1. На социально значимые товары Совмин отпустил цены в январе 2016.
При этом регулирование разрешили только при необходимости и на срок не более 90 дней в году.
За прошедший период, данным правом Минторг не воспользовался.
2. Анализ:
Предельные тарифы на медицинские услуги были разработаны еще в 2007-2008 годах и в последующем только частично проиндексированы. За данный период цены в стране выросли практически на все в 8-12 раз (см. Таблицу), кроме регулируемых медицинских услуг — стоматологические услуги (коричневая линия) — в 2,2 раза, а лабораторные и диагностические услуги (зеленая линия) — в 3,3 раза. Одновременно обращаем внимание на то, что тарифы на нерегулируемые стоматологические услуги (светло-зеленая линия) увеличились всего в 4,4 раза, что значительно ниже уровня инфляции (в связи существованием высокой конкуренции на рынке стоматологических услуг).
Кроме того, двойного регулирования тарифов, как в здравоохранении, нет не в одной отрасли народного хозяйства!
Рентабельность регулируемых услуг достигает минус 100 %, что не способствует развитию и инвестированию в данные услуги или толкает многие медцентры работать по «серому».
3. Почему Минздрав продолжает регулировать тарифы на диагностические и стоматологические услуги?
Здравоохранение — это одна из немногих отраслей экономики страны, где созданы все условия для полноценной конкуренции, так как существует в десятки раз превосходящий по объему оказываемых услуг сектор бесплатного государственного бюджетного здравоохранения, а платные медицинские услуги оказывают как частные, так и государственные организации и ведомственные поликлиники. Поэтому, в таких условиях ни один субъект хозяйствования не возьмет на себя смелость необоснованно поднять цену и остаться без пациентов.
Кроме того, в отличии от социальных товаров, медицинские услуги (диагностические) можно получить бесплатно – по показаниям. Так что, по нашему мнению, их нельзя относить к социально значимым, влияющим на жизненный уровень населения.
4. Для диагностических услуг мы не видим никаких препятствий, чтобы тарифы отпустить и полностью исключить из Перечня, утвержденного Постановлением Совмина № 35.
В случае стоматологических услуг, есть некоторые особенности, так как существует бесплатное протезирование для некоторых категорий граждан, в соответствии Законами РБ. В связи с этим, мы предлагаем:
- Или полностью отпустить стоматологические тарифы, исключив из Перечня, а Минздраву самому регулировать тарифы внутри ведомства;
- Или отпустить частично, оставив в Перечне регулирование для госорганизаций и только для граждан имеющих социальные льготы.
Предлагаем Проект изменений в Перечень Постановления Совмина № 35.
5. Как промежуточный вариант, предлагаем отказаться от двойного регулирования тарифов, чего нет не в одной отрасли народного хозяйства, отказавшись от предельный тарифов, ограничив их только предельным уровнем рентабельности.
6. Есть очень эффективный опыт регулирования тарифов – письма Минздрава!!!
В. Коява