Совет по предпринимательству
при Мингорисполкоме

Предлагаем вынести на обсуждение Совета «Социальный налоговый вычет» в здравоохранении, который состоится 22.04.22

Тезисы доклада:

1. Все пользуются системой здравоохранения, которое делится на 2 сектора — бюджетный (финансируемый из республиканского и местного бюджетов) и внебюджетный (государственный и частный, когда пациенты или организации оплачивают лечение). Их соотношение — 90 бюджетный и 10 %, внебюджетный.

2. Как улучшить бюджетное здравоохранение — повысить его качество и доступность?

Есть 2 способа:

1. увеличить бюджетное финансирование

Если есть в бюджете возможность увеличить финансирование — хорошо и надо это делать. Но денег всегда будет не хватать, т.к. технологии быстро развиваются и все очень затратное.

2. уменьшить количество пациентов, которые пользуются им.

Как реализовать второй способ? Необходимо создать условия для развития внебюджетного здравоохранения, чтобы он был для пациентов привлекательным, и они были согласны пользоваться платными услугами, в замен бесплатных, в бюджетном здравоохранении.

План мероприятий по развитию цивилизованного сектора внебюджетного здравоохранения, мы разработали еще в 1999 году (23 года назад) и постепенно его реализуем. В основе нашей Реформы лежат два принципа:

  1. Равные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности.
  2. Прозрачный бизнес — отрицание «серых» схем, работа только «через кассу» и без «зарплат в конвертах» (без чего невозможна добросовестная конкуренция).

Реформа затрагивает лицензирование, ценообразование, налогообложение.

В реализации нашего плана Реформы большую помощь оказывают бизнес-союзы, а также Мингорисполком, через который мы инициировали ряд предложений, что попытаемся сделать и сейчас.

Хотелось бы показать, как правильное использование существующего финансового инструмента «социальный налоговый вычет», может в значительной мере улучшить состояние системы здравоохранения.

Сегодня физическое лицо может воспользоваться платными медицинскими услугами за собственные средства, приобретя полис страхования медицинских расходов или самостоятельно оплатив полученную медицинскую помощь. При приобретении полиса страхования физическое лицо может воспользоваться налоговым вычетом, т.е. ему будет возвращена сумма в размере 13 %, если он является плательщиком подоходного налога. Но данная льгота используется не эффективно, так как страховым компаниям не выгодно и они не заинтересованы страховать и практически не страхуют физических лиц (страхуются или очень больные или «очень хитрые», которые выбирают полностью страховое возмещение). Сегодня страховые компании в основном работают с корпоративными клиентами, когда страхуют сразу 100-200 сотрудников.

Мы предлагаем перейти к рациональному использованию данной налоговой льготы и распространить действие налогового вычета, на непосредственную оплату медицинской помощи в организации здравоохранения. Т.е. дать право физическому лицу осознанно выбрать путь финансирования своего лечения (в рамках, установленных (заложенных в бюджете) объемов «налогового вычета») и никакой новой нагрузки на бюджет не предполагается.

Расширение сферы применения социальной льготы будет способствовать легализации так называемого «серого» рынка медицинских услуг, так как пациенты будут заинтересованы в получении кассовых чеков, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет, а это 20-25 % с суммы чека. То есть, это очень «мягкая» антикоррупционная мера, когда чисто экономическими методами будет разрушаться «серый» сектор здравоохранения (бюджетного и коммерческого).

«Налоговый вычет» при оплате за лечение приведет к снижению расходов населения на медицинские услуги, что равносильно снижению цен на них.

Увеличение привлекательности платных медицинских услуг (за счет снижения цены для физических лиц), будет способствовать к дополнительному добровольному переходу граждан из бюджетной системы здравоохранения во внебюджетную, что приведет к значительному уменьшению нагрузки на бюджетное здравоохранение и, как следствие, к увеличению его качества и доступности.

В результате мы имеем — государство возвращает физическому лицу 13 % средств, от затраченных им средств на платную медицинскую помощь, организация здравоохранения выплачивает 20 — 25 % налогов и еще в бюджетном здравоохранении «сберегается» 100 % средств, которые должны были пойти на медицинскую помощь пациенту. Итог — 13 % затрат (точнее недополученных налогов, что уже заложено в бюджете) и 125 % дохода. Это составляет экономическую эффективность использования социального налогового вычета с рентабельностью 1000 %.

Есть ли еще такие эффективные вложения бюджетных средств? Ответ, нет!

Аналогичный «налоговый вычет» осуществляется в России с 2002 года, мы же его предлагали еще в 1999 году. Кроме того, в России «налоговый вычет» используется и при приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

В 2007 году, по заказу Комитета здравоохранения, который возглавлял Д.Л.Пиневич, нынешний Министр, по поручении Председателя Мингорисполкома М.Я.Павлова, НИИ социально-экономических проблем провел НИР и подтвердил экономическую эффективность данной льготы. Кроме того, было дано поручение зам. председателю М.С.Титенкову по реализации данных выводов НИР, которое так и не выполнили.

В связи с вышесказанным, считаем целесообразным внести предложение от Мингорисполкома непосредственно в Совет Министров Республики Беларусь или в разрабатываемые Программы по поддержке бизнеса, о расширении применения «налогового вычета» при непосредственной оплате физическим лицом организации здравоохранения, за полученную медицинскую помощь.

Член советаВ. Т. Коява
Член советаА. Ф. Калинин
Член советаЛ. И. Коваль