24.06.2020 ВЫПЛАТ, НА КОТОРЫЕ НЕ НАЧИСЛЯЮТСЯ ВЗНОСЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ, В БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В БЕЛОРУССКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УНИТАРНОЕ СТРАХОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «БЕЛГОССТРАХ»(В ред. постановлений Совмина от 14.12.2013 N 1083, от 30.06.2014 N 637, от 23.07.2014 N 718, от 21.03.2017 N 209, от 29.08.2019 N 575)1. Государственные пособия, денежные выплаты, связанные с награждением государственными наградами, премии, стипендии, гранты, предусмотренные законодательными актами и выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета и государственного социального страхования.2. Выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта).3. Компенсации в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренные в главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь, суммы возмещения морального вреда, причиненного работникам.4. Суммы средств работодателя, направленные на:Обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, форменной одеждой и обмундированием в соответствии с законодательством;Обучение работников, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их переподготовке, профессиональной подготовке, повышении квалификации, стажировке, обучении на обучающих курсах, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью, в размере стоимости такого обучения (в ред. постановления Совмина от 23.07.2014 N 718);Приобретение путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Республики Беларусь детям работников;Медицинские осмотры в соответствии с законодательством;Медицинскую помощь (кроме косметологических услуг нелечебного характера) — в виде материальной помощи в размере суммы, освобождаемой от уплаты подоходного налога, указанной в абзаце втором части 1 пункта 23 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь, в течение календарного года;Медицинскую помощь (кроме косметологических услуг нелечебного характера) — в виде безвозмездной (спонсорской) помощи, материальной или иной помощи при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь;Поощрение работников за участие в спортивных мероприятиях;Строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, погашение кредитов (ссуд), полученных на указанные цели, работникам, нуждающимся в соответствии с законодательством в улучшении жилищных условий.ПроектОбоснование к проекту постановления Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 «Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».Реализация конституционных прав граждан Республики Беларусь на охрану здоровья является одной из важнейшей задачей социальной политики государства. Укрепление здоровья и сохранение жизни граждан — один из приоритетов государственной политики, которая реализуется, прежде всего, путем улучшения качества и доступности медицинской помощи.Сфера здравоохранения предусматривает оказание необходимого объема качественной медицинской помощи каждому жителю республики в пределах установленных государственных минимальных социальных стандартов.Справочно: для улучшения качества и доступности медицинской помощи реализуются мероприятия Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2016 — 2020 годы по строительству и ремонту учреждений здравоохранения, закупке для регионов республики санитарного автотранспорта, медицинского оборудования и лекарственных средств, организации кадрового обеспечении, внедрению современных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников.Реализация поставленных задач возможна лишь при условии достаточности и эффективности бюджетного финансирования системы здравоохранения Республики Беларусь.Однако, в настоящее время в связи со сложной экономической ситуацией в республике, в том числе обусловленной пандемией коронавирусной инфекции и общим спадом уровня экономики в мире, выделяемый на здравоохранение государственный бюджет не отвечает реальным потребностям. Объективная реальность требует поиска иных источников внебюджетного финансирования системы здравоохранения.В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 04.11.2006 г. № 1475, была предусмотрена одна из задач — создание цивилизованного сектора внебюджетного здравоохранения, когда все участники будут находиться в равных условиях хозяйствования, когда он будет прозрачным, легальным и без «зарплат в конвертах». Создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения будет способствовать переходу части пациентов на медицинское обслуживание из государственных учреждений здравоохранения в частные медицинские центры и внебюджетные подразделения государственных поликлиник и больниц, что косвенно приведет к увеличению суммы бюджетного финансирования на 1 пациента в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения. Одновременно с указанным эффектом бюджетозамещения предполагается рост поступления в государственный бюджет налоговых выплат и взносов по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — отчисления в ФСЗН и «Белгосстрах»).В свою очередь, здоровая конкуренция между частными медицинскими центрами и государственными учреждениями здравоохранения приведет к расширению спектра и улучшению качества платных медицинских услуг для населения.Внебюджетный сектор здравоохранения может формироваться как за счет привлечения финансовых средства самих граждан, так и юридических лиц.В настоящее время на фоне отсутствия роста платежеспособности граждан основной задачей является мотивация юридических лиц на вовлечение прибыли предприятий на оплату медицинской помощи для своих сотрудников и их родственников. С этой целью предусматривается льготирование подоходного налога, а также отчислений в ФСЗН и «Белгосстрах» с суммы доходов физических лиц из прибыли организаций, направленных на оплату медицинской помощи и страхование медицинских расходов. Для реализации поставленных задач с 2011 года в республике создавалась нормативная правовая база.В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (далее — Директива № 4), постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь от 28.02.2011 № 251/6 был утвержден план мероприятий, пунктом 31 которого предусматривается принятие мер по увеличению внебюджетного финансирования здравоохранения с обеспечением возможности не приравнивать к доходам граждан суммы, направленные юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату лечения своих сотрудников или их близких родственников или приобретение страхового полиса по возмещению медицинских расходов.Принятием Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Республики Беларусь» физические лица были освобождены от подоходного налога с сумм, направляемых юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату медицинской помощи для своих сотрудников и их близких родственников при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее — Минздрав), а при условии, если организация является местом основной работы гражданина, и сумма оказанной ему в течение налогового периода материальной помощи не превышает 1984 белорусских рубля (в 2020 году), — без соответствующего подтверждения (пункт 23 статьи 208 Налогового Кодекса).Принятое Минздравом постановление от 07.03.2012 № 14 «О порядке выдачи подтверждения нуждаемости в медицинской помощи» (далее — постановление Минздрава № 14) установило порядок выдачи подтверждения в нуждаемости гражданина в медицинской помощи в виде медицинской справки о состоянии здоровья.В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 «Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — Перечень выплат), суммы средств работодателя, направленные на медицинскую помощь своим работникам, в том числе на проведение операций, освобождаются от начисления указанных взносов, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь (не зависимо от размера указанной суммы средств). В соответствии с разъяснениями государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН) от 19.03.2014 подтверждением нуждаемости гражданина в медицинской помощи также является аналогичная медицинская справка о состоянии здоровья.Вместе с тем, практика применения норм указанных нормативных правовых актах выявила, в отличие от простого механизма реализации налоговых льгот для граждан, сложный механизм их реализации для юридических лиц, что привело к нежеланию предприятий и организаций направлять средства из своей прибыли на оплату медицинской помощи для своих сотрудников и их родственников.Сумма средств работодателя, выделяемая работникам для получения медицинской помощи в течение налогового периода (12 месяцев), как правило, не превышает сумму, указанную в пункте 23 статьи 208 Налогового Кодекса (1984 бел. руб. в 2020 г.) и не требует получения гражданином медицинской справки для освобождения от подоходного налога. Одновременно с этим, для освобождения работодателя (юридического лица) от отчисления в ФСЗН и «Белгосстрах» с той же суммы, требуется предоставление работником указанной медицинской справки.В свою очередь получение гражданином медицинской справки влечет за собой неоднократные посещения им организации здравоохранения для медицинских осмотров, обследований и комиссионного освидетельствования, что приводит к дополнительной нагрузке на организацию здравоохранения (материальные, трудовые, финансовые и временные затраты) и уменьшению доступности медицинской помощи для действительно нуждающихся в ней граждан. В результате складывается ситуация, когда пациент чаще должен посещать организацию здравоохранения не для получения медицинской помощи, а для получения медицинской справки, необходимой для освобождения от отчислений в ФСЗН и «Белгосстрах».Таким образом, принятие данного постановления позволит упростить механизм и унифицировать подходы к освобождению юридических лиц от отчислений в ФСЗН и «Белгосстрах», аналогично освобождению физических лиц от подоходного налога соразмерно сумме, выделенной на получение медицинской помощи.Одновременно, новая редакция пункта 4 Перечня выплат приводится в соответствие с Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» и исключает слова: «в том числе на проведение операций» (в понятие «медицинская помощь» входит и проведение операций).Также вводится конкретизация медицинской помощи, на которую распространяется действие настоящего постановления, по аналогии с льготным налогообложением по налогу на добавленную стоимость — медицинская помощь (кроме косметологических услуг нелечебного характера).Принятие настоящего постановления и применение его норм на практике позволит:Расширить новый источник внебюджетного финансирования системы здравоохранения в виде юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направляющих безналичные средства из прибыли предприятий и индивидуальных предпринимателей на оплату медицинской помощи для своих сотрудников;Увеличить долю собираемых налогов и сборов в государственный бюджет с внебюджетного сектора здравоохранения;Снизить нагрузку на государственный бюджетный сектор здравоохранения за счет перераспределения потока пациентов во внебюджетный сектор здравоохранения;Улучшить доступность и повысить качество медицинской помощи для населения;Предоставить возможность юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям использовать альтернативный механизм финансирования медицинской помощи для сотрудников, наряду с добровольным страхованием медицинских расходов (хотя оплата будет производиться из прибыли юридического лица и индивидуального предпринимателя, а не относиться на затраты, как при страховании), что создаст условия для повышения качества страховых услуг из-за возникновения конкуренции;Получать не оказываемую медицинскую помощь в рамках добровольного страхования медицинских расходов;Формировать культуру заботы о состоянии здоровья своих работников (так называемое корпоративное здоровье) у современных компаний/предприятий.Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 6 апреля 2012 г. N 8/25235ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 марта 2012 г. N 14О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ НУЖДАЕМОСТИ В ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ(в ред. постановлений Минздрава от 27.12.2012 N 208, от 19.03.2019 N 18, от __.__.2020 N __)На основании абзаца второго пункта 30 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь, абзаца четвёртого пункта 4 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. N 115 и подпункта 9.1 пункта 9 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. N 1446, Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:Установить, что подтверждением нуждаемости гражданина в получении медицинской помощи для целей: освобождения от подоходного налога с физических лиц безвозмездной (спонсорской) помощи, материальной или иной помощи, а также поступивших на благотворительный счет, открытый в банке Республики Беларусь, небанковской кредитно-финансовой организации Республики Беларусь, пожертвований, полученных плательщиком, нуждающимся в оказании такой медицинской помощи, не начисления взносов по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», является медицинская справка о состоянии здоровья, выдаваемая в порядке, установленном пунктом 7.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. N 200.Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.Первый заместитель МинистраД.Л.ПиневичПроектОбоснование к проекту постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерств здравоохранения Республики Беларусь от 7 марта 2012 г. N 14 «О порядке выдачи подтверждения нуждаемости в получении медицинской помощи».Принятием Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Республики Беларусь» физические лица были освобождены от подоходного налога с сумм, направляемых юридическими лицами из прибыли предприятий на оплату медицинской помощи для своих сотрудников и их близких родственников при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее — Минздрав), а при условии, если организация является местом основной работы гражданина, и сумма оказанной ему в течение налогового периода материальной помощи не превышает 1984 белорусских рубля (в 2020 году), — без соответствующего подтверждения (пункт 23 статьи 208 Налогового Кодекса).Принятое Минздравом постановление от 07.03.2012 № 14 «О порядке выдачи подтверждения нуждаемости в медицинской помощи» (далее — постановление Минздрава № 14) установило порядок выдачи подтверждения в нуждаемости гражданина в медицинской помощи в виде медицинской справки о состоянии здоровья.В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 «Об утверждении перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (далее — Перечень выплат), суммы средств работодателя, направленные на медицинскую помощь освобождаются от начисления указанных взносов, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Минздравом. В соответствии с разъяснениями государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.03.2014 подтверждением нуждаемости гражданина в медицинской помощи также является аналогичная медицинская справка о состоянии здоровья.Для устранения пробела в законодательстве, вносится дополнение в постановление Минздрава № 14 для установления порядка выдачи подтверждения нуждаемости в получении медицинской помощи, для целей не начисления взносов по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».Одновременно, так как изменённая редакция пункта 4 Перечня выплат приводится в соответствие с Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» и исключает слова «в том числе на проведение операций» (в понятие «медицинская помощь» входит и проведение операций), в проекте постановления Минздрава № 14 исключены слова «в том числе на проведение операций».