ОО «Белорусский союз предпринимателей»СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства»Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского
Исх. № 01-03/38
От 28.04.2014 г.
Исх. № 277
От 28.04.2014 г.
Исх. № 01-05/2-170
От 28.04.2014 г.

Совет Министров
Республики Беларусь

О внесении изменений
в Указ Президента Республики Беларусь
от 01.09.2010 № 450

В настоящее время законодателем проводится работа по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», далее — Закон.

Имеющиеся в Законе формулировки не позволяют охватить все организации, осуществляющие медицинскую деятельность, что порождает неопределенность статуса многих юридических лиц, их компетенции и полномочий.

В связи с этим было направлено обращение (копия письма прилагается) в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь с предложением о корректировке определения «организация здравоохранения».

Как следует из ответа на обращение (копия письма прилагается), членами межведомственной рабочей группы предлагается внести изменения в абзац 19, статьи 1 Закона и изложить его в следующей редакции:
«организация здравоохранения — юридическое лицо, основным видом деятельности которого является осуществление медицинской, фармацевтической деятельности».

Данная редакция термина «организация здравоохранения» получила положительное заключение Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и согласована Советом Министров Республики Беларусь без замечаний. Принятие данной формулировки снимет неопределенность статуса многих коммерческих организаций, которые были фактически организациями здравоохранения.

Согласно действующей редакции подпункта 322.2.1 пункта 322.2, Положения о лицензировании, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450» (далее Указ №450), лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:

  • 322.2. для юридического лица, иностранной организации:
    • 322.2.1. наличие у руководителя организации здравоохранения, или руководителя обособленного подразделения организации, не являющейся организацией здравоохранения, или лица, ответственного в соответствии с приказом руководителя за осуществление лицензируемой деятельности в организации, не являющейся организацией здравоохранения:
      • Высшего медицинского образования;
      • Первой или высшей квалификационной категории;
      • Документа о повышении квалификации или переподготовке по организации здравоохранения либо специальности, соответствующей заявленным соискателем лицензии работам и (или) услугам, составляющим лицензируемую деятельность.

Действующая формулировка понятия «организация здравоохранения», содержащаяся в Законе, не относит негосударственные коммерческие организации к организациям здравоохранения, так как для этого необходимо иметь в качестве основной цели деятельности — осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности. В тоже время, в соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими организациями являются юридические лицами, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации). Соответственно, лицом ответственным за медицинскую деятельность и соответствующим лицензионным требованиям и условиям, для коммерческих организаций, в основном, является заместитель руководителя организации (или главврач). И это, в настоящее время, соответствует требованиям Указа № 450.

Внесение изменений в Закон и принятие новой формулировки «организации здравоохранения» приведет к фактическому массовому грубому нарушению законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (пункт 329 Указа № 450), что будет являться основанием для прекращения действия лицензии на осуществление медицинской деятельности (пункты 82 и 84 Указа № 450).

Согласно Закону медицинскую деятельность могут осуществлять как государственные, так и негосударственные организации здравоохранения. В тоже время отличие коммерческой организации от учреждения как раз и состоит в том, что учреждение создаётся, согласно статье 120 Гражданского кодекса Республики Беларусь, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. А у коммерческой организации (статья 46 Гражданского кодекса) основная цель — извлечение прибыли.

И совершенно логично, что учреждения здравоохранения или государственные организации здравоохранения возглавляет руководитель-врач, который должен соответствовать лицензионным требованиям и условиям, указанным в подпункте 322.2.1 пункта 322.2 Указа № 450. Перед руководителем государственной организации (учреждения) не стоит задача обеспечить организацию (учреждение) финансированием, пациентами, найти коммерчески выгодные направления деятельности, разбираться в маркетинге и бизнес-планах, привлекать кредиты на развитие и своевременно их погашать и т.д. А негосударственную (частную, коммерческую) организацию должен возглавлять управленец (менеджер), который знает рынок, экономику и отвечает за коммерческий успех от деятельности организации. Но при занятии медицинской деятельностью, руководитель негосударственной (частной, коммерческой) организации, при отсутствии у него соответствующей медицинской квалификации, должен иметь заместителя, который будет соответствовать всем предъявляемым требованиям и отвечать, именно за медицинскую, а не коммерческую, составляющую деятельности этой организации.

На основании изложенного и учитывая то обстоятельство, что в Указ № 450 сейчас готовятся изменения и дополнения, просим рассмотреть предложение о внесении изменений в подпункт 322.2.1. пункта 322.2 Указа № 450:

Действующая редакцияРедакция с дополнением
322. Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:

322.2. для юридического лица, иностранной организации:
322.2.1. наличие у руководителя организации здравоохранения, или руководителя обособленного подразделения организации, не являющейся организацией здравоохранения, или лица, ответственного в соответствии с приказом руководителя за осуществление лицензируемой деятельности в организации, не являющейся организацией здравоохранения:
322. Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, являются:

322.2. для юридического лица, иностранной организации:
322.2.1. наличие у руководителя государственной организации здравоохранения или у руководителя либо заместителя руководителя негосударственной организации здравоохранения, или руководителя обособленного подразделения организации, не являющейся организацией здравоохранения, или лица, ответственного в соответствии с приказом руководителя за осуществление лицензируемой деятельности в организации, не являющейся организацией здравоохранения:

Приложение:

  1. Копия письма СООО «Экомедсервис-Медицинский центр» от 10.10.2013 № 01-15/484 в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь на 5 л в 1 экз.
  2. Копия письма Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 16.04.2014 № 14-02/108 на 2 л. в 1 экз.
Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей»Председатель Президиума СЮЛ «Республиканская конфедерация предпринимательства»Председатель Правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского
А.Ф. КалининВ.Н. КарягинГ.П. Бадей

Письмо от СООО «Экомедсервис-Медицинский центр» № 01-15/484 в ПП НС РБ «О внесении изменений в Закон о здравоохранении»

Сумеснае таварыства з абмежаванай адказнасцю
«Экамедсэрвiс-Медыцынскi цэнтр»
(СТАА «Экамедсэрвiс-Медыцынскi цэнтр»)
вул. Талстога, 32-1Н, 220007, г. Мiнск
Рэспублiка Беларусь
тэл./факс (017) 228 08 88
E-mail: info@ems.by
Р/р 3012616320011
у ЗАТ «Трастбанк», БIК 288, г. Мiнск, вул. Iгнаценка, д. 11
АКПА 37511698, УНП 101482639
Совместное общество с ограниченной ответственностью
«Экомедсервис-Медицинский центр»
(СООО «Экомедсервис-Медицинский центр»)
ул. Толстого, 32-1Н, 220007, г. Минск
Республика Беларусь
тел./факс (017) 228 08 88
E-mail: info@ems.by
Р/с 3012616320011
в ЗАО «Трастбанк», БИК 288, г. Минск, ул. Игнатенко, д. 11
ОКПО 37511698, УНП 101482639
10.10.2013 № 01-15/484
На № _________ ад ___________
Палата представителей
Национального собрания
Республики Беларусь

О разъяснении терминов используемых
в Законе Республики Беларусь «О здравоохранении»
и предложениях, о внесении изменений в данный Закон

Действующим законодательством, регулирующим деятельность в области здравоохранения, используется термин «организации здравоохранения». Нормативно-правовыми актами определён ряд полномочий, которые могут осуществляться только при наличии у юридического лица статуса организации здравоохранения. Поэтому, так важно иметь простые и понятные критерии (признаки) отнесения юридических лиц к организациям здравоохранения.

Определение этого термина дано в Статье 1 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», далее — «Закон», согласно которой организация здравоохранения — юридическое лицо, основной целью деятельности которого является осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности.

В тоже время, статья 10 Закона определяет ещё один субъект в сфере здравоохранения («другие организации»). Часть 1 данной статьи указывает, что здравоохранение Республики Беларусь включает:

  • Государственную систему здравоохранения
  • Негосударственные организации здравоохранения;
  • Другие организации, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую и (или) фармацевтическую Деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В части 1 статьи 11 Закона указано, что непосредственное оказание медицинской помощи осуществляют организации здравоохранения, включающие:

  • Государственные организации здравоохранения, в том числе государственные учреждения здравоохранения и государственные унитарные предприятия, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность;
  • Негосударственные организации здравоохранения, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность.

В части 3 статьи 11 Закона указано, что «другие организации наряду с основной деятельностью могут также осуществлять медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь».

Таким образом, на законодательном уровне в сфере здравоохранения для юридических лиц определены следующие категории:

  1. Организации здравоохранения, которые подразделяются на государственные и негосударственные;
  2. Другие организации, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность.

На наш взгляд, имеющиеся в Законе формулировки не охватывают все юридические лица, которые осуществляют медицинскую деятельность. Это порождает неопределённость статуса юридического лица, его компетенции и полномочий.

Рассмотрим на примере СООО «Экомедсервис-Медицинский центр» (далее — «Экомедсервис») действующие в Законе формулировки и увидим невозможность отнесения Экомедсервис к какой-либо из указанных выше категорий.

Экомедсервис является коммерческой организацией и, согласно ст. 2.1 Устава, основной целью деятельности является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Участников Общества посредством осуществления хозяйственной деятельности. Следовательно, Экомедсервис, с данной формулировкой в Уставе своей основной цели деятельности и согласно ст. 1 Закона, не может иметь статус «организации здравоохранения».

В тоже время, основную долю выручки (более 95%), Экомедсервис имеет от занятия медицинской деятельностью, которую можно расценить как основной вид деятельности. Но в этом случае, к Экомедсервис не подходит и статус «другой организации, которая наряду с основной деятельностью также осуществляет медицинскую деятельность», так как медицинскую деятельность Экомедсервис осуществляет не наряду с основной, а именно как основную.

С целью получения помощи в определении своего статуса в системе здравоохранения, Экомедсервис обратился в Министерство здравоохранения за разъяснением. Но чёткого ответа дано не было, со ссылкой на отсутствие у Минздрава полномочий на толкование законодательных актов (Приложение 1).

Отсюда возникает вопрос, что взято в Законе за основу определения термина «организация здравоохранения» — основная Цель деятельности или основной Вид деятельности? Кроме того, является ли обязательным условием отнесения юридического лица к организации здравоохранения, соответствие его названия номенклатуре, утвержденной Министерством здравоохранения Беларуси?

Если за основу данного определения взята основная Цель деятельности, то тогда все обстоит относительно просто. Достаточно внести в Закон изменения только в понятие «Другие организации» изложив его в другой редакции, охватывающей все юридические лица, не являющиеся организациями здравоохранения. Например, «другие организации, которые осуществляют медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, не входящие в государственную систему здравоохранения и не являющиеся негосударственными организациями здравоохранения».

Если за основу данного определения взят основной Вид деятельности, то тогда в Законе необходимо изменить понятие термина «организации здравоохранения», изложив его, например, в следующей редакции: «юридическое лицо, основным видом деятельности которого является осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности». Но в этом случае, все коммерческие организации, у которых основной вид деятельности является осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности, должны иметь соответствующее название организации (часть 4 статьи 11 Закона, постановление Минздрава от 28.09.2005 г. № 35 «Об утверждении номенклатуры организаций здравоохранения») и в качестве руководителя организации иметь лицо, соответствующее лицензионным требованиям подпункта 322.2.1 пункта 322.2 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», далее — Положение о лицензировании. А так как эти требования, сегодня, подавляющее большинство коммерческих организаций не соблюдает (ввиду отсутствия необходимости), это приведёт к фактическому массовому грубому нарушению законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (пункт 329 Положения о лицензировании). Что будет являться основанием для прекращения действия лицензии на осуществлении медицинской деятельности (пункты 82 и 84 Положения о лицензировании).

Для практической наглядности существования проблемы в отнесении юридического лица к организации здравоохранения, приведем еще один пример. В приложении 2 представлена переписка между ООО «Малюс» и Фондом соцзащиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Согласно Уставу, ООО «Малюс» является коммерческой организацией, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли. На основании этого, Фонд соцзащиты сделал вывод, что ООО «Малюс» не может быть отнесено к организации здравоохранения и, как следствие, оно не может являться плательщиком взносов на профессиональное пенсионное страхование в отношении медицинских работников.

На основании изложенного, просим:

  1. Дать разъяснение, являлся (является) ли Экомедсервис организацией здравоохранения, по каждому из нижеприведённых периодов:
ПериодНаименование ОрганизацииОсновная Цель деятельности ОрганизацииОсновной Вид деятельности ОрганизацииРуководитель Организации
1До 01.03.2013СООО «Экомедсервис»Извлечение прибыли посредством осуществления хозяйственной деятельности (п. 2.1 Устава)Оказание медицинских услуг (согласно данным бухучёта)Не соответствовал требованиям подпункта 322.2.1 пункта 322.2 Положения о лицензировании
201.03.2013 — 17.07.2013СООО «Экомедсервис-Медицинский центр»Извлечение прибыли посредством осуществления хозяйственной деятельности (п. 2.1 Устава)Оказание медицинских услуг (согласно данным бухучёта)Соответствовал требованиям подпункта 322.2.1 пункта 322.2 Положения о лицензировании
318.07.2013 — настоящее времяСООО «Экомедсервис-Медицинский центр»Извлечение прибыли посредством осуществления хозяйственной деятельности (п. 2.1 Устава)Оказание медицинских услуг (согласно данным бухучёта)Не соответствует требованиям подпункта 322.2.1 пункта 322.2 Положения о лицензировании
  1. Внести изменения в Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», и изложить:
    1. абзац 16 части 1 статьи 1 Закона в следующей редакции:
  • «Организация здравоохранения — юридическое лицо, основной целью деятельности которого является осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности и наименование которого соответствует номенклатуре, утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь».
    1. абзац 4 части 1 статьи 10 Закона в следующей редакции:
  • «Другие организации, которые осуществляют медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, не входящие в государственную систему здравоохранения и не являющиеся негосударственными организациями здравоохранения»;
    1. часть 3 статьи 11 Закона в следующей редакции:
  • «Другие организации могут также осуществлять медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь».

Приложение:

  1. Переписка СООО «Экомедсервис-Медицинский центр» с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, 2 письма на 5 листах.
  2. Переписка ООО «Малюс» с Фондом соцзащиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 3 письма на 4 листах.

С уважением,
Председатель совета учредителей
СООО «Экомедсервис-Медицинский центр»,
Член ОКС Минздрава,
Член ОКС Мингорисполкома

Почётный предприниматель Республики БеларусьВ.Т.Коява

Ответ на письмо «О внесении изменений в Закон о здравоохранении»

Письмо от Союзов предпринимателей в СМ РБ по Указу 450