ОО «Белорусский союз предпринимателей»СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства»Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. проф. М.С. Кунявского

Исх. 01-03/143 от 21.12.2011

Заместителю Премьер-министра
Республики Беларусь
РУМАСУ С.Н.

Об отмене регулирования тарифов на
платные медицинские услуги, путем
утверждения предельных максимальных
тарифов

Уважаемый Сергей Николаевич!

Во исполнение мероприятий по реализации положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», в соответствии с постановлением Совета Министров от 14.04.2011 № 495 частично сокращено государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги. Однако значительное количество — 1653 вида услуг — по-прежнему регулируется Минздравом, причем одновременно двумя путями: установлением предельных цен и тарифов и ограничением уровня рентабельности, не более 30%. Причем предельные тарифы (прейскуранты) были разработаны еще в 2007-2008 годах и проиндексированы в 2011 году только на 30%.

Рентабельность услуг, с учетом утвержденных Минздравом нормативов времени на медицинские услуги и нормативов расхода материалов, реальных зарплат медицинского персонала и с учетом использования высокотехнологичного оборудования, которым оснащены современные медицинские организации, составляет до минус 60%. При таком подходе к регулированию цен, предприятия не способны приобретать (обновлять) дорогостоящее медицинское оборудование, что противоречит как государственным интересам, так и медицинских организаций. В этой связи предлагается отказаться от двойного регулирования тарифов на платные медицинские услуги.

Учитывая вышеизложенное, убедительно просим поручить Министерству экономики и Министерству здравоохранения принять решение об отмене регулирования тарифов на платные медицинские услуги, путем утверждения предельных максимальных тарифов, сохранив регулирование, только путем ограничения уровня рентабельности не более 30%.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Проект Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь
  2. Обоснование
Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»
А.Ф.Калин
Председатель Президиума СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства»
В.Н.Карягин
Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. проф. М.С. Кунявского
Г.П.Бадей

Проект
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

______________ 20____ г. №

О внесении изменений в
Инструкцию о порядке регулирования тарифов
на платные медицинские услуги

В целях уменьшения административного регулирования тарифов на платные медицинские услуги Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Исключить пункт 2 и пункт 3 из Инструкции о порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 42 от 20 мая 2011 г.
  2. Настоящее постановление вступает в силу с ___________ 20____ г.
МинистрВ.И.Жарко

СОГЛАСОВАНО
Министр экономики
Республики Беларусь
Н.Г.Снопков
____________20______ г.

ОБОСНОВАНИЕ

Отмены регулирование тарифов на платные медицинские услуги, путем утверждения предельных максимальных тарифов.

За последние четыре года, наблюдалось полное отсутствие инвестиций в коммерческое здравоохранение. Новые предприятия не открывались, существующие не обновляли свою материальную базу. Это было вызвано очень жестким регулированием цен на платные медицинские услуги? Причем не просто регулированием, как во многих отраслях народного хозяйства, а введением предельных цен. Минздравом были разработаны прейскуранты цен почти на 3 тысячи медицинских услуг и для утверждения каждой, необходимо готовить целый пакет документов. Это огромные затраты для предприятий, причем никому не нужные. Действующие Прейскуранты Предельных цен, утвержденные в 2008 г., разработаны на основе технико-экономических показателей 2007 г. и четыре года не изменялись. При этом, предельные цены были установленные без учета сроков окупаемости инвестиционных проектов.

В связи с девальвацией белорусского рубля в 2009 г. и 2011 г. предприятия, которые взяли кредиты на свое развитие в иностранной валюте (долгосрочные инвестиционные кредиты в основном выдавались только в валюте), не в состоянии их погашать, так как предельные цены этого не учитывают. Таким образом, в худшем положении оказались предприятия, которые развивались и не боялись инвестировать.

В рамках выполнения мероприятий по реализации положений Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», на законодательном уровне сокращено государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги. Согласно постановлению Совета Министров от 14.04.2011 № 495, Министерством здравоохранения РБ был разработан Перечень услуг, на которые сохранилось государственное регулирование цен. Этот Перечень состоит из 1653 услуг, т.е. сокращение регулируемых цен произошло всего лишь на 40 %.

Постановлением Министерства здравоохранения РБ № 42 от 20 мая 2011 г. была разработана и утверждена Инструкция о порядке регулирования тарифов на платные медицинские услуги, которая позволяет регулировать уровень цен на платные медицинские услуги, согласно Перечня, путем ограничения уровня рентабельности не более 30% и не превышения их значения выше Предельных цен, утвержденных Минздравом по согласованию с Минэкономики.

В Перечень регулируемых тарифов вошли самые высокотехнологичные услуги, которые требуют больших капитальных вложений: диагностические услуги (лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностики); лабораторные исследования; стоматологические услуги (ортопедические, ортодонтические и зуботехнические).

В течении 5 месяцев Минздрав разрабатывал и согласовывал новые прейскуранты предельных тарифов, причем их уровень был увеличен всего на 30 %, от разработанных 4 года назад. При этом курс доллара увеличился за этот период с 2000 рублей до 8500 рублей за один доллар (официальная инфляция только за 2011 год составляет 100%).

В соответствии с новыми предельными тарифами, рентабельность услуг, с учетом утвержденных Минздравом нормативов времени на медицинские услуги и нормативов расхода материалов, реальных зарплат медицинского персонала и с учетом использования высокотехнологичного оборудования, которым оснащены современные медицинские организации, составляет до минус 60%. При таком подходе к регулированию цен, предприятия не способны создавать (обновлять) дорогостоящее медицинское оборудование, что противоречит как государственным интересам, так и медицинских организаций.

В связи с вышеизложенным, предлагается отказаться от двойного регулирования тарифов на платные медицинские услуги, входящие в Перечень — оставить регулирование, только путем ограничения уровня рентабельности не более 30%. Такой подход, создает условия, с одной стороны контролировать и регулировать уровень цен на платные медицинские услуги, входящие в Перечень, с другой стороны, дифференцированно подходить к организациям здравоохранения и не сдерживать их в укреплении своей материальной базы и уровне оплаты медицинского персонала, что является основой качества медицинских услуг. При этом, на рынке медицинских услуг, мы будем иметь различный уровень цен, как низких (бюджетные организации, где цены дополнительно регулируются и негосударственные организации с низким уровнем оснащения), так и более высоких (для высокотехнологичных медицинских организаций). А у пациента остается право выбора.

Кроме того, здравоохранение — это одна из немногих отраслей экономики страны, где для предприятий, оказывающих платные медицинские услуги, созданы все условия для полноценной конкуренции, так как существует в десятки раз превосходящий по объему сектор бесплатного государственного бюджетного здравоохранения, государственные хозрасчетные организации, ведомственные поликлиники и огромный «серый» рынок бюджетного здравоохранения. Поэтому в таких условиях ни одно предприятие не возьмет на себя смелости необоснованно поднять цену, так как может остаться без пациентов.