Отраслевая стратегия бизнеса
- Стратегия развития внебюджетного сектора здравоохранения.
Цель
- Повышение качества и продолжительности жизни населения, путем создания (дальнейшего развития) цивилизованного* внебюджетного сектора здравоохранения, чтобы он был для пациентов привлекательным, и они были согласны пользоваться платными услугами, взамен бесплатных.
Основные результаты достижения поставленной Цели
- Сформировать внебюджетный сектор здравоохранения, за счет добровольного перехода части пациентов из бюджетного здравоохранения, который охватит 20 % населения нашей страны.
Основные приоритеты
- Равные условия хозяйствования для организаций здравоохранения всех форм собственности;
- Добросовестная конкуренция между всеми участниками внебюджетного сектора здравоохранения (сокращение теневого сектора – работа только «через кассу», без «серых» схем и «зарплат в конвертах»).
Основные положения или Задачи
- Повышение качества и доступности медицинской помощи;
- Повышение ответственности граждан за свое здоровье;
- Рациональное использование бюджетного финансирования системы здравоохранения;
- Вовлечение физических и юридических лиц в финансирование медицинской помощи;
- Рациональное использование действующих налоговых льгот предоставляемых при оплате за медицинскую помощь или приобретении полиса страхования медицинских расходов;
- Создание условий для привлечения инвестиций в систему здравоохранения;
- Вовлечение специализированных иностранных инвесторов со своими современными медицинскими технологиями в открытие новых организаций здравоохранения или участие в действующих на территории страны.
В соответствии с программой социально-экономического развития страны на 2021–2025 годы, главной целью является – обеспечение стабильности в обществе и рост благосостояния граждан за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.
Одной из основных задач, для достижения поставленной цели, является охрана здоровья населения, доступность и качество медицинской помощи. И в этом, большая роль отведена системе здравоохранения.
Система здравоохранения делится на 2 сектора — бюджетный (финансируемый из республиканского и местного бюджетов) и внебюджетный (государственный и частный, когда пациенты или организации оплачивают медицинскую помощь). Их примерное соотношение – 90 бюджетный и 10 %, внебюджетный.
Так как бюджетный сектор является основным, то именно на него возлагается задача по обеспечению качественной и доступной медицинской помощи всех слоев населения.
Существует 2 основных способа, чтобы повысить качество и доступность бюджетного здравоохранения:
- Первый, увеличить бюджетное финансирование.
Если есть в бюджете возможность увеличить финансирование – хорошо, и это надо делать. Но денег всегда будет не хватать, т.к. медицинские технологии быстро развиваются и все они очень затратны.
- Второй, уменьшить количество пациентов, которые пользуются им.
Чтобы реализовать второй способ, необходимо:
Цель – создать цивилизованный* внебюджетный сектор здравоохранения, чтобы он был для пациентов привлекательным, и они были согласны пользоваться платными услугами, взамен бесплатных.
Ведущие бизнес-союзы еще в 1999 году разработали подробный План мероприятий, направленных на создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения (далее Реформа), который последовательно воплощается, путем внесения изменений в нормативно-правовые акты. На сегодняшний день данный План реализован на 2/3. Реализация этого Плана в полном объеме позволит создать внебюджетный сектор здравоохранения, который охватит 20 % населения нашей страны (при сегодняшних 10 %). Кроме насыщения рынка качественными услугами, увеличения налоговой базы, увеличения занятости населения и т.д., ожидается, что за счет добровольного перехода части пациентов во внебюджетный сектор здравоохранения (государственный и частный), а также перераспределения высвободившихся бюджетных средств (именно перераспределения, а не изъятия из бюджета здравоохранения), значительно улучшатся качество и доступность бюджетного здравоохранения.
Мы считаем, что бюджетосбережение, это такая же важная государственная задача (дает очень большой экономический и социальный эффекты), как и импортозамещение, и экспорт.
Реализация Реформы будет, также, способствовать улучшению инвестиционного климата, бурному развитию медицинского туризма, снижению уровня коррупции и т.д.
Основные мероприятия по Реформе, которые необходимо решить, через формирование конкурентной среды и обеспечения равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности, для завершения создания цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения, нами представлены в Национальной Платформе бизнеса Беларуси – 2023-2024» и их можно разделить на 4 группы:
В области лицензирования
- Ввести лицензирование на платные медицинские услуги, оказываемые государственными организациями;
- Установить норму, согласно которой, прекращение действия лицензии происходит только по решению суда;
В области ценообразования
- Отменить государственное регулирование тарифов на Все платные медицинские, кроме на услуг по медицинскому освидетельствованию состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями;
В области налогообложения
- Создать равные условия налогообложения для физических и юридических лиц оплачивающих медицинскую помощь непосредственно организации здравоохранения или приобретающих полис страхования медицинских расходов, в пределах существующих объемом налоговых льгот, выделенных на страхование медицинских расходов.
- Необходимо выделить Все платные медицинские услуги из государственных организаций здравоохранения в самостоятельные хозрасчетные организации, при полном возмещении затрат, по рыночным ценам.
Представленная отраслевая Стратегия бизнеса, можно с уверенностью констатировать, является наиболее полно и целостно проработанным предложением от бизнес-сообщества, по конкретной сфере деятельности, за последние 30 лет.
Для реализации Стратегии развития цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения необходимо создание рабочей группу при Министерстве здравоохранения, с привлечением Минэкономики и других заинтересованных министерств и ведомств, по ее обсуждению и доработке.
(*) Понятие «цивилизованный рынок медицинских услуг» было использовано в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы».