Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. Профессора М.С. Кунявского | ОО «Белорусский союз Предпринимателей» |
Исх. 15.03.2013 № 01-15/2-90 | Исх. 14.03.2013 № 01-03/29 |
Министерство здравоохранения
Республики Беларусь
Министерство экономики
Республики Беларусь
О проекте постановления
Министерства здравоохранения
Республики Беларусь
Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского и ОО «Белорусский союз предпринимателей (далее союзы), рассмотрев проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь (Минздрав) «Об установлении единых норм времени, норм расхода материалов на платные медицинские услуги по стоматологии и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 103», отмечают следующее.
Устанавливаемые проектом единые нормы времени и нормы расхода материалов не отражают в полной мере реальные технологические процессы оказания стоматологических услуг.
В предлагаемом проекте при определении нормы времени в числе специалистов, оказывающих платную медицинскую услугу, не учитывается работа медицинской сестры (помощника врача).
Считаем, что такое исключение медперсонала нарушают правила безопасности врача и пациента (особенно детей) при оказании стоматологических услуг, в результате чего может быть нанесен непоправимый вред здоровью и угроза жизни пациентов.
Обращаем внимание, что постановлением Минздрава от 30.09.2011 №103 установлены нормы времени и нормы расхода материалов на платные медицинские услуги, которые предусматривают в определенной мере современные технологические процессы при оказании платных стоматологических услуг, и при определении нормы времени учитывают работу медсестры (помощника врача), ассистирующей врачу-стоматологу при оказании стоматологической услуги.
Проектом не предусмотрено время простоя врача в процессе лечения, пока ожидаются результаты рентгена.
Предлагаемый проект по многим позициям не учитывает современные технологические процессы. Например, проектом не предусмотрена компьютерная томография.
В проекте не предусмотрен механизм обновления и внесения новых названий материалов, инструментов и оборудования, хотя на рынке постоянно происходит их обновление и расширение ассортимента.
В проекте имеется терминологическая путаница: оттиск из альгинатной массы не является манипуляцией (п.1.4.15.), а изделием; отливка модели из гипса названа манипуляцией (п.1.4.20.), хотя это является изделием и имеет название – модель из гипса; реставрация коронковой части одного зуба … названа манипуляцией (п.2.5.1.), хотя по описанию работ это является пломбой и изделием и т. д. Во время рабочих встреч при обсуждении документов на это многократно обращалось внимание, но те же ошибки повторяются.
В проекте предлагаемые нормы времени не соответствуют реальным затратам времени, а нормы расхода материалов, приблизительные и не являются действительными. Поэтому указанные нормы могут быть только рекомендованными.
Полагаем, что жесткое регламентирование норм времени и расхода материалов для частных организаций, оказывающих стоматологические услуги в рыночных условиях, не отвечают современным требованиям конкуренции.
С момента принятия постановления № 103 прошло только полтора года. Поэтому непонятно, с какой целью и на основании, какого решения подготовлен проект постановления, который в значительной степени ухудшает условия для оказания качественных и безопасных стоматологических услуг.
Обращаем внимание, что Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции (заключено между Россией, Беларусью и Казахстаном) предусмотрено утверждение (до июля 2013 г.) Модельного закона «О конкуренции», обсуждение которого состоится в Минске 25-26 апреля 2013 г.
Подготовленный Минздравом проект противоречит принципам гармонизации законодательства трех стран, изложенных в указанных актах ЕЭП, и препятствует созданию равных конкурентных условий ведения бизнеса, т.к. в России и Казахстане платные стоматологические услуги не регулируются государством.
Исходя из изложенного считаем, что проект постановления требуется проработать с учетом Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 и в предлагаемой редакции принимать нельзя.
По нашему мнению достаточно внести изменения в постановление № 103, в котором предусмотреть следующее:
- Устанавливаемые проектом единые нормы времени и нормы расхода материалов должны носить рекомендательный (а не обязательный) характер для организаций частной формы собственности и ИП.
- При отсутствии рекомендуемых единых времени норм времени и расхода материалов руководитель частной организации и ИП вправе устанавливать их самостоятельно локальным нормативным правовым актом.
Полагаем, что применяемая государственными органами методология при подготовке нормативных правовых актов не в достаточной мере учитывает экономический аспект рыночных взаимоотношений в области оказания платных стоматологических услуг.
Мероприятиями по реализации положений Директивы № 4 (утв. Совмином и Нацбанком 28.02.2011 г. 251/6 пункт 5) было предусмотрено «Сокращение перечня платных медицинских услуг, оказываемых организациями независимо от формы собственности, тарифы на которые регулируются государством» (срок исполнения 2 квартал 2011 г.).
В соответствии с поручением Совета Министров от 18.04.2012 г. №38/11/204-206 Министерством здравоохранения при участии представителей Министерства экономики и бизнес-союзов было проведено совещание по вопросу совершенствования ценообразования на платные медицинские услуги. Итогом совещания явился протокол № 2 от 28.04.2012 г., который содержал ряд последовательных шагов по частичному сокращению государственного регулирования тарифов на платные медицинские услуги, вплоть до его полной отмены.
Протоколом (п.2.3) принято решение, согласно которому Министерство здравоохранения совместно с Министерством экономики и бизнес-союзами, по итогам 1 полугодия 2012 г. должны были пересмотреть Перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством (утв. Постановлением Совмина № 495 от 14.04.2011 г.), а по итогам работы за 2012 г. и с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в республике, рассмотреть предложения по отмене предельных тарифов на платные медицинские услуги для субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности (п.2.5).
Невыполнение министерствами здравоохранения и экономики решений совещания в значительной мере препятствует цивилизованному развитию рынка платных медицинских услуг. В Перечне регулируемых тарифов остались самые высокотехнологичные услуги, которые требуют больших капитальных вложений: диагностические услуги (лучевая, ультразвуковая, функциональная и эндоскопическая диагностики); лабораторные исследования; стоматологические услуги (ортопедические, ортодонтические и зуботехнические). При существующем жестком подходе к регулированию цен, организации, оказывающие медицинские услуги не способны приобретать (обновлять) дорогостоящее медицинское оборудование, что противоречит и государственным интересам, а также препятствует созданию равных конкурентных условий в ЕЭП.
Учитывая вышеизложенное убедительно просим министерство здравоохранения совместно с министерством экономики и бизнес-союзами продолжить работу в рамках протокола совещания № 2 от 28.04.2012 г. и выйти в Совет Министров Республики Беларусь с предложением, исключить из Перечня платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством, стоматологические и диагностические услуги (включая лабораторные исследования).
Председатель Правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского | Председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей» |
Г.П. Бадей | А.Ф. Калинин |