Перечень приоритетных направлений и предложений по реформированию делового климата Национальной платформы бизнеса Беларуси – 2018 «От возможностей к реальности»
№ п/п | Наименование мероприятия | Ответственные органы государственного управления, иные организации | Предлагаемые меры по реализации мероприятия |
---|---|---|---|
1. ДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ | |||
1. | Запрет органам государственного управления и местным органам власти и самоуправления, государственным контролирующим и надзорным органам входить в состав учредителей и собственников субъектов хозяйствования, являться арендодателями государственного имущества. Поэтапный выход министерств и ведомств из состава учредителей коммерческих и некоммерческих организаций для ликвидации конфликта интересов между их регуляторной, контрольной и лицензионной функциями. | Минэкономики | |
2. | Проведение единой ценовой политики предприятий-монополистов в отношении коммерческих организаций, работающих на одном сегменте рынка, ликвидация скрытых разниц в тарифах. | МАРТ | |
3. | Усиление административной ответственности должностных лиц, органов власти за нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о конкуренции. | МАРТ | |
4. | Предоставление права государственным юридическим лицам, а также юридическим лицам, на решение которых может влиять государство, владея контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев), страховать свои имущественные интересы в страховых организациях всех форм собственности, в том числе и с участием иностранного капитала. | Минфин | |
5. | Демонополизация национальной системы перестрахования, установление рыночных взаимоотношений страховщиков и национальной перестраховочной организации, предоставление страховщикам безусловного права самостоятельно выходить на внешние рынки перестрахования. | Минфин | |
6. | Ликвидация нормативных практик, разрешающих определённые виды страхования исключительно государственным страховым организациям и (или) страховым организациям, в уставных фондах которых более 50 процентов долей (голосующих акций) находятся в собственности Республики Беларусь. | Минфин | |
7. | Создание равных условий для государственных и негосударственных страховых организаций, занимающихся добровольным страхованием жизни и дополнительной пенсии. Расширение возможностей страховых посредников на страховом рынке. Допуск к осуществлению посреднической деятельности по страхованию индивидуальных предпринимателей. | Минфин | |
8. | Оказание государственной финансовой поддержки субъектам хозяйствования исключительно на конкурсной основе, независимо от формы собственности. | Минэкономики | |
9. | Выравнивание условий взимания земельного налога на земельные участки для организаций, осуществляющих деятельность в соответствующих сферах, независимо от формы собственности. | Минфин | С целью создания равных условий хозяйствования для организаций независимо от формы собственности, необходимо выровнять условия взимания налога на землю для всех организаций оказывающих работы и услуги на возмездной основе. И в первую очередь это надо реализовывать в отраслях, где используется бюджетное финансирование. Предлагается из подпункта 1.6. статьи 239 Проекта НК РБ «земельные участки организаций, осуществляющих деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета», исключить слова «и получающих субсидии из бюджета». Это будет способствовать формированию цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения, созданию равных условия для организаций здравоохранения оказывающих платные услуги, повышению инвестиционной привлекательности и как следствие, открытию новых организаций здравоохранения, что позволит разгрузить бюджетный сектор и увеличить налоговую базу. Аналогичная норма существует в подпункте 1.9, для земельных участков организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций. |
10. | Ликвидация практики предоставления индивидуальных льгот отечественным и иностранным инвесторам (точечное льготирование). | Минэкономики | |
11. | Установление в законодательстве ответственности субъектов хозяйствования за нарушение сроков оплаты обязательств, предусмотренных договорами, заключенными по результатам проведения процедур государственных закупок. | МАРТ | |
12. | Исключение из законодательства положений, позволяющих органам государственного управления контролировать обоснованность повышения цен субъектами хозяйствования, кроме коммерческих организаций, являющихся естественными монополиями. | МАРТ | В системе здравоохранения осуществляется самое жесткое регулирование тарифов на платные медицинские услуги, которое осуществляется двумя способами. По настоянию бизнес-союзов Минздрав создал приказом Министра здравоохранения рабочую группу совместно с МАРТ, которая должна подготовить предложения по подходам в вопросе ценообразования. Бизнес-союзы подготовили проект Постановления СМ РБ, которым исключаются из Перечня платных медицинских услуг, тарифы которых регулируются государством, все диагностические и оставшиеся виды стоматологических услуг. |
13. | Переход Белорусской железной дороги к практике заключения договоров с экспедиторами-резидентами Республики Беларусь сроком на 5 лет. | Минтранс | |
14. | Ликвидация практики введения для белорусских экспедиторов Белорусской железной дорогой в качестве условия для заключения договоров об организации перевозок оплату финансового задатка в размере эквивалентном 20 тысяч долларов США и объема перевозок грузов в количестве 20 тысяч тонн. Запрет установления дополнительных условий-ограничений при заключении договоров (финансовый залог, планы по объему грузоперевозок). | Минтранс | |
15. | Предоставление права экспедитору-резиденту Беларуси осуществлять перевозку груженых и порожних вагонов во всех видах сообщения — экспорт, импорт, транзит и во всех направлениях. | Минтранс | |
16. | Создание равных условий деятельности для частных экспедиторов и дочерних структур БелЖД, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги. | Минтранс | |
17. | Исключение из законодательства требования к частным субъектам предпринимательской деятельности в сфере междугородних перевозок обязательно пользоваться услугами государственной транспортной инфраструктуры (вокзалов, диспетчерских служб). | Минтранс | |
18 | Установление единых правил лицензирования для организаций, осуществляющих платные медицинские услуги, вне зависимости от формы собственности. | Минздрав | Основной ответственный орган госуправления – Минэкономики, так как проблема выходит за рамки ведомства (Минздрава) и затрагивает фундаментальные основы ведения бизнеса: нарушаются равные условия хозяйствования для государственных и частных организаций здравоохранения, при оказании платных медицинских услуг, в связи с отменой лицензирования платных услуг в государственных организациях здравоохранения. Создается прецедент, когда все государственные органы откажутся от лицензирования своей деятельности и лицензирование останется только для частых организаций. Необходимо внесение изменений в Указ Президента РБ № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». |
19 | Создание условий открытой конкуренции в сфере охраны материальных ценностей для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, ликвидация практики принуждения к приобретению охранных услуг исключительно у государственных организаций. | МВД | |
20 | Введение единых ставок и тарифов на услуги, предоставляемые субъектами хозяйствования, занимающими монопольное и доминирующие положение на рынке, для крупных и малых предприятий. | МАРТ | |
21 | Отмена п. п. 1.6-1 Постановления Совета Министров от 25.08.1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами», предусматривающего полное возмещение экономически обоснованных затрат за коммунальные услуги и техническое обслуживание жилого помещения (дома) при регистрации в нем местонахождения частного унитарного предприятия. | Минжилкомхоз | |
22 | Установление единого норматива целевых отчислений, производимых заказчиками (застройщиками) от стоимости строительно-монтажных работ (СМР) по объектам строительства, на финансирование инспекций Департамента контроля и надзора за строительством, Государственного комитета стандартизации, независимо от источника финансирования. | Минстройархитектуры | |
23 | Введение процедуры согласования условий открытия и нового строительства продовольственных магазинов площадью более 400 кв.метров с Общественно-консультативными советами или Советами по развитию предпринимательства на соответствующих территориях. | Облисполкомы, Мингорисполком | |
2. РЕГУЛЯТОРНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ | |||
24. | Предоставление оценщикам негосударственной формы собственности права оценивать государственное имущество (активы) и землю. | Госкомимущество | |
25. | Предоставление права оценщикам использовать Международные стандарты оценки, гармонизированные с Международными стандартами финансовой отчетности. | Госкомимущество | |
26. | Снижение верхнего предела повышающих коэффициентов в помещениях государственной и коммунальной собственности, переход на оплату аренды, возмещения коммунальных и эксплуатационных услуг по факту, без применения практики авансовых платежей. | Госкомимущество | |
27. | Приведение мер административного наказания (штрафы, конфискации, изъятия) в сфере предпринимательской деятельности в соответствие с размером нанесённого государству или обществу ущерба, степенью общественной опасности и с масштабами деятельности субъектов хозяйствования. | Минэкономики | Существующий размер штрафа (пункт. 2 ст.12.4 КоАП РБ) за нарушение установленного порядка формирования или применения тарифов юридическим лицом, в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации услуг, и расчетной величиной выручки от реализации этих услуг по тарифам, установленным в соответствии с законодательством, является необоснованно высоким и не способствует успешному развития бизнеса, а поощряет «серый» рынок (идет сокрытие реальных доходов), который по оценкам экспертов, например, во внебюджетном секторе здравоохранения, достигает 30-40% Необходимо снизить размер штрафа с «двукратного размера» до 10 % (по аналогии с пункт. 3, ст.12.4). |
28. | Исключение из раздела «Доходы республиканского бюджета» Закона о бюджете установленных показателей доходов от сбора штрафов и реализации конфискованного имущества. | Минфин | |
29. | Дополнение критериев отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства критерием выручки от реализации товаров и услуг, в объёме и в эквиваленте до 20 млн.рублей – для малых предприятий, до 100 млн. рублей – для средних предприятий, до 4 млн. рублей– для микроорганизаций (на начало 2018 года). | Минэкономики | |
30. | Отмена права списания средств со счетов организаций по инкассовым распоряжениям контрольных, надзорных и финансовых органов без судебного постановления. | Минфин | |
31. | Установление предельного срока просрочки оплаты за поставленный товар (оказанную услугу) субъектом малого предпринимательства для крупных, а также иных, пользующихся бюджетным финансированием, предприятий, по истечении которого наступает административная ответственность должностных лиц субъекта хозяйствования, виновного в этом нарушении. | Минэкономики | |
32. | Снижение тарифов оплаты проезда (в системе Beltoll) по платным дорогам пассажирскому и грузовому транспорту грузоподъемностью до 5 тонн, ликвидация практики привязки тарифа к евро. | Минтранс | |
33. | Отмена всех плат за услуги, связанные с предоставлением государственной отчетности в виде электронного документа. | ОАЦ | |
34. | Законодательное ограничение размера тарифов на инкассацию наличных средств, услуги эквайринга – до уровня не выше 0,5% от суммы. | Нацбанк | |
35. | Признание Республикой Беларусь сертификатов соответствия и других документов, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям, выданных государствами – участниками Таможенного Союза, Европейского Союза, США и странами, с которыми заключены соответствующие международные договоры, без дополнительных процедур. | Госстандарт | |
36. | Исключение из профиля риска, предписывающего проведение таможенными органами дополнительной проверки таможенной стоимости товаров, поставляемых по прямым контрактам с их производителем, а также в случае, если таможенная стоимость товаров уже была доказана в текущем году. | ГТК | |
37. | Исключение бланков ТТН и ТН из перечня бланков строгой отчетности. | Минфин | |
38. | Отмена процедуры согласования и утверждения норм утилизации твердых бытовых отходов для субъектов малого и среднего бизнеса, имеющих незначительные объемы утилизации. | Минприроды | |
39. | Отмена обязательной статистической отчётности для микро и малых предприятий, переход на добровольный выборочный метод сбора статистических данных. | Белстат | |
40. | Введение законодательной нормы упрощенного подтверждения приобретения в странах ЕАЭС субъектами хозяйствования микропартий товаров, сырья, комплектующих (при наличии только документа, подтверждающего оплату за наличный расчет) на сумму, эквивалентную 2500 рублей, при ограничении таких партий в течение календарного месяца. | МНС | |
41. | Применение принципа гильотины (автоматическое получение разрешения по истечении определённого срока, если за это время орган государственного управления не высказал обоснованные замечания и претензии) при рассмотрении заявлений физических и юридических лиц о делении, слиянии и изменении целевого назначения земельных участков. | Госкомимущество | |
42. | Упрощение, удешевление и ускорение процедур предоставления физическим и юридическим лицам в частную собственность земли с/х назначения, лесного и водного фондов. | Госкомимущество | |
43. | Законодательное закрепление обязанности арендодателя ограниченным закрытым перечнем условий для отказа и установленного порядка его обоснования по отчуждению субъекту хозяйствования (по его заявлению), арендуемого им более трех лет недвижимого имущества, находящегося в государственной и коммунальной собственности, в собственности ОАО и других хозяйственных обществ, 50 и более процентов акций которых, находится в государственной собственности, а также установление ответственности уполномоченных должностных лиц организаций-арендодателей и должностных лиц вышестоящих организаций, обладающих правом на принятие таких решений, за необоснованный отказ либо непринятие решения об отчуждении соответствующего имущества. | Госкомимущество | |
44. | Упрощение и ускорение процедур продажи государственных активов через конкурсы и аукционы путём введения методики «голландского аукциона» для определения цены продажи. | Госкомимущество | |
45. | Передача на баланс Государственного комитета по имуществу не используемого более одного года, неэффективно используемого государственного недвижимого имущества и имущества акционерных обществ с долей государства более 50 процентов в уставном фонде, упрощение и ускорение процедур их приватизации. | Госкомимущество | |
46. | Создание Госкомимуществом службы «Одно окно» для упрощения и ускорения процедуры продажи государственного имущества (недвижимого имущества, материальных активов), а так же имущества акционерных обществ с долей государства в уставном фонде более 50%. | Госкомимущество | |
47. | Введение законодательной нормы, устанавливающей продажу предприятий, помещений для производственных целей субъектам хозяйствования Беларуси на конкурсной основе. | Госкомимущество | |
48. | Введение в законодательство термина «государственная услуга», формирование единого реестра государственных услуг страны. | Минэкономики | |
49. | Принятие необходимых законодательных изменений для получения Республикой Беларусь от Европейского Союза статуса страны с рыночной экономикой, проведение переговоров по вступлению Беларуси в ВТО с учётом интересов национального предпринимательства в плане доступа к рынкам и финансовым ресурсам. | МИД | |
50. | Принятие законодательного акта, определяющего понятие «рейдерство» и механизм противодействия ему. | МВД с участием КГК, Генпрокуратуры, НЦЗПИ | |
51. | Предоставление права осуществления расчетов в иностранной валюте между резидентами Беларуси при расчетах с транспортными и (или) экспедиторскими организациями за перевозку и (или) экспедирование грузов за пределы и из-за пределов Республики Беларусь, за пределами Республики Беларусь, при транзите через территорию Республики Беларусь. | Нацбанк | |
52. | Предоставление возможности реализации изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней вне обособленного помещения. | Минфин | |
53. | Установление в Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания» определения понятия «торговая сеть», как десять и более стационарных торговых объектов общей торговой площадью более 1000 квадратных метров. | МАРТ | |
54. | Установление перечня медицинской техники, относящейся к средствам измерения, которая должна проходить обязательную поверку. | Минздрав | Необходимо добавить ответственный орган – Госкомитет по стандартизации. Минздраву и Госстандарту необходимо сформировать и утвердить полный перечень видов медицинской техники, которая относится, к средствам измерения, применяемым при обеспечении защиты жизни и охраны здоровья человека, и которую необходимо поверять. Внести необходимые изменения в Закон РБ от 05.09.1995 №3848-XII «Об обеспечении единства измерений». |
3. ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
55. | Отмена Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». | КГК | |
56. | Исключение из Уголовного Кодекса Республики Беларусь статьи 234 «Лжепредпринимательство», статьи 233 «Незаконная предпринимательская деятельность». | МНС с участием НЦЗПИ | |
56 | Исключение из Уголовного Кодекса Республики Беларусь статьи 223 «Нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и (или) камнями, статьи 226 «Незаконный выпуск (эмиссия) ценным бумаг», статьи 226-1 «Незаконное использование либо разглашение сведений, внесённых в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг», статьи 226-3 «Манипулирование рынком ценных бумаг». | Минфин с участием НЦЗПИ | |
56 | Исключение из Уголовного Кодекса Республики Беларусь статьи 224 «Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь», статьи 225 «Невозвращение из-за границы валюты», статьи 226-2 «Незаконные действия с простыми и (или) переводными векселями. | Нацбанк с участием НЦЗПИ | |
56 | Исключение из Уголовного Кодекса Республики Беларусь статьи 245 «Установление или поддержание монопольных цен». | МАРТ с участием НЦЗПИ | |
57. | Запрет заключения под стражу подозреваемых в нарушении экономического законодательства руководителей и собственников коммерческих организаций до вынесения судебного приговора. | НЦЗПИ, Верховный суд, Генпрокуратура | |
58. | Введение в Уголовный кодекс определения термина «доход, полученный преступным путем». | НЦЗПИ, Генпрокуратура | |
59. | Сокращение предельной ставки штрафа на юридических лиц с 200 базовых до 20 базовых величин для субъектов малого и среднего предпринимательства, а штрафов на граждан и индивидуальных предпринимателей – до уровня, не превышающего 1/3 его среднемесячного заработка (дохода). | Минэкономики с участием НЦЗПИ | |
60. | Установление на законодательном уровне чёткого, однозначно трактуемого значения терминов для применения органами госуправления при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности: «обоснованность затрат», «обоснованность повышения цен», «виновные, умышленные действия», «неприятие необходимых мер по надлежащей организации деятельности», «вред государственным или общественным интересам, а также законным интересам граждан». | Минэкономики с участием КГК, НЦЗПИ | |
61. | Перенос в категорию дел частного обвинения уголовных дел по преступлениям, предусмотренным в статьях 209-212, 216, 424-427 УК, если они совершены индивидуальным предпринимателем, а равно руководителем, членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. | НЦЗПИ | |
62. | Повышение пороговых значений для привлечения к уголовной ответственности по статьям 231 (уклонение от уплаты таможенных платежей) — 4000 базовых величин для крупного размера, 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов) УК — 2500 базовых величин для крупного размера и 5000 базовых величин для особо крупного размера; исключение наказания в виде лишения свободы из санкций статей 231 и 243. | НЦЗПИ | |
63. | Введение в Уголовный кодекс института уголовного проступка с применением его, в том числе, в отношении подпадающих под УК правонарушений в экономической сфере. | НЦЗПИ, Генпрокуратура | |
64. | Исключение из КоАП п.4. ст.12.17 «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» или законодательное определение термина «не соответствующих действительности документов» при применении пункта 4 статьи 12.17 КоАП, исключив возможность применения конфискации имущества по данной статье у добросовестных приобретателей. | МАРТ с участием НЦЗПИ | |
65. | Уменьшение санкций п.3. ст.11.4 КоАП (операции с драгоценными металлами и камнями): штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от пяти до пятидесяти базовых величин. | Минфин с участием НЦЗПИ | |
66. | Проведение амнистии капитала. | Минфин | |
67. | Проведение амнистии осужденных за совершение экономических преступлений. | Генпрокуратура | |
4. НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ | |||
68. | Приравнивание отчислений в ФСЗН к налогам и снижение налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования. | Минфин | |
69. | Отмена повышающих коэффициентов к базовым ставкам налога на недвижимость, земельного налога, а также арендной платы на землю. | Минфин | |
70. | Отмена отсрочки принятия ввозного НДС к вычету по импортируемым товарам. | Минфин | |
72. | Поэтапное сокращение сроков возврата сумм НДС по инвестиционным товарам, не принятых к вычету в году их приобретения. | Минфин | |
73. | Отмена льготы по уплате НДС при реализации лесоматериалов лесхозами по их лесохозяйственной деятельности, создание равных налоговых режимов на рынке лесозаготовки для организаций всех форм собственности. | Минлесхоз | |
74. | Установление единого критерия применения упрощенной системы налогообложения в размере два миллиона рублей. | Минфин | |
75. | Отмена ограничений по использованию упрощенной системы налогообложения организациям, 25 и более процентов уставного капитала которых принадлежит юридическим лицам. | Минфин | |
76. | Исключение из налоговой базы арендодателя сумм, коммунальных и эксплуатационных расходов, возмещаемых арендатором, не включенных в арендную плату и не являющихся услугами собственного производства для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. | Минфин | |
77. | Обеспечение снижения пенсионной страховой нагрузки на нанимателей путем перераспределения обязательных социальных отчислений между работодателем и наёмным работником. | Минтруда и соцзащиты | |
78. | Законодательное установление предельного размера взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний БРУСП «Белгосстрах» в размере 0,1% от фонда оплаты труда для организаций и ИП, не имевших в прошлом периоде страховых случаев. Отмена штрафных санкций за несвоевременное представление отчетности в БРУСП «Белгосстрах». Отмена обязанности регистрации в качестве плательщика по указанному страхованию и необходимости предоставления отчетности (в том числе и при их ликвидации) для общественных объединений, у которых отсутствуют штатные и другие оплачиваемые работники. | Минфин | |
79. | Отнесение части расходов нанимателя при оплате медицинской помощи для сотрудников непосредственно организации, оказывающей платные медицинские услуги, на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в рамках норматива средств, направляемых нанимателем на добровольное страхование медицинских расходов (5% от фонда заработной платы). | Минфин | Предлагается создать условия для рационального использования действующей налоговой льготы, за счет расширения его применения (в рамках существующих объемов льготного налогообложения, заложенных в бюджете). Это будет способствовать формированию цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения, созданию равных условия для организаций здравоохранения оказывающих платные услуги, разрушению «серого рынка» медицинских услуг, увеличению налоговой базы, повышению инвестиционной привлекательности и как следствие, открытию новых организаций здравоохранения, что позволит разгрузить бюджетный сектор. Необходимо внесение поправки в Налоговый кодекс РБ или в Указ Президента РБ № 219 от 12 мая 2005 г., которые подготовлены бизнес-союзами. |
80. | Освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога с сумм, направленных на медицинскую помощь для себя или близких родственников (социальный вычет). | Минфин | Предлагается создать условия для рационального использования действующего социального налогового вычета при приобретении полиса страхования медицинских расходов, за счет расширения его применения (в рамках существующих объемов льготного налогообложения, заложенных в бюджете). Это будет способствовать формированию цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения, созданию равных условия для организаций здравоохранения оказывающих платные услуги, разрушению «серого рынка» медицинских услуг, увеличению налоговой базы, повышению инвестиционной привлекательности и как следствие, открытию новых организаций здравоохранения, что позволит разгрузить бюджетный сектор. Необходимо внесение поправки в Налоговый кодекс РБ, которая подготовлена бизнес-союзами. |
5. ИНСТИТУТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО РАЗВИТИЯ И РОСТА: СИНЕРГИЯ ЦИФРОВОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ | |||
81. | Разработка и принятие законодательной базы для стимулирования в соответствии с международными стандартами внедрения технологий «интернет вещей», искусственного интеллекта, усиленной и виртуальной реальности, машинного обучения, аддитивных технологий, продвинутых роботов, блокчейна в традиционной экономике. | Минсвязи и информатизации | |
82. | Разработка и принятие законодательной базы для внедрения технологий «умных» энергетических сетей (smartgrid), интеграция современных источников генерации электроэнергии в единый энергетический рынок страны. | Минэнерго | |
83. | Принятие законодательной базы для создания и коммерциализации больших данных (bigdata). | Минсвязи и информатизации | |
84. | Создание на базе НАН Беларуси Центра синергии традиционной и цифровой экономики, производство информационных, аналитических образовательных материалов, раскрывающих потенциал внедрения традиционной экономикой технологий IV промышленной революции. | НАН Беларуси | |
85. | Освобождение от пошлин и налогов на импорт материальных и нематериальных услуг для внедрения белорусскими субъектами предпринимательской деятельности технологий IV промышленной революции. | Минфин | |
86. | Включение в статью «затраты, не учитываемые при налогообложении» Налогового Кодекса Республики Беларусь подпункта следующего содержания: «расходы на НИОКР для технологической, технической модернизации, адаптации следующих технологий IV промышленной революции: интернет вещей, искусственный интеллект, усиленная и виртуальная реальность, аддитивные технологии, машинное обучение, продвинутые роботы, блокчейн, «большие данные». | Минфин | |
87. | Расширение государственного заказа для организаций системы образования на подготовку специалистов для обеспечения адаптации экономики страны к внедрению технологий IV промышленной революции. | Минобразование | |
88. | Комплексная переработка учебных программ школ и университетов с учетом требований цифровой экономики и технологий IV промышленной революции: внедрение основ программирования, увеличение часов на изучение английского языка, финансовой грамотности, основ предпринимательской деятельности, стимулирование межшкольных и межвузовских обменов. | Минобразование | |
89. | Создание гарантийного фонда, как инструмента обеспечения доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам банков при недостаточности собственного обеспечения, выдающего гарантии по ходатайствам организаций малого и среднего бизнеса. | Минэкономики | |
90. | Принятие законодательной базы для развития финансовых операций напрямую между кредиторами и заёмщиками, минуя банковские учреждения. | Минфин | |
91. | Введение на 5 лет моратория на изменения условий хозяйствования для отечественных и иностранных инвесторов, ухудшающих их положение (налоговое, таможенное, земельное, валютное регулирование, лицензирование и сертификация). | Минэкономики | |
92. | Внедрение механизма оперативного зачета долговых обязательств, источником погашения которых являются бюджетные (казначейские) средства, в счет платежей в бюджет. | Минфин | |
93. | Принятие нормативного акта и методики оценки регулирующего воздействия законодательных актов. | Минэкономики | |
94. | Отмена нормы законодательства, согласно которой работающему пенсионеру уменьшается размер пенсии. | Минтруда и соцзащиты | |
6. ОТВЕТСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО | |||
95. | Отмена инвестиционных требований к инвесторам, приобретающим активы малых и средних государственных предприятий. | Минэкономики | |
96. | Проведение малой приватизации в пользу национальных инвесторов: продажа объектов республиканской и коммунальной собственности стоимостью до 20 млн. рублей, убыточных и неиспользуемых активов исключительно для резидентов Республики Беларусь. | Минэкономики | |
97. | Обеспечение полной прозрачности доходов и расходов всех органов государственного управления – с публикацией результатов на сайтах этих органов до 1 марта года, следующего за отчётным. | Минфин | |
98. | Размещение на сайте Министерства финансов Республики Беларусь полной, детальной информации о прошлых, настоящих и будущих бюджетных расходах органов государственного управления в рамках бюджетного процесса. | Минфин | |
99. | Принятие законов Республики Беларусь «Об объединениях работодателей», «О социальном диалоге». | Минтруда и соцзащиты | |
100. | Принятие Закона «О правах коммерческих организаций», законодательное закрепление основополагающих принципов коммерческой деятельности и прав, в том числе права на предпринимательский риск, обжалование неправомерных решений и действий госорганов, взыскание убытков, причиненных незаконными действиями или решениями должностных лиц. | Минэкономики | |
101. | Дополнение подпункта 1.17. статьи 131 «Затраты, не учитываемые при налогообложении» Налогового Кодекса Республики Беларусь подпунктом следующего содержания: «членских взносов (включая вступительные), перечисляемые в объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (союзы, ассоциации, общественные объединения), зарегистрированные на территории Республики Беларусь, в размере не более 500 базовых величин в год». | Минфин | |
102. | Возвращение для общественных и некоммерческих объединений предпринимателей и промышленников (союзов и ассоциаций) права применения понижающего коэффициента 0,1 к ставкам арендной платы. | Госкомимущество | |
103. | Принятие Закона Республики Беларусь «О благотворительности», с введением нормы льготирования по налогу на прибыль для организаций, которые оказывают спонсорскую помощь некоммерческим и общественным организациям, детским домам, многодетным семьям, инвалидам, объектам культуры и искусства, образования, спорта, религиозным общинам и другим, официально зарегистрированным в Республике Беларусь. | Минфин | |
104. | Проведение ежегодных слушаний в областных (городских, районных) советах депутатов по вопросу состояния, тенденций и проблем развития предпринимательства, с участием бизнес союзов и ассоциаций. | Облисполкомы, Минский горисполком | |
105. | Разработка концепции непрерывного профессионально-технического образования в стране на основе европейского опыта дуального образования. Определение структур работодателей основными заказчиками в системах образования. | Минобразование | |
106. | Дополнение Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» отдельной статьёй о вступлении в силу нормативных правовых актов, закрепляющих и (или) изменяющих условия ведения бизнеса, не ранее чем через шесть месяцев после официального опубликования, за исключением актов, улучшающих правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. | Минэкономики |