Предлагаемые мероприятия по реализации предложений по совершенствованию деловой среды
Данные предложения направлены на последовательное развитие цивилизованного сектора внебюджетного здравоохранения (государственного и частного), на основе принципов:
- равные условия хозяйствования организаций всех форм собственности;
- добросовестная конкуренция.
Решение вопроса:
- с грубым нарушением при использовании медицинской техники;
- с приостановлением/прекращением действия лицензии;
- с лицензированием при осуществлении медицинской деятельности по оказанию платных услуг государственными организациями здравоохранения;
- кадрового вопроса с врачами-специалистами;
- о налоговом вычете;
- о земельном налоге;
- о безвозмездной помощи;
- о ценообразовании платных медицинских услуг;
- о наружной рекламе на жилом доме;
- по оказанию медицинской помощи вне организаций здравоохранения.
член рабочей группы при Минэкономики
1. Предложения в Закон Республики Беларусь от 14.10.2022 N 213-З «О лицензировании» (далее – Закон о лицензировании) – решение вопроса с грубым нарушением при использовании медицинской техники
Выявленная проблема:
Отсутствие чёткой, конкретной и ясной нормы, в которой перечислены необходимая для осуществления медицинской деятельности медицинская техника и изделия медицинского назначения, создает высокие риски для запрета (ограничений) деятельности и привлечения к ответственности субъекта хозяйствования в зависимости от цели (установок) контролирующего органа, а также создает высокие коррупционные риски.НПА подлежащий корректировке:
Абзац восьмой статьи 211 Закона о лицензированииФормулировка нормы необходимой для включения/ изменения:
Абзац восьмой статьи 211 дополнить словами «, наличие которых предусмотрено нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения»Обоснование необходимости предлагаемой корректировки:
Предлагается уточнить неконкретные требования (отнесенные к грубым нарушениям законодательства о лицензировании), которые не регламентируются конкретными нормативными правовыми актами, что позволит сузить поле для проявления злоупотреблений со стороны контролирующих органов.Так как невыполнение указанного требования относится к грубым нарушениям законодательства о лицензировании, которые теоретически могут привести к серьезным последствиям для жизни и здоровья граждан при оказании им медицинской помощи, то целесообразно данные требования систематизировать, указать их в нормативных правовых актах Министерства здравоохранения или создать соответствующие конкретные перечни.
Аналогичная норма прописана в Законе о лицензировании по отсутствию медицинской документации.
2. Предложения в Закон Республики Беларусь от 14.10.2022 N 213-З «О лицензировании» (далее – Закон о лицензировании) – решение вопроса с приостановлением/прекращением действия лицензии
Выявленная проблема:
Отсутствует гарантия того, что в случае, если есть возможность приостанавливать/прекращать действие лицензии только в ее части, где было нарушение, то приостановить/прекратить действие всей лицензии лицензирующий орган не мог бы.НПА подлежащий корректировке:
Пункт 2 статьи 38, пункт 6 статьи 39 Закона о лицензировании.Формулировка нормы необходимой для включения/ изменения:
Начало подпунктов 2.2-2.4 пункта 2 статьи 38 дополнить словом «только».Начало абзацев третьего-пятого части первой пункта 6 статьи 39 дополнить словом «только».
Обоснование необходимости предлагаемой корректировки:
Данное изменение направлено на снижение коррупционных рисков, создает условия для стабильного развития бизнеса, инвестиционной привлекательности и основано на практике применения данного Закона.3. Предложения в Закон Республики Беларусь от 14.10.2022 N 213-З «О лицензировании» (далее – Закон о лицензировании) – решение вопроса с лицензирования при осуществлении медицинской деятельности по оказанию платных услуг государственными организациями здравоохранения
Выявленная проблема:
Отсутствие необходимости лицензирования при осуществлении медицинской деятельности по оказанию платных услуг государственными организациями здравоохранения, государственными организациями физической культуры и спорта, учреждениями образования и социального обслуживания, Белорусским Обществом Красного Креста, санаторно-курортными и оздоровительными организациямиНПА подлежащий корректировке:
Подпункт 3.1 пункта 3 статьи 206 Закона о лицензированииФормулировка нормы необходимой для включения/ изменения:
В подпункте 3.1 пункта 3 статьи 206 после слов «лицензируемого вида деятельности» дополнить словами «(за исключением оказания платных медицинских услуг)».Обоснование необходимости предлагаемой корректировки:
Внесение изменений в подпункт 3.1 пункта 3 статьи 206 Закона О лицензировании позволит создать равные условия хозяйствования для организаций всех форм собственности, повысит ответственность перед пациентами, которые добровольно согласились воспользоваться платными медицинскими услугами, сохраняя бюджетные средства здравоохранения. Если государственная организация здравоохранения или Белорусское Общество Красного Креста оказывают платные медицинские услуги населению, то на эти платные виды работ и услуг медицинской деятельности необходимо получать лицензию, и осуществление данной деятельности должно соответствовать единым лицензионным требованиям и условиям для организаций всех форм собственности. В настоящее время коммерческая медицина в государственных организациях, как составная часть системы здравоохранения, попала в «особые тепличные условия».Кроме того, отмена лицензирования медицинской деятельности в государственных организациях здравоохранения (включая оказание платных медицинских услуг) создало прецедент и может привести к отмене лицензирования для всех видов деятельности, осуществляемых государственными организациями. В этом случае, лицензирование, как способ регулирования и контроля за соблюдением требований и условий ведения особых видов деятельности, останется только для частных организаций, что противоречит пункту 1 Директивы Президента Республики Беларусь № 4 от 31.12.2010.
Внесение соответствующих изменений в Закона Республики Беларусь согласуется с положениями Указом Президента Республики Беларусь от 23.02.2016 №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь», в которых предусмотрены создание и обеспечение равных условий конкуренции на внутреннем рынке и раскрепощение деловой инициативы.
4. Предложения в Закон Республики Беларусь от 14.10.2022 N 213-З «О лицензировании» (далее – Закон о лицензировании) – решение кадрового вопроса с врачами-специалистами
Выявленная проблема:
В настоящее время создалась ситуация, когда практикующий врач-специалист негосударственной организации здравоохранения (например, врач-терапевт), имеющий стаж работы по своей специальности 6-10 лет, квалификационную категорию, пройдя необходимое переобучение по второй специальности того же терапевтического профиля (например, – кардиологии, ревматологии, пульмонологии и др.), не может приступить к оказанию медицинской помощи по вновь приобретенной специальности (кардиология, ревматология, пульмонология и др.), не наработав по ней стаж в три года. Но наработать данный стаж (по кардиологии, ревматологии, пульмонологии и др.) в организации здравоохранения частной формы собственности непосредственно после переподготовки (подготовки в клинической ординатуре, магистратуре) указанный врач фактически не может ввиду действующего требования о необходимости наличия у него трехлетнего стажа по вновь приобретенной специальности.Кроме того, лицензионными требованиями определена необходимость наличия у врача любой специальности организации здравоохранения частной формы собственности квалификационной категории, что уже предполагает наличие у данного врача стажа работы не менее трех лет, а в случае первой или высшей квалификационной категории – не менее 6-10 лет.
При этом необходимо указать, что в штате организации здравоохранения частной формы собственности данный специалист (врач-кардиолог, ревматолог, пульмонолог и др.) является дополнительным по заявленной работе и (или) услуге (по кардиологии, ревматологии, пульмонологии и др.) к тому специалисту, который соответствует требованиям, указанным в абзаце пятом подпункта 2.2 пункта 2 статьи 207 Закона о лицензировании.
Для сравнения – в государственных организациях здравоохранения врач-специалист может приступить к оказанию медицинской помощи, в том числе оказанию платных медицинских услуг, по имеющейся или вновь приобретенной специальности непосредственно после прохождения интернатуры или переподготовки (подготовки в клинической ординатуре, магистратуре) без каких-либо дополнительных условий по стажу. Также для государственных организаций здравоохранения отсутствуют требования по обязательному наличию у врачей-специалистов квалификационной категории.
НПА подлежащий корректировке:
Абзац пятый подпункта 2.3 пункта 2 статьи 207 Закона о лицензированииФормулировка нормы необходимой для включения/ изменения:
абзац пятый подпункта 2.3 пункта 2 дополнить словами «или наличия документов установленных Министерством здравоохранения подтверждающих право на занятие должности врача-специалиста, имеющего по иной специальности врача квалификационную категорию и стаж работы не менее трех лет».Обоснование необходимости предлагаемой корректировки:
Изменением в абзац пятый подпункта 2.3 пункта 2 Закона о лицензировании определяется возможность оказания медицинской помощи врачом-специалистом при условии его соответствия установленным Министерством здравоохранения Республики Беларусь требованиям к занятию должностей (постановление Министерства здравоохранения от 31.05.2021 № 72 «О требованиях к занятию должностей служащих медицинских, фармацевтических работников»). Так, предусматривается возможность оказания медицинской помощи врачом-специалистом без обязательного трехлетнего стажа по вновь полученной специальности, но при наличии у данного врача-специалиста квалификационной категории и стажа работы по предыдущей специальности не менее трёх лет.Таким образом, внесение данной нормы позволит повысить доступность медицинской помощи для граждан и частично сгладит неравенство условий с государственными организациями здравоохранения по переподготовке врачей из-за отсутствия у них лицензирования медицинской деятельности. Кроме того, получение дополнительных специальностей врачами-специалистами в организациях здравоохранения частной формы собственности, существенно снизит потребность в привлечении новых специалистов и уменьшит дефицит врачей в системе здравоохранения.
5. Предложения в Налоговый Кодекс РБ – решение вопроса о налоговом вычете
Выявленная проблема:
Предлагается перейти к рациональному использованию существующей налоговой льготы (социальный налоговый вычет) и распространить её действие, на непосредственную оплату медицинской помощи организациям здравоохранения. Т.е. дать право физическому лицу осознанно выбирать путь финансирования своего лечения, приобрести полис страхования медицинских расходов или оплатить лечение (в рамках, установленных (заложенных в бюджете) объемов «налогового вычета»). И никакой новой нагрузки на бюджет не предполагается.НПА, подлежащий корректировке:
Налоговый Кодекс Республики БеларусьФормулировка нормы, необходимой для включения / изменения:
Внести изменения в статью 210:Пункт 1 дополнить подпунктом 1.4 следующего содержания:
«1.4. в сумме, не превышающей 10 000 белорусских рублей в течение налогового периода и уплаченной плательщиком медицинским организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в качестве оплаты за оказанную ему медицинскую помощь.
При применении социального налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам личного добровольного страхования медицинских расходов, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов с лицами, состоящих с ним в отношениях близкого родства (плательщиком-опекуном (плательщиком-попечителем), – за своих подопечных, в том числе бывших подопечных, достигших восемнадцатилетнего возраста).
Общая сумма социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1.4. принимается в размере фактически произведенных расходов, но с учетом расходов по подпункту 1.2., не должна превышать 10 000 белорусских рублей.»;
Дополнить статью пунктом 4-2 следующего содержания:
«4-2. Социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 1.4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется на основании следующих документов:
- Договор с организацией здравоохранения на оказание медицинских услуг;
- Справка об оплате медицинских услуг, выданная организацией здравоохранения, оказавшей услугу.»
Обоснование необходимости предлагаемой корректировки:
Физическое лицо имеет возможность воспользоваться платными медицинскими услугами за собственные средства, приобретя полис страхования медицинских расходов или самостоятельно оплатив полученную медицинскую помощь, как в государственной, так и в частной организациях здравоохранения. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Республики Беларусь при приобретении полиса страхования физическое лицо, являясь плательщиком подоходного налога, имеет право на налоговый вычет, в размере 13 %. Однако, исходя из практики, данная льгота используется не эффективно, страховые компании не заинтересованы в страховании отдельных физических лиц, предпочитая работать с корпоративными клиентами.«Налоговый вычет» при оплате за лечение приведет к снижению расходов населения на медицинские услуги, что равносильно снижению цен на них.
Увеличение привлекательности платных медицинских услуг (за счет снижения цены для физических лиц), будет способствовать к дополнительному добровольному переходу граждан из бюджетной системы здравоохранения во внебюджетную, что приведет к значительному уменьшению нагрузки на бюджетное здравоохранение и, как следствие, к улучшению его качества и доступности. В перспективе, мы предполагаем, что внебюджетный сектор достигнет 20 %.
В результате мы имеем – государство возвращает физическому лицу 13 % средств, от затраченных им на платную медицинскую помощь, а организация здравоохранения выплачивает 20 – 25 % налогов и еще в бюджетном здравоохранении «сберегается» 100 % средств, которые должны были пойти на медицинскую помощь пациенту. Итог – 13 % затрат (точнее недополученных налогов, что уже заложено в бюджете) и 125 % дохода. А это составляет экономическую эффективность использования социального налогового вычета с рентабельностью 1000 %.
Такого эффективного вложения бюджетных средств больше не существует ни в одной области хозяйственной деятельности.
Расширение сферы применения социальной льготы будет способствовать и легализации, так называемого, «серого» рынка медицинских услуг, так как пациенты будут заинтересованы в получении кассовых чеков, что значительно увеличит налоговые поступления в бюджет, а это 20-25 % от суммы чека. То есть, это очень «мягкая» и эффективная антикоррупционная мера, когда чисто экономическими методами будет разрушаться «серый» сектор здравоохранения (бюджетного и внебюджетного).
Аналогичный «налоговый вычет» осуществляется в России с 2002 года. Кроме того, в России «налоговый вычет» используется и при приобретении лекарственных препаратов.
6. Предложения в Налоговый Кодекс РБ — решение вопроса о земельном налоге
Выявленная проблема:
Данная норма вводится для обеспечения равных условий предоставления льготы по земельному налогу для всех организаций здравоохранения, независимо от формы собственностиНПА, подлежащий корректировке:
Налоговый Кодекс Республики БеларусьФормулировка нормы, необходимой для включения / изменения:
Внести изменения в статью 239:в подпункте 1.9 пункта 1 после слова «культуры» добавить «и здравоохранения»
Обоснование необходимости предлагаемой корректировки:
Данная норма вводится для обеспечения равных условий предоставления льготы по земельному налогу для всех организаций здравоохранения, независимо от формы собственности, улучшения инвестиционного климата, так как появится дополнительный стимул для развития собственной материальной базы, в виде строительства (приобретения) объектов недвижимости, для создания (развития) организаций здравоохранения. Выровняются конкурентные условия с государственными организациями здравоохранения, которые также оказывают платные медицинские услуги, но освобождены от земельного налога.7. Предложения в Налоговый Кодекс РБ — решение вопроса о безвозмездной помощи
Выявленная проблема:
Предлагается внести изменения, которое соответствует терминологии используемой в Законе «О здравоохранении»НПА, подлежащий корректировке:
Налоговый Кодекс Республики БеларусьФормулировка нормы, необходимой для включения / изменения:
Внести изменения в статью 208:в абзаце втором пункта 30 слова «в том числе проведение операций» исключить.
Обоснование необходимости предлагаемой корректировки:
Указание в данном контексте «в том числе проведение операций» является излишним.Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении», медицинская помощь – комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий медицинскую профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками.
Хирургическая операция – механическое воздействие на ткани и органы с лечебной или диагностической целью.
Таким образом, сама операция (хирургическая операция) уже входит в комплекс медицинских услуг, направленных на диагностику или лечение.
Кроме того, постановлением СМ РБ № 763 от 28 декабря 2021 г. «Об изменении постановления СМ РБ от 25 января 1999 г № 115» аналогичное изменение уже внесено в статью 12.3 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».
8. Предложения – решение вопроса о ценообразовании платных медицинских услуг
Выявленная проблема:
Низкие предельные тарифы на платные медицинские услуги, отсутствие механизма их индексации (не индексируются несколько лет), что ведет к убыточности предприятий и возможному закрытию бизнеса.НПА, подлежащие корректировке:
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24 апреля 2024 г. № 76 «О порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги»;Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24 апреля 2024 г. N 77 «О предельных максимальных тарифах на стоматологические услуги и услуги по лучевой диагностике при оказании стоматологических услуг»;
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 13 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лучевой и ультразвуковой диагностике»;
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 февраля 2015 г. № 16 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лабораторной диагностике»;
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. N 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику».
Формулировка нормы, необходимой для включения / изменения:
Поэтапная отмена государственного регулирования тарифов на все платные медицинские услуги: — на первом этапе провести индексацию предельных тарифов на уровень роста индекса потребительских цен, со дня последней индексации, и установить дальнейшую постоянную ежемесячную индексацию, на уровень роста индекса потребительских цен.С этой целью:
Проиндексировать предельные тарифы установленные Постановлениями Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24 апреля 2024 г. N 77; от 3 февраля 2015 г. № 13; от 3 февраля 2015 г. № 16, на уровень индекса потребительских цен, со дня последней индексации;
В Инструкции о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения от 24 апреля 2024 г. № 76:
в главе 2 дополнить пунктом 17-1 следующего содержания:
«17-1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут повышать предельные тарифы ежемесячно не более чем на 1/12 от годового уровня роста потребительских цен, а в случае неповышения в предыдущем периоде – с учетом допустимого повышения за этот период.».
— на втором этапе (с 1.01.2027 г.) отменить предельные тарифы, сохранив регулирование с помощью предельного уровня рентабельности;
С этой целью:
В Инструкции о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения от 24 апреля 2024 г. № 76:
в главе 2, в п. 5.1 исключить слова «стоматологические услуги, на услуги по лучевой (в том числе при оказании стоматологических услуг), ультразвуковой и лабораторной диагностике, на услуги по приемам (консультациям) врачей-специалистов»;
в главе 2, в п. 5.2 после слов «эндоскопической диагностике» дополнить словами «, стоматологические услуги, на услуги по лучевой (в том числе при оказании стоматологических услуг), ультразвуковой и лабораторной диагностике, на услуги по приемам (консультациям) врачей-специалистов»;
Разрешить торговые (розничные) надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, используемые при оказании медицинских услуг. Распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные медицинские услуги.
С этой целью:
Пункт 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2005 г. № 366 после слов «на медицинские товары» дополнить словами «, в том числе при оказании платных медицинских услуг,»;
— на третьем этапе (с 1.01.2028 г.) полностью отменить государственное регулирование тарифов:
С этой целью:
В Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2014 г. N 35 исключить п. 1.3 и сам раздел «Перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли)».
Обоснование необходимости предлагаемой корректировки:
Поставленная Президентом Республики Беларусь задача по разработке «справедливого ценообразования», полностью расходится с реальными действиями госорганов при разработке нормативно-правовых актов. Это наглядно проявилось, при установлении предельных тарифов на медицинские услуги. Так, например, был установлен предельный тариф на осмотр пациента врачом-стоматологом в размере 5,66 руб., за 20 минут приема. Простая математика показывает, что при зарплате врача 3000 руб. и накладных расходах 100 %, рентабельность услуги будет минус 75 %.Двойного регулирования тарифов, как в здравоохранении, с помощью предельных тарифов и предельного уровня рентабельности, нет не в одной отрасли народного хозяйства! Введение регулирования тарифов на большинство платных медицинских услуг и отмена применения розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения при оказании платных медицинских услуг, привело к резкому сокращению рентабельности организаций здравоохранения и многие стали работать на уровне убыточности.
Здравоохранение — это одна из немногих отраслей экономики страны, где созданы все условия для полноценной конкуренции, так как существует в десятки раз превосходящий по объему оказываемых услуг сектор бесплатного государственного бюджетного здравоохранения, а платные медицинские услуги оказывают как частные, так и государственные организации, и ведомственные поликлиники. Поэтому, в таких условиях ни один субъект хозяйствования не возьмет на себя смелость необоснованно поднять цену и остаться без пациентов.
С учетом гармонизации белорусского и российского законодательств, считаем крайне важным обратить внимание на опыт России, где Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 года №1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»:
п.8. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.
Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно).
В связи с вышеизложенным и с целью дальнейшего снижения административного регулирования в сфере ценообразования, улучшения финансово-экономического состояния организаций здравоохранения, снижения доли «серого рынка» в здравоохранении, улучшения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь и с учетом представленного широкого спектра платных медицинских услуг разного ценового сегмента на рынке и конкуренции среди организаций здравоохранения, предлагается провести поэтапную отмену регулирования тарифов на платные медицинские услуги. Разрешить использование торговых (розничных) надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, используемые при оказании медицинских услуг.
9. Предложения в Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. N 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) – решение вопроса о наружной рекламе на жилом доме
Выявленная проблема:
Организация-рекламораспространитель является собственником изолированного помещения, встроенно-пристроенного в жилой многоквартирный дом. Местом размещения наружной рекламы является стена (ограждающая конструкция) этого изолированного помещения, вне контура жилой части дома, которая к жилому дому, где расположены квартиры жильцов, напрямую не примыкает. Но в данном случае для получения разрешения на размещение средства наружной рекламы (далее – разрешение) необходимо получение рекламораспространителем согласия на размещение средства наружной рекламы от органа осуществляющего управление общим имуществом совместного домовладения, так как данная стена относится к общему имуществу совместного домовладения.НПА подлежащий корректировке:
Часть четвертая пункта 1 статьи 13 Закона о рекламе.Формулировка нормы необходимой для включения/ изменения:
Дополнить статью 13 примечанием следующего содержания:«Требования части четвертой пункта 1 настоящей статьи не применяются при размещение средства наружной рекламы на имуществе, являющимся изолированным помещением встроенно-пристроенным (пристроенным) в жилой многоквартирный дом, если местом размещения наружной рекламы является стена (ограждающая конструкция) этого изолированного помещения, вне контура жилой части дома, которая к жилому многоквартирному дому, где расположены квартиры жильцов, напрямую не примыкает.».
Обоснование необходимости предлагаемой корректировки:
Сама процедура получения согласия на размещение средства наружной рекламы от органа осуществляющего управление общим имуществом совместного домовладения является трудо- и времязатратой. Часть домов не имеют товариществ собственников, вследствие чего для получения согласия необходимо проводить собрания собственников квартир в этих домах и получать согласие не менее 2/3 собственников. При этом много квартир сдаются собственниками по договору найма, сами они в них не проживают, совершив фактический обмен с другими родственниками, бывают в отъездах, проявляют низкую активность по участию в собраниях. Всё это увеличивает процесс оформления согласия на размещение средства наружной рекламы до полугода. Требование о получении данного согласия обосновано, на наш взгляд, если наружная реклама размещается на той части дома, которая входит в жилую часть дома. Если же речь идёт о стене изолированного помещения, встроенно-пристроенного (пристроенного) в жилой дом, то данное требование считаем излишним. Собственник данного изолированного помещения самостоятельно несёт затраты на содержание своего помещения, на его ремонт, жильцы дома к этим затратам отношения не имеют и не несут их.10. Предложение – решение вопроса по оказанию медицинской помощи вне организации здравоохранения
Выявленная проблема:
Согласно части 21 статьи 16 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» определено, что порядок оказания медицинской помощи вне организации здравоохранения устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее – Министерство здравоохранения).В Инструкции «О порядке оказания медицинской помощи в амбулаторных, стационарных условиях, в условиях отделения дневного пребывания, а также вне организации здравоохранения», утверждённой постановлением Министерства здравоохранения от 16 августа 2023 г. № 117 (далее – Инструкция), нет однозначного ответа, что её положения распространяются на организации здравоохранения вне зависимости от формы собственности.
Поэтому считаем, что необходимо внести в Инструкцию дополнения, чтобы исключить неопределенность, в связи с важностью вопроса.
НПА, подлежащий корректировке:
Постановление Министерства здравоохранения от 16 августа 2023 г. № 117 № «О порядке оказания медицинской помощи».Формулировка нормы необходимой для включения/ изменения:
В Инструкции «часть первую пункта 1 дополнить словами «, а также в случаях предусмотренных пунктом 7 настоящей Инструкции»;пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Медицинские услуги сверх установленного государством гарантированного объема бесплатной медицинской помощи являются дополнительными и оказываются государственными организациями здравоохранения, иными организациями на платной основе в порядке, установленном статьей 15 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», а также негосударственными организациями здравоохранения с применением соответствующих положений настоящей Инструкции».