ОО «Белорусский союз предпринимателей» | Бизнес союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского |
Исх. от 10.02.2015 г. | Исх. от 10.02.2015 г. |
Руководителю рабочей группы
ЖИЛЕВИЧ Л. А.
Уважаемая Людмила Аверкиевна!
Эксперты ОО «Белорусский Союз Предпринимателей» и Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С. Кунявского, рассмотрев проект постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь (Минздрав) «Об установлении единых норм времени, норм расхода материалов на платные медицинские услуги по стоматологии и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 103» (далее Проект), отмечают следующее:
1. Время, фактически необходимое для оказания медицинской услуги, определяется только специалистом, оказывающий услугу, так как он несет ответственность за безопасность пациента и качество услуги, которые зависят от множества факторов: состояния пациента, квалификации специалистов, используемых материалов, оборудования и иных конкретных условий. Считаем, норма времени, в данном постановлении, используется как расчетная единица стоимости медицинской услуги и не является реальной продолжительностью медицинской услуги. В связи с этим, предлагаем дополнить приложение 1 Проекта Примечанием 2:
«Норма времени, в данном постановлении, используется как расчетная единица стоимости медицинской услуги и не является реальной продолжительностью медицинской услуги. Время, фактически необходимое для оказания медицинской услуги определяется только специалистом, оказывающий услугу, так как он несет ответственность за безопасность пациента и качество услуги, которые зависят от множества факторов: состояния пациента, квалификации специалистов, используемых материалов, оборудования и иных конкретных условий.»
2. В предлагаемом Проекте при определении нормы времени в числе специалистов, оказывающих платную медицинскую услугу, не учитывается работа медицинской сестры (помощника врача). Хотя в постановлении Минздрава от 30.09.2011 г. № 103 медицинская сестра (помощник врача) принимала участие в оказании медицинской услуги, что предусматривают современные технологические процессы.
Считаем, что такое исключение среднего медперсонала нарушают правила безопасности врача и пациента (особенно детей) при оказании стоматологических услуг, в результате чего может быть нанесен непоправимый вред здоровью и угроза жизни пациентов. Кроме того, если медицинская сестра фактически участвует в технологическом процессе, то учитывать ее затраты в накладных расходах, экономически нецелесообразно, так как это прямые затраты. А через накладные расходы (косвенные затраты), мы будем увеличивать затраты других медицинских услуг, где медицинская сестра не участвует, что приведет к увеличению тарифов на эти услуги.
Чтобы данный Проект полностью отражал реально существующие процессы оказания стоматологических услуг (для организаций здравоохранения, где работают врачи-стоматологи с медицинской сестрой и без нее), предлагается дополнить приложение 1 Проекта Примечанием 3:
«Если прием пациента осуществляется с участием медицинской сестры (помощника врача-стоматолога), то норма времени для медицинской сестры (помощника врача-стоматолога) соответствует норме времени для врача-стоматолога.»
3. В Проект внесена новая услуга «Трехмерная компьютерная томография на дентальном томографе» (п. 8.8), которую выполняют врач-рентгенолог вместе в рентгенлаборантом. Согласно технической характеристики данной услуги (в нее входит сбор анамнеза и изучение медицинской документации), можно утверждать, что участие врача-рентгенолога мера обоснованная. Но если рассматривать аналогичные услуги 8.1 – 8.6, то их может выполнять только один специалист (врач-рентгенолог или рентгенлаборант). Введение в услугу п. 8.8 одновременно двух специалистов, значительно увеличивает затраты, что скажется на конечном уровне тарифа данной услуги. Кроме того, в стране нет столько подготовленных врачей-рентгенологов (умеющих анализировать стоматологические 3Д-томограммы), чтобы они могли полностью закрыть потребность для полноценной загрузки уже имеющихся 3Д-томографов.
В связи с эти, предлагаем ввести в приложение 1 Проекта новую услугу (п.8.11):
«Трехмерная компьютерная томография на дентальном томографе, с записью изображения на диск».
Техническая характеристика — «Регистрация пациента, подготовка дентального компьютерного томографа к работе, проведение трехмерной компьютерной томографии, запись изображения на CD-диск».
Специалист, оказывающий услугу – врач-рентгенолог или рентгенлаборант.
Норма времени – 60 мин.
4. В Проекте не учитывается время простоя врача-стоматолога в процессе оказания медицинской услуги, пока «ожидается» дентальный радиовизиографический снимок, который необходим для осуществления качественной услуги. Это полностью искажает экономику расчета реальной стоимости лечения пациента. Затраты на врача стоматолога во время «ожидания» дентального снимка должны входить или в стоимость данной медицинской услуги (за счет увеличения нормы времени оказания данной услуги) или, что более экономически целесообразно, в стоимость радиовизиографии.
Согласно нормам времени в медицинскую услуги не входит время на проведение дентального снимка (п. 2.4.4 – продолжительность манипуляции всего 10 минут). А в технической характеристике данной услуги указывается определение длины канала. К сожалению, в клинических протоколах РБ отсутствует этап определения рабочей длины корневого канала в процессе механической обработке ротационными инструментами (например, 3-кратное при применении протейпер некст). Для этого применяется не только апекслокатор, но также необходим рентгенконтроль с финишным инструментом и с мастер-штифтом.
Кроме того, врач-стоматолог сопровождает пациента в ренгенкабинет, дает рекомендации ренгенлаборанту и т.д.
В связи с эти, предлагаем ввести в приложение 1 Проекта новую услугу (п.8.10):
«Радиовизиография без распечатки изображения, в процессе стоматологического приема».
Техническая характеристика — «установка датчика, производство снимка».
Специалист, оказывающий услугу – врач-стоматолог, врач-рентгенолог или рентгенлаборант.
Норма времени – 10 мин.
5. Обращаем внимание, что манипуляция в Проекте п.8.7 (запись изображения на диск), не является медицинской (она будет рассчитываться с НДС) и не может входить в Проект данного постановления.
6. В Проект внесено всего 7 новых медицинских услуг (1.4.37, 2.5.37, 4.2.40, 6.7.7, 8.7, 8.8 и 8,9). Одна из этих услуг (п. 6.7.7) включена в середину подраздела, что полностью нарушает сложившуюся нумерацию и осложнит в дальнейшем работу врачам, экономистам с этим Проектом. Предлагается новую услугу под п. 6.7.7 переместить в конец подраздела (п. 6.7.18).
7. Включить в основную часть Проекта:
«Нормы и нормативы материальных и трудовых затрат на виды платных медицинских услуг, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь были утверждены руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем до принятия настоящего постановления, должны быть приведены в соответствие с нормами и нормативами материальных и трудовых затрат утверждённых Министерством здравоохранения Республики Беларусь настоящим постановлением.
Тарифы на указанные виды платных медицинских услуг регулируются только нормативом рентабельности, установленным законодательством Республики Беларусь, без установления на них максимальных предельных тарифов (если они входят в перечень видов услуг, определенный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами» от 17.01.2014 №35, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством торговли Республики Беларусь).»
8. Исключить из названия Приложения 1 Проекта «Единые».
9. Есть совершенно другой концептуальный подход, по отношению к данному Проекту (который мы поддерживаем).
Необходимо разделить все медицинские услуги на две части:
- Использующие общедоступные технологии и материалы.
- Использующие высокотехнологичные и современные технологии и материалы.
Следующим шагом является принятие нормативного акта, отменяющего регулирование тарифов на платные медицинские услуги с помощью установления предельных тарифов. При этом сохраняется регулирование тарифов по Перечню платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством, только с помощью ограничения уровня рентабельности в пределах 30 %. А медицинские услуги, использующие высокотехнологичные и современные технологии и материалы (список 2 Нового Проекта), исключаются из Перечня платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством, как не определяющие жизненный уровень населения (ст.1.1, Директивы Президента Республики Беларусь № 4 ”О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь“).
Приложения:
1. Письмо от Бизнес-Союзов в СМ РБ «Об отмене регулирования тарифов на платные медицинские услуги» от 13.11.2014 г.
2. Анализ динамики роста цен за период 2008 -2015 гг.
3. Проект 2015 – нормы времени на платные медицинские услуги по стоматологии.
Член Совета ОО «Белорусский союз предпринимателей» | Сопредседатель Правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С. Кунявского |
В. Т. Коява | Ж. К. Тарасевич |