Отраслевая стратегия бизнеса

  • Стратегия развития внебюджетного сектора здравоохранения.

Цель

  • Повышение качества и продолжительности жизни населения, путем создания (дальнейшего развития) цивилизованного* внебюджетного сектора здравоохранения, чтобы он был для пациентов привлекательным, и они были согласны пользоваться платными услугами, взамен бесплатных.

Основные результаты достижения поставленной Цели

  • Сформировать внебюджетный сектор здравоохранения, за счет добровольного перехода части пациентов из бюджетного здравоохранения, который охватит 20 % населения нашей страны.

Основные приоритеты

  • Равные условия хозяйствования для организаций здравоохранения всех форм собственности;
  • Добросовестная конкуренция между всеми участниками внебюджетного сектора здравоохранения (сокращение теневого сектора – работа только «через кассу», без «серых» схем и «зарплат в конвертах»).

Основные положения или Задачи

  • Повышение качества и доступности медицинской помощи;
  • Повышение ответственности граждан за свое здоровье;
  • Рациональное использование бюджетного финансирования системы здравоохранения;
  • Вовлечение физических и юридических лиц в финансирование медицинской помощи;
  • Рациональное использование действующих налоговых льгот предоставляемых при оплате за медицинскую помощь или приобретении полиса страхования медицинских расходов;
  • Создание условий для привлечения инвестиций в систему здравоохранения;
  • Вовлечение специализированных иностранных инвесторов со своими современными медицинскими технологиями в открытие новых организаций здравоохранения или участие в действующих на территории страны.

В соответствии с программой социально-экономического развития страны на 2021–2025 годы, главной целью является – обеспечение стабильности в обществе и рост благосостояния граждан за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.

Одной из основных задач, для достижения поставленной цели, является охрана здоровья населения, доступность и качество медицинской помощи. И в этом, большая роль отведена системе здравоохранения.

Система здравоохранения делится на 2 сектора — бюджетный (финансируемый из республиканского и местного бюджетов) и внебюджетный (государственный и частный, когда пациенты или организации оплачивают медицинскую помощь). Их примерное соотношение – 90 бюджетный и 10 %, внебюджетный.

Так как бюджетный сектор является основным, то именно на него возлагается задача по обеспечению качественной и доступной медицинской помощи всех слоев населения.

Существует 2 основных способа, чтобы повысить качество и доступность бюджетного здравоохранения:

  1. Первый, увеличить бюджетное финансирование.

Если есть в бюджете возможность увеличить финансирование – хорошо, и это надо делать. Но денег всегда будет не хватать, т.к. медицинские технологии быстро развиваются и все они очень затратны.

  1. Второй, уменьшить количество пациентов, которые пользуются им.

Чтобы реализовать второй способ, необходимо:

Цель – создать цивилизованный* внебюджетный сектор здравоохранения, чтобы он был для пациентов привлекательным, и они были согласны пользоваться платными услугами, взамен бесплатных.

Ведущие бизнес-союзы еще в 1999 году разработали подробный План мероприятий, направленных на создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения (далее Реформа), который последовательно воплощается, путем внесения изменений в нормативно-правовые акты. На сегодняшний день данный План реализован на 2/3. Реализация этого Плана в полном объеме позволит создать внебюджетный сектор здравоохранения, который охватит 20 % населения нашей страны (при сегодняшних 10 %). Кроме насыщения рынка качественными услугами, увеличения налоговой базы, увеличения занятости населения и т.д., ожидается, что за счет добровольного перехода части пациентов во внебюджетный сектор здравоохранения (государственный и частный), а также перераспределения высвободившихся бюджетных средств (именно перераспределения, а не изъятия из бюджета здравоохранения), значительно улучшатся качество и доступность бюджетного здравоохранения.

Мы считаем, что бюджетосбережение, это такая же важная государственная задача (дает очень большой экономический и социальный эффекты), как и импортозамещение, и экспорт.

Реализация Реформы будет, также, способствовать улучшению инвестиционного климата, бурному развитию медицинского туризма, снижению уровня коррупции и т.д.

Основные мероприятия по Реформе, которые необходимо решить, через формирование конкурентной среды и обеспечения равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности, для завершения создания цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения, нами представлены в Национальной Платформе бизнеса Беларуси – 2023-2024» и их можно разделить на 4 группы:

В области лицензирования

  • Ввести лицензирование на платные медицинские услуги, оказываемые государственными организациями;
  • Установить норму, согласно которой, прекращение действия лицензии происходит только по решению суда;

В области ценообразования

  • Отменить государственное регулирование тарифов на Все платные медицинские, кроме на услуг по медицинскому освидетельствованию состояния здоровья граждан для получения медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению автомобилями;

В области налогообложения

  • Создать равные условия налогообложения для физических и юридических лиц оплачивающих медицинскую помощь непосредственно организации здравоохранения или приобретающих полис страхования медицинских расходов, в пределах существующих объемом налоговых льгот, выделенных на страхование медицинских расходов.
  • Необходимо выделить Все платные медицинские услуги из государственных организаций здравоохранения в самостоятельные хозрасчетные организации, при полном возмещении затрат, по рыночным ценам.

Представленная отраслевая Стратегия бизнеса, можно с уверенностью констатировать, является наиболее полно и целостно проработанным предложением от бизнес-сообщества, по конкретной сфере деятельности, за последние 30 лет.

Для реализации Стратегии развития цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения необходимо создание рабочей группу при Министерстве здравоохранения, с привлечением Минэкономики и других заинтересованных министерств и ведомств, по ее обсуждению и доработке.


(*) Понятие «цивилизованный рынок медицинских услуг» было использовано в «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы».