2 дополнить словами «, если иное не установлено абзацами третьим-пятым настоящего пункта».

Дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. При принятии лицензирующим органом решения, предусмотренного абзацами третьим-пятым пункта 2 настоящей статьи, действие лицензии сохраняется в неприостановленной части.».

2. В статье 204:

В части первой пункта 2 слова «амбулаторном и (или) стационарном оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению» заменить словами «оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях отделения дневного пребывания, а также вне организации здравоохранения».

3. В статье 204:

В пункте 3 после слов «лицензируемой деятельности» дополнить словами «(за исключением оказания платных медицинских услуг)».

4. В статье 205:

В абзаце пятом подпункта 2.3 пункта 2 слова «(для организаций частной формы собственности)» заменить словами «или наличия документа о переподготовке, о подготовке в клинической ординатуре, диплома магистра по специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность, и стажа работы по иной специальности врача не менее трёх лет;».

5. В статье 209:

В абзаце шестом слова «нормативными правовыми актами» заменить словами «перечнем, определяемым нормативным правовым актом Министерства здравоохранения».

Абзац седьмой дополнить словами «, в соответствии с перечнем, определяемым нормативным правовым актом Министерства здравоохранения».


Приложение 2.

Обоснование внесения изменений в Проект Закона Республики Беларусь «О лицензировании»

Статья 38.

Внесение изменений в пункт 2 статьи 38 лишает лицензирующий орган права по своему усмотрению приостанавливать всю лицензию либо ее часть. Предлагается, чтобы в случае, если есть возможность приостанавливать действие лицензии только в ее части, где было нарушение, то приостановить действие всей лицензии лицензирующий орган не мог.

Данное изменение основано на практике применения Указа Президента Республики Беларусь № 450 от 1 сентября 2010 г. и направлено на снижение коррупционных рисков, создает условия для стабильного развития бизнеса и инвестиционной привлекательности.

При подготовке Указа Президента Республики Беларусь № 326 от 2 сентября 2019 г. «О совершенствовании лицензирования» ставилась задача разрешить данный вопрос, но так как сформулирован пункт 2 остается неопределенности в его толковании.

Статья 204.

Пункт 2. Формулировка приведена в соответствие с Законом Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» (далее — закон о здравоохранении). Частью шестнадцатой статьи 16 закона о здравоохранении предусмотрено, что медицинская помощь может оказываться пациенту в организации здравоохранения в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях отделения дневного пребывания, а также вне организации здравоохранения. Использование формулировки, указанной в законе о здравоохранении устранит противоречия между законодательными актами в части определения мест оказания медицинской помощи.

Пункт 3. Внесение изменений в пункт 3 статьи 204 позволит создать равные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности, повысит ответственность перед пациентами, которые добровольно согласились воспользоваться платными медицинскими услугами, сохраняя бюджетные средства здравоохранения. Если государственная организация здравоохранения или Белорусское Общество Красного Креста оказывают платные медицинские услуги населению, то на эти платные виды работ и услуг медицинской деятельности необходимо получать лицензию, и осуществление данной деятельности должно соответствовать единым лицензионным требованиям и условиям для организаций всех форм собственности. В настоящее время коммерческая медицина в государственных организациях, как составная часть системы здравоохранения, попала в «особые тепличные условия».

Кроме того, отмена лицензирования медицинской деятельности в государственных организациях здравоохранения (включая оказание платных медицинских услуг) создало прецедент и может привести к отмене лицензирования для всех видов деятельности, осуществляемых государственными организациями. В этом случае, лицензирование, как способ регулирования и контроля за соблюдением требований и условий ведения особых видов деятельности, останется только для частных организаций, что противоречит пункту 1 Директивы Президента Республики Беларусь № 4 от 31 декабря 2010 г.

Внесение соответствующих изменений в настоящий проект Закона Республики Беларусь согласуется с положениями Программы социально-экономического развития на 2016-2020 гг. и Указом Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 г. №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», в которых предусмотрены создание и обеспечение равных условий конкуренции на внутреннем рынке и раскрепощение деловой инициативы.

Статья 205.

Данным изменением определяется возможность оказания медицинской помощи врачом-специалистом при условии его соответствия установленным Министерством здравоохранения Республики Беларусь требованиям к занятию должностей (постановление Министерства здравоохранения от 22.12.2010 № 175 «О требованиях к занятию должностей руководителей, врачей-специалистов, провизоров-специалистов»). Так, предусматривается возможность оказания медицинской помощи врачом-специалистом без обязательного трехлетнего стажа по вновь полученной специальности, но при наличии у данного врача-специалиста стажа работы по предыдущей специальности не менее трёх лет.

В настоящее время создалась ситуация, когда практикующий врач-специалист негосударственной организации здравоохранения (например, врач-терапевт), имеющий стаж работы по своей специальности 6-10 лет, пройдя необходимое переобучение по второй специальности того же терапевтического профиля (например, — кардиологии, ревматологии, пульмонологии и др.), не может приступить к оказанию медицинской помощи по вновь приобретенной специальности (кардиология, ревматология, пульмонология и др.), не наработав по ней стаж в три года. Но наработать данный стаж (по кардиологии, ревматологии, пульмонологии и др.) в организации здравоохранения частной формы собственности непосредственно после переподготовки (подготовке в клинической ординатуре, магистратуре) указанный врач фактически не может ввиду действующего требования о необходимости наличия у него трехлетнего стажа по вновь приобретенной специальности.

Кроме того, лицензионными требованиями определена необходимость наличия у врача любой специальности организации здравоохранения частной формы собственности квалификационной категории, что уже предполагает наличие у данного врача стажа работы не менее трех лет, а в случае первой или высшей квалификационной категории — не менее 6-10 лет.

При этом необходимо указать, что в штате организации здравоохранения частной формы собственности данный специалист (врач-кардиолог, ревматолог, пульмонолог и др.) является дополнительным по заявленной работе и (или) услуге (по кардиологии, ревматологии, пульмонологии и др.) к тому специалисту, который соответствует требованиям, указанным в абзаце пятом подпункта 2.2 пункта 2 статьи 205 настоящего закона.

Для сравнения — в государственных организациях здравоохранения врач-специалист может приступить к оказанию медицинской помощи, в том числе оказанию платных медицинских услуг, по имеющейся или вновь приобретенной специальности непосредственно после прохождения интернатуры или переподготовки (подготовки в клинической ординатуре, магистратуре) без каких-либо дополнительных условий по стажу. Также для государственных организаций здравоохранения отсутствуют требования по обязательному наличию у врачей-специалистов квалификационной категории.

Таким образом, внесение данной нормы позволит повысить доступность медицинской помощи для граждан и частично сгладит неравенство условий с государственными организациями здравоохранения по переподготовке врачей из-за отсутствия у них лицензирования медицинской деятельности.

Статья 209.

В абзацах шестом и седьмом статьи 209 предлагается уточнить неконкретные требования (отнесенные к грубым нарушениям лицензируемой деятельности), которые не регламентируются конкретными нормативно-правовыми актами, что позволит сузить поле для проявления злоупотреблений со стороны контролирующих органов. Отсутствие чёткой, конкретной и ясной нормы, в которой перечислена необходимая для осуществления медицинской деятельности медицинская документация или приведен перечень медицинской техники и изделий медицинского назначения, создает высокие риски для запрета (ограничений) деятельности и привлечения к ответственности субъекта хозяйствования в зависимости от цели (установок) контролирующего органа, а также создает высокие коррупционные риски.

Так как невыполнение указанных требований относится к грубым нарушениям лицензируемой деятельности, которые могут привести к серьезным последствиям для жизни и здоровья граждан при оказании им медицинской помощи, то целесообразно данные требования систематизировать и создать соответствующие конкретные перечни.