16.03.2020 Обоснование отмены регулирования тарифов на платные медицинские услугиВ 2008 году были разработаны предельные тарифы на все 2 700 платных медицинских услуг. Причем было установлено регулирование двумя способами — не превышение уровня рентабельности в 30 % и предельного тарифа. В 2010 году на 1 100 услуг (это 40 %) ввели свободное ценообразование. Но осталось регулирование самых высокотехнологичных видов деятельности — все диагностические услуги, стоматология ортопедическая, ортодонтическая и зуботехническая. За данный период цены в стране выросли практически на все в 8-12 раз (см. Таблицу), кроме регулируемых медицинских услуг — стоматологические услуги (линия — 5) — в 2,2 раза, а лабораторные и диагностические услуги (линия — 6) — в 3,3 раза. Обращаем внимание на то, что тарифы на нерегулируемые стоматологические услуги (линия — 3) увеличились всего в 4,4 раза, что значительно ниже уровня инфляции (в связи существованием высокой конкуренции на рынке стоматологических услуг).Такого двойного регулирования тарифов, как в здравоохранении, нет не в одной отрасли народного хозяйства! Рентабельность по регулируемым тарифам не просто нулевая, а отрицательная.За последние 4 года предельные тарифы не индексировались. За нарушение условий ценообразования применяются самые высокие штрафы — в двойном размере «превышения» выручки за три прошедших года. Еще больше стал процветать «серый рынок» (нет выручки через кассу, нет и налогов, нет и штрафов). Сдерживаются инвестиции в развитие. Хорошие специалисты начали уезжать в Россию, Польшу, Прибалтику и т.д.Постановлением Совмина № 8 от 11 января 2016 г., значительный перечень товаров был исключен из перечня социально значимых товаров, цены на которые регулировались Минторгом.При этом регулирование разрешили только при необходимости и на срок не более 90 дней в году.За прошедший период, данным правом МАРТ не воспользовался.В обосновании к постановлению записано, что «С учетом представленного широкого ассортимента продукции разного ценового сегмента на рынке и конкуренции среди производителей в настоящее время отсутствует необходимость в ценовом регулировании ряда продовольственных товаров (хлеб, мясо, яйцо куриное, молочные продукты, детское питание) на постоянной основе. ……Регулирование будет осуществляться только при необходимости, для исключения значительного роста цен при осуществлении анализа ситуации на продовольственном рынке».Здравоохранение — это одна из немногих отраслей экономики страны, где созданы все условия для полноценной конкуренции, так как существует в десятки раз превосходящий по объему оказываемых услуг сектор бесплатного государственного бюджетного здравоохранения, а платные медицинские услуги оказывают как частные, так и государственные организации и ведомственные поликлиники. Поэтому, в таких условиях ни один субъект хозяйствования не возьмет на себя смелость необоснованно поднять цену и остаться без пациентов.Кроме того, развитие добровольного страхования медицинских расходов и включение с 2014 г. в страховые программы негосударственные организации здравоохранения, с разрешением относить на затраты для страхователей стоимость страхового полиса, приобретенного для сотрудников организаций, в значительной степени позволило сформировать внебюджетный сектор здравоохранения, с разделением медицинских организаций по соотношению цена/качество. То есть можно констатировать, что необоснованного разброса тарифов между основными негосударственными организациями здравоохранения не существует, т.к. страховые компании, приобретая у них медицинские услуги, внимательно отслеживают ценовую политику, обладая полной возможностью сравнивать тарифы, оплачивая медицинскую помощь своими собственными деньгами.Обращаем внимание, что в отличии от социальных товаров, Все медицинские диагностические услуги можно получить бесплатно — по показаниям. Так что, по нашему мнению, их нельзя относить к социально значимым, влияющим на жизненный уровень населения.Таким образом, для диагностических услуг мы вообще не видим никаких препятствий, чтобы тарифы отпустить и полностью исключить из Перечня, утвержденного Постановлением Совмина № 35.В случае стоматологических услуг, есть некоторые особенности, так как существует бесплатное протезирование для некоторых категорий граждан, в соответствии законодательством Республики Беларусь.Чтобы как-то снизить давление бизнес-союзов на Минздрав, в вопросе отмены регулирования тарифом, Минздрав и МАРТ решили в «качестве эксперимента» отпустить тарифы на ортодонтические услуги, чтобы посмотреть реакцию рынка. Как будто им было недостаточно анализа за 10 лет, когда были отпущены цены на 40 % медицинских услуг. Постановлением СМ РБ № 799 от 27.11.19 г. было отменено регулирование тарифов на ортодонтические услуги. Как и следовало ожидать, тарифы на ортодонтические услуги поднялись не более, чем на 10-20 % и никаких резких скачков не предполагается и в дальнейшем (линия — 8).Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 от 4.10.2012 г. установлено: «Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно».В связи с вышеизложенным, мы предлагаемС целью дальнейшего снижения административного регулирования в сфере ценообразования, снижения доли «серого рынка» в здравоохранении, улучшения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и с учетом представленного широкого спектра платных медицинских услуг разного ценового сегмента на рынке и конкуренции среди организаций здравоохранения в настоящее время отсутствует необходимость в ценовом регулировании платных медицинских услуг. В связи с этим необходимо:Изменить регулирование тарифов на платные диагностические и стоматологические услуги, исключив их из Перечня, утвержденного Постановлением Совмина Республики Беларусь № 35 от 17 января 2014 г., а Министерству здравоохранения республики Беларусь самому регулировать тарифы внутри ведомства (Проект Постановления СМ РБ прилагается);Регулирование тарифов будет осуществлять только при необходимости, для исключения значительного роста тарифов (более 30 % в месяц) при осуществлении анализа ситуации на рынке платных медицинских услуг, на срок не более 90 дней в году».Есть очень эффективный опыт регулирования тарифов — письма Минздрава!!! Для подготовки документов необходимо, чтобы МАРТ предоставил обоснование к Постановлению СМ № 8 от 11 января 2016 г., которое может быть полностью использовано для обоснования отмены регулирования тарифом на платные медицинские услуги.ПриложениеРегулируемые медицинские услуги;Анализ динамики роста цен 2008-2020 годы;Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006 от 4.10.2012 г.Постановление СМ РБ (проект).Председатель Совета учредителей СООО «Экомедсервис-Медицинский центр», Зам. председателя ОО « БСП»Коява В. Т.Регулируемые медицинские услугиАППАРАТНАЯ ДИАГНОСТИКА1.Постановление министерства здравоохранения республики беларусьКоличество регулируемых услуг по Постановлениям3 февраля 2015 г. № 13Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лучевой, ультразвуковой, функциональной и эндоскопической диагностике1.Лучевая диагностика:1.1.рентгенологические исследования:1301.2.магнитно-резонансная томография:942.Ультразвуковая диагностика:1703.Функциональная диагностика:294.Эндоскопическая диагностика:96519ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА2.Постановление министерства здравоохранения республики беларусьКоличество регулируемых услуг по Постановлениям3 февраля 2015 г. № 16Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лабораторной диагностике1.Отдельные манипуляции:92.Общеклинические исследования:563.Гематологические исследования:434.Цитологические исследования: (биопсия щитовидной железы)15.Биохимические исследования:896.Исследования состояния гемостаза:527.Иммунологические исследования:578.Бактериологические исследования:2379.Генетические исследования:12556СТОМАТОЛОГИЯ3.Постановление министерства здравоохранения республики беларусьКоличество регулируемых услуг по Постановлениям3 февраля 2015 г. № 15Об установлении предельных максимальных тарифов на стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические), на услуги по лучевой диагностике при оказании стоматологических услуг1.Общие стоматологические мероприятия:442.Стоматология ортопедическая (клиническая часть ортопедического стоматологического лечения):654.Зуботехнические работы:3065.Лучевая диагностика при оказании стоматологических услуг (рентгенологические исследования):6421МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ4.Постановление министерства здравоохранения республики беларусьКоличество регулируемых услуг по Постановлениям21 января 2016 г. № 3Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по медицинскому освидетельствованию состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением9Всего платных услуг:27001505Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»II. Условия предоставления платных медицинских услуг8. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.9. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.10. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ___ 201__ г. № ___О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:1. Внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.01.2014, 5/38337; 11.02.2015, 5/40099) следующие изменения и дополнения:1.1. в перечне платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством торговли), утвержденного этим постановлением:1.1.1. пункт 1 дополнить словами «оказываемые государственными организациями и учреждениями здравоохранения категориям граждан, имеющим право на социальные льготы, права и гарантии в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь»;1.1.2. пункт 2 исключить.2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.Премьер-министр Республики БеларусьС. Н. РумасПЕРЕЧЕНЬ платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством торговли)1. Стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические) оказываемые государственными организациями и учреждениями здравоохранения категориям граждан, имеющим право на социальные льготы, права и гарантии в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.2. Диагностические услуги (лабораторная, лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностика). — Исключен.3. Исключен.4. Исключен.5. Медицинское освидетельствование состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями с ручным управлением.