Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.КунявскогоОбщественное объединение «Белорусский союз предпринимателей»
ИСХ. №01-04/2-226 от 8.08.2016ИСХ. № 01-03/143 от 08.08.2016

Мингорисполком

Об обсуждении на Общественно-консультативном Совете
внесений изменений в проект Указа Президента
Республики Беларусь  № 450 от 1.09.2010 г.
«О лицензировании отдельных видов деятельности»

В настоящее время подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь» (далее – Проект Указа), которым предусмотрено внесение изменений в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь № 450 от 1 сентября 2010 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение о лицензировании).

Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского и Общественное объединение «Белорусский союз предпринимателей» рассмотрели Проект Указа и сообщаем следующее.

В целом, нормы проекта Указа являются прогрессивными и поддерживаются нашими объединениями предпринимателей и нанимателей.  В особенности отмена чрезмерных требований для частных организаций оказывающих платные медицинские услуги, чтобы все медицинские работники (включая младший медицинский персонал) имели первую или высшую категории и стаж работы по специальности не менее пяти лет.

На основе мониторинга, анализа и обсуждения проблемных вопросов, возникающих в сфере лицензирования медицинской деятельности, предлагаем внести очень важные изменения и дополнения в Положение о лицензировании, что будет способствовать дальнейшему развитию внебюджетного здравоохранения, созданию равных условий хозяйствования для организаций всех форм собственности, повысит ответственность перед пациентами, которые добровольно согласились воспользоваться платными медицинскими услугами, сохраняя бюджетные средства здравоохранения.

В соответствии с положениями Директивы Президента Республики Беларусь №4 (п.9.4), а именно процедуры обязательного общественного обсуждения проектов актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельность,  а также учитывая, что Мингорисполком всегда являлся одним из основных государственных органов управления, поддерживающих предпринимательские инициативы, в частности по развитию внебюджетного сектора здравоохранения, просим срочно созвать ОКС Мингорисполкома и провести его совместно с Советом по развитию предпринимательства, на котором обсудить предложения бизнес-союзов направленных в Министерство экономики письмом от 01.08.2016 г. (прилагается). По результатам обсуждения, просим подготовить предложения от Мингорисполкома  и направить их в Министерство экономики, для включения Проект Указа.

Приложение: Совместное письмо Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского № 01-04/2-220 от 03.08.2016 г. и Общественного объединения «Белорусский союз предпринимателей» №139 от 03.08.2016 г.

Сопредседатель Правления
Директор БСПН им .Кунявского

______________Тарасевич Ж.К.

Председатель Правления ОО «БСП»

_______________Калинин А.Ф.


Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.КунявскогоОбщественное объединение «Белорусский союз предпринимателей»
ИСХ. № 01-04/2-220 от 3.08.2016ИСХ. № 139 от 03.08.2016

Министерство экономики
Республики Беларусь

На № 16-01-03/6581 от 25.07.2016 г.

Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского и Общественное объединение «Белорусский союз предпринимателей» рассмотрели проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь» (письмо № 16-01-03/6581 от 25.07.2016 г.) и сообщаем следующее.

В целом, нормы проекта Указа являются прогрессивными и поддерживаются нашими объединениями предпринимателей и нанимателей.

На основе мониторинга, анализа и обсуждения проблемных вопросов, возникающих в сфере лицензирования медицинской деятельности, предлагаем внести следующие изменения и дополнения в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом №450:

  1. В пункте 76:

В части первой:

После слов «до 6 месяцев» дополнить словами «, в порядке определенном в части второй настоящего пункта»;
часть вторую изложить в новой редакции:

«Лицензирующий орган по основаниям, предусмотренным в части первой настоящего пункта, принимает решение о приостановлении действия лицензии только в той части, в которой выявлены нарушения (по указанным в лицензии одному или нескольким обособленным подразделениям в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории, если настоящим Положением предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь). При этом действие лицензии сохраняется в не приостановленной части.»

  1. первое предложение в части третьей пункта 320 изложить в следующей редакции:

«Не требуется получения лицензии для работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, оказываемых на безвозмездной основе государственными организациями здравоохранения и Белорусским Обществом Красного Креста.»;

  1. В подпункте 322.2.1. в первом абзаце после слов «у руководителя» дополнить словами «(или заместителя руководителя)»;
  2. В пункте 323 в четвертом и пятом абзацах после слов «на должности руководителя»  дополнить словами «(или заместителя руководителя)»;
  3. В подпункте 326.1.1. в третьем абзаце после слов «в отношении руководителя»  дополнить словами «(или заместителя руководителя)»;
  4. В пункте 329:
  • В третьем абзаце слова «в Республике Беларусь» заменить на слова «на территории ЕАЭС»;
  • Абзац шесть исключить либо указать закрытый перечень медицинской документации;
  • Абзац 7 исключить;
  • В девятом абзаце после слов «на должности руководителя» дополнить словами «(или заместителя руководителя)».

Обоснование

Предложений по внесению дополнений и изменений в проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь».

Предлагаем внести изменения в пункт 76 по уточнению действий лицензирующего орган в отношении права приостанавливать, по своему усмотрению, либо всю лицензию, либо её часть в случае выявления нарушений в части лицензии (по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории). Предлагается определить, чтобы в данном случае лицензирующий орган мог приостановить действие не всей лицензии, а только её части, в отношении которой было выявлено нарушение, и в отношении только того обособленного подразделения, где данное нарушение было выявлено. Такая поправка снижает коррупционную составляющую принятия решения лицензирующего органа в отношении лицензиата.

Внесение изменений в пункт 320 позволит создать равные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности, повысит ответственность перед пациентами, которые добровольно согласились воспользоваться платными медицинскими услугами, сохраняя бюджетные средства здравоохранения. Если государственная организация здравоохранения или Белорусское Общество Красного Креста оказывают платные медицинские услуги населению, то на эти платные виды работ и услуг медицинской деятельности необходимо получать лицензию и осуществление данной деятельности должно соответствовать единым лицензионным требованиям и условиям для организаций всех форм собственности.

Пункты 322, 323, 326 и 329 дополнены нормой, что отвечать лицензионным требованиям для организаций здравоохранения может или руководитель (менеджер организации), или его заместитель, что очень важно для коммерческих организаций здравоохранения.

Отличие коммерческой организации от учреждения как раз и состоит в том, что учреждение создаётся, согласно статье 120 Гражданского кодекса Республики Беларусь, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. А у коммерческой организации (статья 46 Гражданского кодекса) основная цель – извлечение прибыли. И совершенно логично, что учреждения здравоохранения или государственные организации здравоохранения возглавляет руководитель-врач, который должен соответствовать лицензионным требованиям и условиям, указанным в Указе № 450. Перед руководителем государственной организации (учреждения) не стоит задача обеспечить организацию (учреждение) финансированием, пациентами, найти коммерчески выгодные направления деятельности, разбираться в маркетинге и бизнес-планах, привлекать кредиты на развитие и своевременно их погашать и т.д. А негосударственную (частную) коммерческую организацию должен возглавлять управленец (менеджер), который знает рынок, экономику и отвечает за коммерческий успех от деятельности организации. Но при занятии медицинской деятельностью, руководитель негосударственной (частной, коммерческой) организации, при отсутствии у него соответствующей медицинской квалификации, должен иметь заместителя, который будет соответствовать всем предъявляемым требованиям и отвечать, именно за медицинскую, а не коммерческую, составляющую деятельности этой организации.

В пункте 329 предлагается уточнить или исключить неконкретные требования (отнесенных к грубым нарушениям), которые не регламентируются конкретными нормативно-правовыми актами, что сужает поле для проявления злоупотреблений со стороны контролирующих органов.

Сопредседатель Правления
Директор БСПН им .Кунявского

______________Тарасевич Ж.К.

Председатель Правления ОО «БСП»

_______________Калинин А.Ф.